Образование
#новости

Минтруд разработал проект профессионального стандарта для школьных учителей

Он касается педагогов всех ступеней общего образования.

Что это за проект

Документ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов. В случае его утверждения он вступит в силу с сентября текущего года и будет действовать до сентября 2028-го.

В пояснительной записке к документу уточняется, что необходимость нового профстандарта вызвана изменениями, ранее внесёнными в ФЗ «Об образовании». Речь идёт о допуске студентов педагогических вузов к работе в школе, а также о внедрении типовых учебных программ. А ещё в 2021 году утвердили новые наименования квалификаций и требования к ним.

Кроме того, предыдущая редакция не отвечает федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Поэтому новая предусматривает требования к цифровым навыкам учителей.

В связи с этим авторы инициативы считают необходимым внести некоторые корректировки и уточнения, касающиеся:

  • наименований видов и целей профессиональной деятельности школьных педагогов;
  • обобщённых и отдельных трудовых функций и действий;
  • привязки обобщённых трудовых функций к уровням квалификации;
  • требований к образованию и опыту специалистов;
  • формулировки требований к необходимым умениям и знаниям, в том числе с учётом информационных технологий.

Что конкретно хотят изменить

Стоит уточнить, что если старая редакция касалась как школьных педагогов, так и тех, кто работает в детских садах, то в предлагаемой содержатся требования только к учителям системы общего образования.

Поскольку теперь к преподаванию в школе допускаются студенты-старшекурсники, в документе отсутствует требование о наличии среднего профессионального или высшего образования. В новой версии говорится, что кандидат должен иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года учёбы в вузе.

Поскольку внедряемые учебные программы являются типовыми, для педагогов, которые ими пользуются, не будут действовать требования, относящиеся к разработке нетиповых программ.

В новом документе появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Так, учителям полагается:

  • владеть навыками в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий;
  • владеть методами подготовки и проведения мероприятий с использованием видеосервисов, проводить видеоконференции, использовать необходимое для этого оборудование;
  • использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей;
  • использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации;
  • использовать средства цифровой коммуникации с учениками и их родителями, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • использовать в учебном процессе такие ресурсы, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеосервисы, а также работать над учебными цифровыми материалами и уметь создавать собственные;
  • применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
  • вести документацию в электронном формате;
  • придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.

Что касается преподавания в целом, то проект предполагает, что учителя должны уметь:

  • формировать у учащихся (в том числе с ОВЗ) общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
  • обучать школьников информационной безопасности, учитывая их возрастные особенности;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять подходящие предметам обучения ресурсы и сервисы;
  • применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.

Кстати, в феврале прошлого года «Образовательная инициатива „Яндекса“» подсчитала, что цифровыми навыками владеют 87% российских учителей. Почти тогда же замглавы Минцифры Евгений Кисляков заявил, что до конца 2024 года педагогам оборудуют 700 тысяч «цифровых» рабочих мест.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована