Минпросвещения разработало новый макет ФГОС среднего профессионального образования
В этом году планируется подготовить стандарты по 100 укрупнённым профессиям и специальностям.
roxanne minnish / pexels
Документы размещены на сайте Института развития профессионального образования. Они предусматривают:
- изменения в структуре учебной программы (планируется включить больше практики и сделать образовательные циклы гибче);
- выбор видов деятельности для формирования программы по принципу так называемого конструктора компетенций;
- освоение дополнительных квалификаций по выбору;
- изучение основ бережливого производства;
- введение модуля, позволяющего трансформировать профессию в цифровую;
- оптимизацию сроков (до двух лет — для рабочих специальностей и профессий, до трёх лет — для очного обучения по более сложным направлениям, где требуется разбираться в современных технологиях).
При очно-заочном или заочном формате длительность программ увеличивается не более чем на один или полтора года соответственно.
Согласно документам, содержание образовательных программ по профессиям должно составляться учреждениями в соответствии с потребностями региональных рынков труда. Обучение проходит в очной, очно-заочной и заочной формах. Кроме того, возможно применение дистанционных технологий. Однако они должны быть адаптированы для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Уточняется, что вуз может реализовывать программы как в сетевой форме (то есть сотрудничая с другими университетами), так и самостоятельно.
Помимо этого, учреждения системы СПО должны будут проводить воспитательную работу в соответствии с планом. Её необходимо включать в учебную программу. Кстати, недавно в Skillbox Media писали о том, что это касается и вузов.
Первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко заявил, что уже в этом году будут разработаны стандарты по 100 профессиям и специальностям, подготовку по которым осуществляют колледжи и техникумы. Составлением регламента займутся федеральные учебно-методические объединения под руководством Института развития профессионального образования.
Он также напомнил, что популярность среднего профобразования в последние годы растёт. Это подтверждают и исследования. Например, опрос среди родителей одиннадцатиклассников, который провёл рекрутинговый сервис SuperJob, показал, что продолжить обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования хочет 21% выпускников. Для сравнения: в 2010 году такой ответ дали лишь 8% респондентов.
Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. Позднее сообщалось о грядущем изменении практики формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сокращение избыточного госрегулирования.