Любопытство vs лидерство: что мотивирует детей учиться и как сохранить интерес к учёбе
«Яндекс.Учебник» выяснил, что мотивирует младшеклассников и какие предметы они любят. О результатах опроса размышляет нейропсихолог Ксения Вотякова.
Фото: Lithiumphoto / Shutterstock
Ксения Вотякова
- нейропсихолог, специалист по сопровождению обучения
- научный консультант «Яндекс.Учебника»
- занималась научными исследованиями трудностей обучения, консультированием и коррекционной работой с детьми
В конце 2021 года «Яндекс.Учебник» проводил онлайны-олимпиады для начальных классов «А я знаю». А после подведения их итогов устроил опрос среди 2438 родителей и выяснил, чем привлекает их детей учёба в школе. Результаты получились интересные.
Почему детям нравится учиться
Оказалось, что нынешними младшеклассниками движет любопытство, а в основе учёбы лежит познавательный интерес. Большая часть опрошенных родителей (45,6%) рассказали, что их дети любят сам процесс учёбы, узнавать что-то новое и интересное. А значит, ребятами движет внутренняя мотивация: они продолжат учиться, даже если окружающие перестанут этого требовать.
С одной стороны, популярность такого ответа легко объяснима. Она отражает особенности возраста: в 7–10 лет дети ещё готовы задавать много вопросов, их интересует связь между явлением и сутью. Они искренне хотят найти возможные причины происходящих событий: например, почему соль растворяется в воде, откуда берётся ветер, почему мы говорим «сАбака», а пишем «сОбака».
С другой стороны, данные действительно вдохновляют, поскольку сегодня распространена ситуация, когда уже в начальной школе внешняя мотивация побеждает внутреннюю. Часто на смену естественному любопытству приходит погоня за оценками и местами в рейтинге, попытка избежать наказания от родителей и учителей или, наоборот, получить награду в виде нового гаджета.
Интересно, что ещё одна грань внутренней мотивации — размышления о будущем, понимание, как учёба поможет в дальнейшей жизни, — заняла почётное четвёртое место по результатам опроса. Хотя мало кто из младших школьников может действительно проецировать свои успехи на профессиональные достижения в будущем, 19,5% родителей отмечают это как важный фактор мотивации.
Однако, на мой взгляд, взрослым важно помнить, что хорошим предиктором успешности во взрослой жизни становится способность ребёнка к самоконтролю и регуляции собственного поведения, а не только школьная успеваемость — это показывают данные лонгитюдных психологических исследований. Развитию именно этих навыков должны уделять время педагоги и родители.
Детей мотивирует стремление быть первыми. Это хорошо?
Хотя внутренняя мотивация и оказалась на первом месте, соседние строчки «рейтинга» заняли факторы мотивации внешней. Чуть больше трети родителей (36,7%) отметили, что их детей мотивирует стремление быть первыми и получать хорошие отметки. Ещё 32% рассказали, что сами являются источником мотивации для своих детей и настаивают на учёбе.
Исследования показывают, что внешняя учебная мотивация и правда может победить мотивацию внутреннюю, и это не всегда приводит к позитивным результатам. Например, если начать платить за хорошие оценки ребёнку, который учится из интереса, его познавательная активность становится меньше.
Конечно, невозможно учиться только за счёт любопытства, внешняя мотивация есть в любом обучении — но важно не злоупотреблять ей.
Что это означает для взрослых, педагогов и родителей? Прежде всего, хвалить детей стоит за новые знания и умения, а не только и не столько за хорошие оценки. Важно также постоянно отмечать достижения ребёнка по сравнению с его же успехами в прошлом и те усилия, которые он приложил для результата. Даже если результат был не настолько хорош, как всем хотелось бы.
А учителям нужно давать развёрнутую обратную связь своим подопечным — что получается хорошо, а что пока не очень и почему. Такой подход позволяет максимально долго сохранять внутренний интерес к обучению и повысить его эффективность.
Почему математика и физкультура популярнее русского языка
Интересно, что в ответах на вопрос о любимых школьных предметах детей, на первые места вышли математика, ИЗО, физкультура и окружающий мир, а вот русский язык оказался на последнем месте.
Популярность математики, конечно, радует. Обучение по этому предмету в начальной школе обычно идёт постепенно, это помогает понимать и осваивать материал. А если ребёнок успешен в каком-то предмете, то ему нравится им заниматься.
К сожалению, обратное утверждение тоже верно — если какой-то предмет даётся ребёнку тяжело, теряется ощущение успешности, компетентности. Как следствие — мотивация к изучению дисциплины падает. Думаю, это отчасти объясняет «непопулярность» русского языка среди младшеклассников-олимпиадников.
Освоение навыка чтения и письма — сложная работа, которая требует времени и больших усилий. На мой взгляд, программа по русскому языку в начальной школе очень интенсивная, а языковой материал и тексты, с которыми работают дети, не всегда актуальны для них, а значит, и не интересны.
Уроки ИЗО и физкультуры отличает куда более свободная организация процесса, возможность двигаться, творить. С одной стороны, объяснить это просто: дети в младшей школе во многом сохраняют непосредственность и готовы выражать себя без оглядки на окружающих. С другой, когда школьники сталкиваются с трудностями в обучении, многие из них выбирают физкультуру и ИЗО как самые интересные предметы — в этих сферах они не чувствуют неуспешности. Это я, как практикующий нейропсихолог, часто замечаю.
Можно ли мотивировать с помощью гаджетов
Ещё один вопрос к родителям был о том, как дети используют гаджеты. Мне показались важными данные, что дети не только играют (73,2%), общаются (34,3%) и смотрят развлекательный контент (60,2%), но и используют гаджеты для учёбы — так ответили 59,9% родителей.
Думаю, здесь велика роль взрослых: нужно показывать ребёнку, что в интернете есть обучающий контент или сервисы, которые могут быть интересными по манере подачи и содержанию, выступить альтернативой или дополнением к обычным школьным учебникам. Тем более что сейчас образовательный контент есть во множестве форм — курсы, уроки, подкасты, мультики. Все они помогают ответить на вопрос «Как устроен мир вокруг меня?» и поддержать естественный исследовательский интерес.
Было бы здорово, если бы рядом с детьми первое время был взрослый (учитель или член семьи), который выступит навигатором в море информации в интернете, научит оценивать достоверность информации, вдохновит и зарядит своим интересом, сформирует привычку смотреть и слушать только качественный контент.