Образование
#Мнения

Кто окажется в «Приоритете» государственной образовательной политики

Эксперт Института образования ВШЭ Александр Клягин оценил, сколько университетов смогут претендовать на государственную поддержку по программе.

jannoon028 / Racool_studio / Freepik / OlyaSnow для Skillbox Media

Александр Клягин — кандидат экономических наук, ведущий эксперт проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования Высшей школы экономики. Соавтор ряда исследований и аналитических материалов о развитии университетов России.

Свои выводы о потенциальных возможностях входа университетов в программу «Приоритет-2030» Александр Клягин опубликовал в личном Facebook*-аккаунте.

Напомним, заявки вузов на программу принимаются до 6 августа. Планируется, что не менее ста российских вузов — участников «Приоритета» будут получать базовую часть гранта в размере 100 млн рублей ежегодно, а некоторые смогут претендовать на дополнительную поддержку. Это самая масштабная программа поддержки вузов в новейшей истории России. Охватит ли она все регионы? Об этом — в мнении Александра Клягина, которое мы публикуем с разрешения автора.

Конкурс — 1,3 вуза на место

Основной допуск к отбору для вузов — это три критерия: более четырёх тысяч очников, более миллиарда рублей дохода и более 5% доходов от НИОКР.

Всем трём критериям соответствуют 134 вуза: 133 государственных и один частный, это «Синергия».

Плюс держим в уме второй вход — квоту для пяти творческих вузов. Получается, что на вход в программу, если мы говорим именно про получение дополнительной государственной финансовой поддержки с первого года программы, могут претендовать 28% всех государственных головных вузов. То есть конкурс 1,3 вуза на место, если речь о планируемых ста вузах-участниках.

В части педвузов трём критериям отвечают только РГПУ им. А. И. Герцена, Новосибирский государственный педагогический университет и Мининский университет (это «подведы» Минпросвещения России) и Московский городской педагогический университет («подвед» Правительства Москвы).

Кандидаты на успех

Конечно, есть ещё два входа в программу, и про них не стоит забывать.

По третьему входу, для которого вуз должен соответствовать требованиям по двум из трёх основных критериев, в программу может войти ещё 81 вуз, в том числе пять негосударственных.

Этот вход расширяет охват программы до 42% от общего числа государственных вузов.

Но есть нюансы. Вузы, которые будут заходить в программу через третий вход, не получат средства, пока не выполнят все три критерия. До этого момента они могут быть признаны только кандидатами в участники программы.

Идеология этого входа в следующем: вузы, которые готовы развиваться, но немного не дотягивают до пороговых значений критериев допуска к отбору, не должны оказаться вне контекста развития и общей рамки стратегического академического лидерства. Они имеют шанс на вхождение в круг участников, если поправят свои позиции при участии, в том числе финансовом, со стороны регионов или ФОИВов. Это должно усилить вклад вузов в региональное и (или) отраслевое развитие, а в итоге и в достижение национальных целей.

Или же по ряду кандидатов станет понятен пессимистичный исход — инерционное развитие вузов и неизбежное присоединение к более сильным и востребованным.

Регион или ФОИВ должен предоставить софинансирование до момента, пока вуз не подтвердит пороговые значения по трём из трёх критериев. Не верится пока, что на третий вход будет большая очередь из желающих с подтверждённым софинансированием в объёме не менее базовой части субсидии (до 100 млн рублей), но возможность такая есть.

Непростые слияния

Четвёртый вход возможен при реорганизации. Вообще слияния — это всегда сложно и долго, слияния вузов тем более. А в некоторых регионах они даже вредны, если вследствие слияний снижается конкуренция. Именно поэтому очень важно просчитывать потенциальные риски и эффекты. Это предполагает длительную системную работу, правильно выстроенную коммуникацию со всеми целевыми группами. И здесь важно делать всё заблаговременно, а не в процессе, когда уже эти процессы принимают необратимый характер.

Сразу оговорюсь, что не учитывал возможности слияний вузов с научными организациями, региональные и местные нюансы, а также не анализировал эффективность потенциальных решений о слиянии, то есть это самые приблизительные прикидки самых общих возможностей.

Есть два сценария — для регионов, вузы которых не проходят входной фильтр в программу, и сценарий «консолидации активов» для регионов, в которых есть вузы, отвечающие двум из трёх критериев или даже всем трём критериям. Во втором случае берут верх стратегические мотивы к слияниям. По двум этим сценариям получаем 36 субъектов, в которых теоретически слияния возможны с наименьшими процедурными проблемами.

Никуда не попадают, если не выбирают вариант реорганизации, 283 государственных вуза — 58% от общего числа госвузов. Это вузы, которые не выполняют все три критерия на вход и по каким-то причинам (например, из-за отсутствия поддержки региона) не могут стать кандидатами на участие с софинансированием.

В недавнем прошлом возник бы лозунг «Вузы всех регионов, объединяйтесь!», но юмор здесь неуместен, особенно в отношении тех вузов, для кого такой поворот стал существенным жизненным испытанием. Сил, терпения и удачи хочется им пожелать.

Помогут ли консорциумы

Через первый вход в программу на участие претендуют вузы 54-х из 82-х регионов, в которых есть головные вузы. Это 65% субъектов РФ.

Третий вход в программу увеличивает охват по регионам до 78% — 64 из 82 регионов.

Из возможности участия в программе по первому входу выпадают такие регионы как Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, Камчатский край и другие. Шансом для их вузов может стать участие в объединениях с другими университетами. На днях было объявлено, что для участия в «Приоритете» уже создано 19 консорциумов. Как будет работать этот вход в программу?

Во-первых, стоит учесть, что в мировой практике упоминаются два типа консорциумов — как временное объединение без создания юридического лица, только на период реализации проекта или программы и как этап слияния. Программа «Приоритет-2030» предоставляет вузам и регионам самостоятельный выбор трека развития.

Во-вторых, заявку на конкурс в программу «Приоритет» подаёт не всё объединение, а вуз, который создаёт консорциум в целях реализации своей программы развития. Если такой вуз станет победителем, то он может распределять средства программы между членами консорциума. А они могут разделить его ответственность по достижению показателей его же программы развития.

Таким образом, теоретически вузы, не попадающие в программу самостоятельно, могут получить дополнительные ресурсы для развития с помощью интеграции в консорциумы.

Что в итоге? Поскольку участниками могут стать не более ста вузов, есть только два выхода, чтобы достичь системных изменений во всём секторе высшего образования. Первый — увеличивать финансирование программы и количество вузов-участников в последующие годы. Второй — стимулировать сетевое взаимодействие через консорциумы. Будем надеяться, что как в рамках программы «Приоритет» через консорциумы, так и за счёт дополнительных мер поддержки удастся сгладить неравенство вузовской сети.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована