Образование
#статьи

Книжная полка: «Точка опоры», Виктор Шаталов

Рассказываем о книге, полной вдохновляющих историй и полезных кейсов из учительской практики, — классике поздней советской педагогики.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Издательство: «Педагогика».

Год выпуска: 1987.

Советский педагог Виктор Шаталов с 1956 года работал над экспериментальными методиками эффективного обучения, которые практиковал и оттачивал в школе. В итоге Шаталов разработал собственную систему преподавания в русле педагогики сотрудничества. Её отличительные черты — гуманное отношение к ученику и воспитание познавательной самостоятельности, опора на психологические законы восприятия информации, стройность и систематичность изложения учебного материала.

Для объяснения и закрепления информации автор применял метод опорных конспектов — фразы, отдельные слова, символы и рисунки, которые наглядно отображают ключевые понятия изучаемой темы и взаимосвязи между ними.

Шаталов считал, что учиться могут все, и придавал большое значение вопросам мотивации. Чтобы пробудить в детях интерес к познанию, он устранял страх оценки, делал акцент на успехах, а не неудачах, поощрял взаимопомощь среди учеников. Также Шаталов использовал методы, которые мы сейчас назвали бы элементами геймификации, — добавлял соревновательные, игровые и другие механики вовлечения.

«Как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь? Точка опоры — это прежде всего обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которой — честь, совесть, правда. Чувство достоинства не возникает на пустом месте и в один момент, а взращивается в ежедневной упорной работе каждую минуту и на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников. Все действия, поступки учителя, большие и малые находки, средства и приёмы обучения не будут ничего значить, если они не одушевлены этим главным стремлением и не вытекают из воспитательной задачи».

«Точка опоры»,
Виктор Шаталов

Виктор Шаталов стал автором множества книг и других публикаций. «Точка опоры» продолжает рассказ педагога о его работе с экспериментальными классами, начатый в книгах «Куда и как исчезли тройки» и «Педагогическая проза».

Свои идеи и дидактические разработки Шаталов не просто иллюстрирует примерами из практики. Почти каждая небольшая глава — это история о решении непростой образовательной задачи с помощью индивидуального подхода к ученику, наблюдательности и доброты — и, конечно, эффективных дидактических методов. Всё это по-прежнему актуально для всех, кто учит детей и взрослых.

Кому будет полезно: учителям, преподавателям, методистам и всем, кто любит добрые книги о школе.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована