Образование
#статьи

Книжная полка: «Свобода учиться», Карл Роджерс и Джером Фрейберг

Книга одного из основоположников человекоцентричного подхода к обучению.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Оригинальное название: Freedom to Learn.

Издательство: «Смысл».

Год выпуска: 2019.

Карл Роджерс — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии и человекоориентированного подхода к обучению. Этот подход базируется на развитии автономии и независимости ученика, его индивидуальном опыте взаимодействия с окружающим миром. В отличие от традиционной образовательной парадигмы, в которой источником знаний выступает учитель, человекоориентированный подход подчёркивает важность активной деятельности ученика. Он сам добывает и конструирует свои знания, тогда как учитель в этом процессе становится фасилитатором, наставником или консультантом.

Практике и теории человекоцентричного подхода в образовании Карл Роджерс посвятил книгу «Свобода учиться», написанную им в соавторстве с Джеромом Фрейбергом. Впервые книга была опубликована ещё в 1969 году и с тех пор неоднократно переиздавалась.

Роджерс выделяет два типа обучения: бессмысленное, то есть принудительное, безличностное, оцениваемое извне, направленное на усвоение фактов, и осмысленное — самостоятельно инициируемое, вовлечённое, направленное на формирование смыслов. Первый тип оправдан для подготовки человека к жизни в стабильной, неизменной среде, где знания, передающиеся через поколения, не теряют актуальности. Но современный мир совсем не такой, и, по мнению Карла Роджерса, системе образования важно активизировать процесс самостоятельного осмысленного обучения.

В «Свободе учиться» авторы рассказывают об опыте школ, которые внедрили человекоцентричный подход, о ключевых принципах фасилитации обучения и установках, которые помогут учителям и администраторам работать в этой парадигме. Роджерс и Фрейберг также пишут о формах и методах осмысленного обучения, о формировании самодисциплины в классе. Отдельная глава посвящена исследованиям эффективности человекоцентричного обучения, проведённым в течение XX века. Кроме того, авторы подробно объясняют центральные понятия гуманистической теории Роджерса, такие как свобода и ценности.

Кому будет полезно: учителям, преподавателям, методистам.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована