Образование Корп. обучение
#статьи

Книжная полка: «Слово на слайде», Александр Григорьев

Практическое руководство по тому, как создавать содержательные, структурированные и понятные презентации.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Слово на слайде: как писать презентации, после которых с вами захочется иметь дело».

Издательство: «Бомбора».

Год выпуска: 2023.

Все презентации можно разделить на две большие категории. Первые предназначены для публичных выступлений в самом широком смысле — от лекции для студентов до доклада на профессиональной конференции. Как правило, такая презентация содержит главные тезисы речи оратора, диаграммы и иллюстрации, даты и другие числа, призванные подкрепить и пояснить устную информацию. Роль слайдов здесь скорее вспомогательная: даже если презентация получилась неудачная, хороший спикер, который излагает материал понятно и увлекательно, исправит ситуацию.

Совсем другое дело, если презентация предназначена для чтения. Такие часто используют в сфере образования — есть даже формат слайдовых курсов, которые по сути своей представляют собой как раз презентацию. Также в формате презентации часто составляют коммерческие предложения, которые компании — провайдеры обучения и методисты-фрилансеры отправляют потенциальным заказчикам. В этой ситуации читатель остаётся со слайдами один на один. И если презентация не выполняет свою задачу, то студент не усвоит учебный материал, а возможного клиента не получится привлечь к сотрудничеству.

Тому, как создавать содержательные, структурированные и понятные презентации для чтения, достигающие поставленной цели, и посвящена книга «Слово на слайде» Александра Григорьева, бывшего главного редактора маркетингового агентства Hotred. Как считает автор, идеальная презентация — это «история». Кавычки означают, что в презентации, конечно, не обязательны персонажи и развитие сюжета — однако она должна быть целостной, выразительной и ясной, а слайды должны быть логически связаны друг с другом.

«Работа над любой „историей“, в том числе предназначенной для слайдов, состоит в отборе и организации материала. Её результат — продуманная, выверенная целостность. Иными словами: каждый факт, каждая мысль и каждое слово в нашей „истории“ оказались на своём месте. Каждая частность существует не сама по себе, а соотносится с незримым смысловым центром. <…> В хорошем художественном произведении любое происшествие, любая реплика, любая деталь каким-то образом связаны с общим замыслом. И в нехудожественных, бессюжетных рассказах — „историях“ — всё то же самое».

«Слово на слайде»,
Александр Григорьев

Смысловым центром презентации в этом случае становится цель её автора, на которую работает каждый слайд. При этом презентация обязательно учитывает и ценности читателя — то есть говорит о том, что ему важно. Для этого создателю нужно в первую очередь проанализировать материал, выделить в нём главное и второстепенное, найти взаимосвязи. А затем — превратить структурированный материал в историю на слайдах, изложив его понятным читателю языком и используя грамотную композицию.

Фото: SeventyFour / Shutterstock

Один из приёмов, который рекомендует автор, — использование содержательных заголовков. Согласно этому подходу, название каждого слайда содержит не его тему, а ключевую мысль, которая затем раскрывается и уточняется. То есть, например, не «Наши результаты», а «На наших тренингах обучились уже 1500 специалистов по продажам». И если презентация структурирована правильно, то читатель получит представление о её содержании, даже если бегло просмотрит только заголовки, не вчитываясь в слайды.

Важно заметить, что автор не затрагивает визуальное оформление презентации — только текст, его структуру и композицию. Также он не даёт строгих предписаний в духе «делайте вот так, а вот так не делайте». Как считает Александр Григорьев, хороший текст не терпит ограничений, и на слайдах «может быть что угодно, если это оправдано целью и сделано со вкусом».

В первых четырёх главах автор объясняет свой подход к созданию презентаций и принципы, на которые ориентируется в работе. Главы 5, 6 и 7 посвящены организации и редактуре текста на отдельных слайдах, включая первый и заключительный, у которых специфические функции. В главе 8 говорится о том, как сложить из слайдов цельную историю, а в главе 9 — как использовать презентацию, чтобы доступно объяснять сложные вещи. Главы с практическими рекомендациями иллюстрированы примерами: Александр Григорьев показывает больше сотни слайдов, часть из которых взята из реальных презентаций, а часть сделана специально для книги.

Кому будет полезно: всем, кто создаёт презентации для образовательных и маркетинговых целей, а также работает с прикладными текстами.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована