Образование
#статьи

Книжная полка: «Школьная среда как предмет измерения», Витольд Ясвин

Рассказываем о монографии, посвящённой анализу и организации образовательной среды — благоприятного пространства для развития ученика.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Школьная среда как предмет измерения. Экспертиза, проектирование, управление».

Издательство: «Народное образование».

Год выпуска: 2019.

Образовательная среда как совокупность условий для воспитания, обучения и развития человека вызывала интерес у педагогов с момента зарождения этой науки. Ещё Коменский, Руссо и Песталоцци писали о важности окружения для формирования личности. А в XX веке педагоги и психологи начали подходить к изучению и созданию образовательной среды со строго научной точки зрения.

Этой важной части образования посвятил свою монографию Витольд Ясвин — доктор психологических и педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ. Книга, о которой пойдёт речь, — уже не первая работа автора на эту тему. Ей предшествовали, например, «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» и «Школа как развивающая среда».

В монографии «Школьная среда как предмет измерения» Ясвин обобщил результаты педагогических и психологических изысканий на тему образовательной среды, представил анализ методологических подходов к её исследованию и проектированию.

«Человек так или иначе стремится удовлетворять свои потребности, находя для этого соответствующие возможности. И если ребёнок или учитель не обеспечен такими возможностями в школьной образовательной среде, то он будет искать эти возможности в среде обитания вне пределов школьной среды. Школьная образовательная среда может и должна обеспечивать органичный процесс онтогенетической трансформации первичных потребностей ребёнка в социогенные потребности — жизненные ценности, которые начинают играть в развитии ребёнка всё большую роль в качестве источников мотивации».

«Школьная среда как предмет измерения»,
Витольд Ясвин

Автор также предлагает методики для экспертизы и моделирования различных компонентов школьной среды — от организационного-технологического до социального. Отдельная глава посвящена практике — тому, как проектировать образовательную среду и оценивать её качество. Также Ясвин затрагивает важный вопрос профессиональной подготовки педагогов. А в приложении читатель найдёт чек‑листы, таблицы и другие полезные материалы для самостоятельного анализа школьной среды, организационно-образовательной модели школы, организационной культуры педагогического коллектива.

Кому будет полезно: учителям, преподавателям и методистам, исследователям в сфере педагогики и психологии образования, руководителям образовательных организаций.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована