Книжная полка: «Школьная среда как предмет измерения», Витольд Ясвин
Рассказываем о монографии, посвящённой анализу и организации образовательной среды — благоприятного пространства для развития ученика.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Школьная среда как предмет измерения. Экспертиза, проектирование, управление».
Издательство: «Народное образование».
Год выпуска: 2019.
Образовательная среда как совокупность условий для воспитания, обучения и развития человека вызывала интерес у педагогов с момента зарождения этой науки. Ещё Коменский, Руссо и Песталоцци писали о важности окружения для формирования личности. А в XX веке педагоги и психологи начали подходить к изучению и созданию образовательной среды со строго научной точки зрения.
Этой важной части образования посвятил свою монографию Витольд Ясвин — доктор психологических и педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ. Книга, о которой пойдёт речь, — уже не первая работа автора на эту тему. Ей предшествовали, например, «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» и «Школа как развивающая среда».
В монографии «Школьная среда как предмет измерения» Ясвин обобщил результаты педагогических и психологических изысканий на тему образовательной среды, представил анализ методологических подходов к её исследованию и проектированию.
«Человек так или иначе стремится удовлетворять свои потребности, находя для этого соответствующие возможности. И если ребёнок или учитель не обеспечен такими возможностями в школьной образовательной среде, то он будет искать эти возможности в среде обитания вне пределов школьной среды. Школьная образовательная среда может и должна обеспечивать органичный процесс онтогенетической трансформации первичных потребностей ребёнка в социогенные потребности — жизненные ценности, которые начинают играть в развитии ребёнка всё большую роль в качестве источников мотивации».
«Школьная среда как предмет измерения»,
Витольд Ясвин
Автор также предлагает методики для экспертизы и моделирования различных компонентов школьной среды — от организационного-технологического до социального. Отдельная глава посвящена практике — тому, как проектировать образовательную среду и оценивать её качество. Также Ясвин затрагивает важный вопрос профессиональной подготовки педагогов. А в приложении читатель найдёт чек‑листы, таблицы и другие полезные материалы для самостоятельного анализа школьной среды, организационно-образовательной модели школы, организационной культуры педагогического коллектива.
Кому будет полезно: учителям, преподавателям и методистам, исследователям в сфере педагогики и психологии образования, руководителям образовательных организаций.