Книжная полка: «Прямо сейчас ваш мозг совершает подвиг», Станислас Деан
Книга о том, что известно нейронаукам про нашу способность читать.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Прямо сейчас ваш мозг совершает подвиг. Как человек научился читать и превращать слова на бумаге в миры и смыслы».
Оригинальное название: Reading in the Brain: The New Science of How We Read.
Издательство: «Бомбора».
Год выпуска: 2022.
Если задуматься над механикой чтения, то она выглядит как что-то магическое — мы смотрим на значки на бумаге или экране, а в голове при этом возникают образы и смыслы. Но этот процесс нам настолько привычен, что сознательно мы его не замечаем и не задумываемся, что происходит в нашем мозге во время чтения и насколько это сложнейший процесс.
Вопросам, как человечество научилось читать и как навык чтения формируется у конкретного человека, посвятил свои исследования Станислас Деан — французский нейробиолог и доктор наук, специализирующийся на когнитивной психологии, автор известной книги «Как мы учимся». По результатам научных изысканий он написал ещё одну научно-популярную книгу — «Прямо сейчас ваш мозг совершает подвиг».
По словам автора, одной из больших загадок было то, каким образом человеческий мозг, мало отличающийся от мозга других приматов, научился распознавать письменные слова. Визуализация работы мозга показывает, что при чтении у всех людей активируются специальные цепи нейронов. Но они просто не успели бы сформироваться эволюционно, так как мозг развивался миллионы лет, а письменность возникла всего несколько тысяч лет назад. Станислас сформулировал гипотезу о том, что изначально у этих нейронных цепей была иная функция, и они сменили свою роль, когда у человека появилась потребность понимать текст. Эту гипотезу автор назвал «нейронным рециклингом».
«Наш мозг отнюдь не чистый лист, который покорно впитывает всё, что его окружает; он адаптируется к конкретной культуре, минимально корректируя свои функции с учётом новых требований. Иными словами, мозг — это не tabula rasa, в рамках которой накапливаются культурные конструкции, а тщательно структурированное устройство, способное переориентировать некоторые свои части на новые задачи. Осваивая тот или иной навык, мы перепрофилируем определённые старые нейронные сети, доставшиеся нам от приматов, — конечно, в той мере, в какой они допускают подобные трансформации».
«Прямо сейчас ваш мозг совершает подвиг»,
Станислас Деан
В первых трёх главах Станислас рассказывает, какие механизмы задействованы в процессе чтения — с точки зрения психологии, активности областей мозга и отдельных нейронов. В четвёртой главе автор рассматривает, как ограничения устройства мозга повлияли на эволюцию письменности. Затем — как учатся читать дети и какой способ обучения чтению самый эффективный. Так, нейробиолог критикует популярный на Западе метод целых слов, который недавно потерпел фиаско, и приводит аргументы в пользу фонетического метода. В шестой и седьмой главах Станислас говорит о дислексии — почему она возникает и можно ли её преодолеть. А последняя глава посвящена размышлениям и исследованиям об уникальности человека — единственного живого существа, который обладает воображением и создал культуру.
Кому будет полезно: учителям начальных классов, а также всем, кто интересуется работой мозга.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!