Книжная полка: пособие о проектном обучении в магистратуре Инобра НИУ ВШЭ
Опыт подготовки и внедрения проектной деятельности в вузе.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Магистерские программы Института образования НИУ ВШЭ: практики применения проектного обучения».
Авторы: Евгения Ефимова и Татьяна Хавенсон.
Издательство: Издательский дом Высшей школы экономики.
Год выпуска: 2023.
Проектное обучение в вузе имеет много преимуществ. Когда студенты применяют знания и навыки для решения задач и проблем из реальной жизни, они хорошо запоминают изученное, тренируют софт-скиллы, погружаются в профессиональный контекст. Работа над проектами в процессе обучения сокращает разрыв между компетенциями выпускников и ожиданиями работодателей — а значит, помогает в будущем трудоустройстве.
Однако грамотно организовать проектное обучение в вузе — не самая простая задача. Своим опытом внедрения этой практики на магистерских программах Института образования НИУ ВШЭ делятся Евгения Ефимова и Татьяна Хавенсон в учебно-методическом пособии из серии «Подготовка профессионалов для нового образования». Оно доступно бесплатно на сайте НИУ ВШЭ.
Как рассказывает академический руководитель магистерской программы
«Доказательное развитие образования» Вера Мальцева в предисловии издания, проектное обучение обязательно для всех студентов бакалавриата и магистратуры Высшей школы экономики. Для сопровождения этой деятельности существует общеуниверситетская платформа «Ярмарка проектов». Однако эта площадка не закрывала потребность магистрантов Инобра в профильных проектах из сферы образования. Чтобы отвечать на этот запрос, Институт образования открыл собственный проектный офис, который сотрудничает с различными заказчиками — центрами и лабораториями самого института, подразделениями НИУ ВШЭ, EdTech-компаниями и образовательными организациями.
Свой рассказ о внедрении проектного обучения в магистратуре Инобра Евгения Ефимова и Татьяна Хавенсон начинают с теоретических положений и принципов, которые легли в основу их подхода. Среди них — индивидуальные образовательные траектории и саморегулируемое обучение.
Затем авторы раскрывают, как устроен процесс проектной деятельности в Институте образования — какое место проекты занимают в учебном плане, каким требованиям должны соответствовать проекты для магистрантов, как проходит работа над ними и как оценивают итоговый результат.
В разделе «Развилки проектного обучения» речь идёт о выборе между разными видами проектов (условными, реалистичными и реальными), а также о разных сложностях, которые могут возникнуть в процессе проектной деятельности. Например, заказчики, которые предоставляют свои реальные рабочие проекты для учебного решения, бывает, воспринимают студентов просто как бесплатную рабочую силу. В таких случаях авторы пособия рекомендуют руководителям со стороны вуза держать ситуацию на контроле. А иногда студенты считают работу над проектом лишней обязаловкой, не понимают, в чём её ценность для них, и поэтому выполняют её поверхностно и формально. Здесь, по мнению Евгении Ефимовой и Татьяны Хавенсон, может помочь широкий выбор разнообразных качественных проектов. А также — ставка на внутреннюю мотивацию студентов, то есть фокус не на оценках и задолженностях, а на том, чему учит работа над конкретным проектом, какие она даёт возможности.
В разделе с приложениями можно найти методические рекомендации по организации проектного обучения, шаблоны и примеры проектных предложений для студентов. А ещё там есть полное описание одного кейса — разработки концепции Школьной краеведческой лаборатории в Тверской области.
Кому будет полезно: руководителям в вузах, в том числе руководителям магистерских программ, и прочим сотрудникам вузов, отвечающим за подготовку и реализацию проектного обучения.
Читайте также:
- Что такое problem-based learning, или проблемно-ориентированное обучение
- Хьютагогика: принципы самообразования, которые важны для преподавателей, тренеров, методистов
- Как современные подходы в образовании ставят студента в центр процесса обучения
- «Пирамида Дейла»: обучение на практике лучше любой теории?