Книжная полка: «Online-коммуникация», коллектив авторов
Рекомендации, которые помогут преодолеть технические, психологические и когнитивные сложности взаимодействия в онлайне.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Online-коммуникация. Как эффективно вести совещания, переговоры, вебинары и прямые эфиры».
Авторы: Фёдор Баландин, Дмитрий Скворцов, Яна Малинцева и Фёдор Васильев.
Издательство: «Бомбора».
Год выпуска: 2022.
Даже в очном общении бывает непросто удержать внимание собеседников или аудитории и эффективно донести информацию до слушателей. В онлайне эти сложности усугубляются сбоями в интернет-соединении, ограниченной обратной связью и тем фактом, что переключиться на другую вкладку или вовсе покинуть видеоконференцию или вебинар можно буквально одним кликом.
Все эти и другие нюансы дистанционного взаимодействия разбирают авторы книги «Online-коммуникация». Кроме технических факторов, они затрагивают и психологические — например, дефицит невербальной информации, недостаток живых эмоций и непростые отношения с камерой.
«Виртуальная коммуникация — благодатная почва для негативных мыслей о человеке по ту сторону экрана, ведь поводов для этого предостаточно. Например, спикер может не расслышать шутливую интонацию из-за плохого звука и воспринять сказанное всерьёз. Или не увидеть лица собеседника из-за плохого освещения и неверно считать его эмоцию. Или неправильно понять вопрос в чате. В итоге он додумывает недостающую вербальную или невербальную информацию, выбирая из возможных вариантов трактовок поведения собеседников самые неприятные».
«Online-коммуникация»,
Фёдор Баландин, Дмитрий Скворцов, Яна Малинцева и Фёдор Васильев
И конечно, в онлайне никуда не исчезают проблемы, которые часто препятствуют взаимопониманию в любом формате общения. Среди них — предвзятость подтверждения, «проклятие знания», эффект ложного консенсуса и банальная скука.
Учитывая все особенности онлайн-общения, авторы книги предлагают практические рекомендации, как выстроить его максимально эффективно — будь то переписка в чате или почте, проведение вебинара или онлайн-урока, выступление на совещании или конференции. Большое внимание уделяется анализу аудитории и структуре сообщения, аргументированному убеждению и правилам цифрового этикета, разрешению конфликтных ситуаций.
Отдельная глава посвящена способам управлять вниманием аудитории — анонсу и регламенту события, визуальным материалам, смене активностей, юмору и сторителлингу. Авторы затрагивают управление голосом и невербальные способы коммуникации — язык тела и жестикуляцию, раскрывают особенности зрительного контакта в онлайне.
В последней главе подробно говорится о технических аспектах — постановке кадра и звука, выборе платформы для онлайн-мероприятия, частых форс-мажорах и способах их избежать.
Кому будет полезно: тем, кто преподаёт дистанционно, проводит вебинары и совещания, выступает на онлайн-конференциях, а также широкому кругу читателей, которые хотят эффективнее взаимодействовать в онлайне.