Книжная полка: «Научить невозможному», Барбара Оакли и другие
Книга, соединяющая достижения нейронаук с реальной практикой обучения.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Научить невозможному. Как помочь ученикам освоить любой предмет и не бояться экзаменов».
Оригинальное название: Uncommon Sense Teaching: Practical Insights in Brain Science to Help Students Learn.
Авторы: Барбара Оакли, Бет Роговски, Терренс Джей Сейновски
Издательство: «Эксмо».
Год выпуска: 2022.
Без фундаментальных знаний о том, как работает человеческий мозг, не получится эффективно учиться и обучать других людей, уверены авторы книги «Научить невозможному». Мы уже рассказывали о лингвисте и инженере Барбаре Оакли и её работе «Думай как математик» — о том, как помочь «чистым гуманитариям» освоить точные науки. «Научить невозможному» Барбара написала с соавторами — нейробиологом Терренсом Джеем Сейновски и профессором педагогики Блумбергского университета (США, штат Пенсильвания) Бет Роговски.
Цель этой книги — соединить результаты научных исследований со школьной практикой. Авторы подробно рассматривают нейрофизиологические причины того, почему ученикам сложно сосредоточиваться на уроках и запоминать материал, почему даже самым старательным ребятам бывает трудно разобраться в новой теме, почему дети склонны прокрастинировать.
«В конечном счёте дети могут забрасывать учёбу не потому, что их способности не растут или урок был проведён в неподходящем стиле обучения, а потому, что они действительно не понимают, как разобраться в нередко сложных темах, которые они проходят. К тому же учителя часто бывают незнакомы с результатами фундаментальных исследований, например с пользой упражнений на повторение изученного или необходимостью сочетать декларативное обучение с процедурным. Передовые научные изыскания демонстрируют способы помочь ученикам как можно скорее закрепить пройденный материал в долговременной памяти, что позволит им проявлять креативность в решении задач. Из научных дисциплин особенно важны для этого нейронауки, поскольку именно они напрямую связаны с основами обучения и преподавания».
«Научить невозможному»,
Барбара Оакли и другие
Базовая научная информация изложена простым языком, с минимумом специализированных терминов. За каждой теоретической частью следуют рекомендации, которые педагог может внедрить в практику. Например, советы о том, как подавать материал и формулировать задания с учётом различного объёма рабочей памяти учеников, вовлекать в занятия, не упуская из виду образовательную цель, использовать декларативную и процедурную системы памяти. Отдельная глава посвящена формированию продуктивных привычек в классе и тому, какую роль в мотивации играют ожидаемые и неожиданные награды. Также есть глава о том, как эффективно учить в онлайне — синхронно (в прямой трансляции) и асинхронно (в записи).
Кому будет полезно: учителям, преподавателям, методистам.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!