Книжная полка: «Моральное воспитание», Эмиль Дюркгейм
Полное издание на русском языке лекций французского педагога и социолога, посвящённых вопросам развития морали.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Оригинальное название: L’éducation morale.
Издательство: Издательский дом ВШЭ.
Год выпуска: 2021.
Эмиль Дюркгейм — французский философ, педагог и социолог, один из основоположников социологии как самостоятельной науки. Он стал автором множества публикаций, посвящённых социологии знания и образования, а также вопросам морали.
Среди главных трудов Дюркгейма — впервые опубликованный в 1925 году, уже после смерти автора, курс лекций по педагогике «Моральное воспитание». Его Дюркгейм читал в Сорбонне в 1902–1903 годах.
В 2021 году Издательский дом ВШЭ опубликовал первый полный перевод «Морального воспитания» на русский язык. Автором перевода и вступительной статьи стал Александр Гофман — социолог, ординарный профессор НИУ ВШЭ, который переводил с французского и другие труды Дюркгейма, а также работы Анри Бергсона и Марселя Мосса.
Центральную тему «Морального воспитания» подсказывает само название — это мораль, и автор рассматривает её как традицию, которая передаётся, усваивается и обновляется через образование.
«В этом лекционном курсе Дюркгейм сосредоточивает своё внимание на том, что он называет основными „элементами“ морали. Выявить их, с его точки зрения, — не то же самое, что составить перечень добродетелей, даже самых важных; „это значит выявить фундаментальные склонности, духовные состояния, находящиеся в основе моральной жизни…“ Этими элементами являются 1) „дух дисциплины“, 2) „привязанность к социальным группам“ и 3) „автономия воли“. Именно они, по мысли учёного, должны быть главными принципами морального воспитания, лежать в его основе».
Александр Гофман,
«Социология морали Эмиля Дюркгейма: истоки, принципы, значение»
Всего в курс вошли 18 лекций, разделённые на две части. В первой автор рассказывает о трёх вышеупомянутых элементах морали, а вторая часть посвящена воспитанию «духа дисциплины» и «привязанности к социальным группам». Интересно, что третий элемент — «автономия воли», то есть осмысленное и свободное принятие морального решения — здесь не рассматривается. По свидетельству Поля Фоконне, опубликовавшего курс в 1925 году, в рукописи, которая к нему попала, просто не было раздела о воспитании автономии воли. До сих пор неизвестно, утрачен ли он или никогда не существовал.
Кому будет полезно: родителям, учителям и преподавателям, а также всем, кто интересуется философией и социологией образования.