Книжная полка: «Как говорить с детьми, чтобы они учились», Адель Фабер и Элейн Мазлиш
Рассказываем о пособии для педагогов, которое поможет найти общий язык с учениками, развить в них самодисциплину и мотивировать на достижения.
tesla / youtube
Издательство: «Бомбора».
Год выпуска: 2019.
Дети по своей природе очень любознательны, но при этом редко хотят учиться — например, из-за того, что уроки кажутся им скучными, сложными или бесполезными. А традиционная школьная система, вместо того чтобы вдохновлять и мотивировать на познание нового, использует принуждение и наказание. Учителя не виноваты — их самих, за редким исключением, учили точно так же.
Адель Фабер и Элейн Мазлиш — американские психологи и педагоги, которые специализируются на теме отношений взрослых и детей, — считают, что эти сценарии можно изменить. Для этого они предлагают вести честный, уважительный и внимательный диалог с ребёнком. Не обесценивать его чувства и эмоции, не загонять своими ожиданиями в рамки «хулигана» или «бестолкового», проявлять интерес к тому, что он думает и говорит. Именно так, по мнению авторов книги «Как говорить с детьми, чтобы они учились», можно развить в ребёнке самодисциплину и умение сосредоточиваться на задаче, находить общий язык с окружающими и делать верный выбор в самых сложных ситуациях.
Никогда раньше такое огромное число детей не сталкивалось с таким огромным количеством образов бессмысленной жестокости. Никогда раньше дети не были свидетелями того, что множество проблем можно решить путём силы, ножами, стрельбой или бомбами. Никогда раньше мы не испытывали такой экстренной потребности в том, чтобы показать нашим детям реальную модель решения проблем путём честного и уважительного общения. Только так мы можем оградить подрастающее поколение от импульсов насилия. Когда возникают неизбежные моменты подавленности и ярости, дети могут потянуться за оружием, а могут выбрать слова, которые они услышали от людей, играющих важную роль в их жизни.
«Как говорить с детьми, чтобы они учились»,
Адель Фабер и Элейн Мазлиш
Книга состоит из восьми глав, через которые проходит сквозная история: вымышленная молодая учительница по имени Лиз сталкивается со сложностями в общении с учениками и пытается решить эти проблемы. Каждая глава посвящена отдельной теме: нежеланию ребёнка учиться, альтернативам наказаниям, пробуждению в детях творческого начала, поиску общего языка с родителями и так далее.
Авторы разбирают различные сценарии взаимодействия с детьми и приводят примеры диалогов, чтобы показать, какие из них работают, а какие — нет. Эти диалоги часто проиллюстрированы комиксами, которые нарисовала художница Кимберли Энн Коуи.
Издательство позиционирует книгу в первую очередь как пособие для родителей, однако она будет очень полезна и тем, кто работает с детьми и хочет помочь им стать счастливыми, гармонично развитыми взрослыми, привить им стремление к знаниям.