Книжная полка: «Инновационные модели обучения», Михаил Кларин
Рассказываем о монографии, которая поможет свободно ориентироваться в многообразии педагогических подходов.
Изображение: издательство «Луч» / Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография».
Издательство: «Луч».
Год выпуска: 2016.
Мировая педагогика вошла в XXI век с обширным набором педагогических технологий и моделей. Михаил Кларин, доктор педагогических наук и член-корреспондент Российской академии образования, посвятил свою монографию их анализу. Появилась своего рода энциклопедия, которая может расширить кругозор и начинающих, и опытных педагогов. Да и не только педагогов.
Автор прослеживает, как появлялись и развивались инновационные педагогические направления и концепции — отечественные и общемировые. Анализируя, чем инновационные подходы к обучению отличаются от традиционных, Михаил Кларин вовсе не ставит первые выше вторых:
«Что мы будем считать традиционным и что инновационным применительно к обучению? Прежде всего, в исследовании эти понятия не употребляются как оценочные: для автора традиционное не означает отжившее, а инновационное — не означает наилучшее. Исследование инноваций не означает стремление пропагандировать их во что бы то ни стало».
Михаил Кларин,
«Инновационные модели обучения»
Автор поясняет: цель книги — выявить инновационные дидактические разработки в обучении. Он полагает, что задача практика — подобрать наиболее уместные и эффективные способы построения обучения, независимо от того, инновационные они или традиционные. А для этого нужен широкий профессиональный кругозор — в частности, надо знать реальные возможности и границы применения многочисленных новшеств.
Теоретический подход к теме автор сочетает с практическим: он рассматривает, как применяются конкретные модели и инструменты в образовательном процессе — от начальной школы до корпоративного обучения, дополнительного образования и повышения квалификации.
«Эта книга — настоящий кладезь инновационных педагогических практик. Здесь сделан достаточно подробный обзор многих аспектов педагогической науки: образовательных целей, моделей и технологий обучения, традиционных и инновационных подходов. Геймификация и эдьютейнмент, организация дискуссий на занятии, action learning („обучение действием“) — издание рассказывает об этих и других форматах и направлениях в обучении.
Радует фокус на исследовательскую составляющую. Читатель сможет погрузиться в изучение лучших педагогических наработок со всего мира, культивирующих экспериментаторское и творческое начало в учащихся».
Анастасия Гетман,
ведущий методист направления «Программирование» в Skillbox, в прошлом — исследователь образования в Институте образования НИУ ВШЭ
Кому будет полезно: в первую очередь книга нацелена на педагогов, но будет интересна и широкому кругу читателей — исследователям образования, психологам и социологам, методистам, руководителям образовательных организаций и специалистам по развитию персонала.