Книжная полка: «Другая школа 2», Александр Мурашёв
Рассказываем про книгу о том, как многие изъяны современной школы можно исправить с помощью человечности.
Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media
Полное название: «Другая школа 2. Образование — не система, а люди»
Издательство: Бомбора
Год выпуска: 2020
У традиционной системы школьного образования есть очевидные недостатки. Среди них — отсутствие профильного обучения, гонка за показателями и бюрократия, устаревшие методы обучения. Хорошие педагоги переживают профессиональное выгорание, школьникам неинтересно учиться, родители недовольны качеством образования.
Что можно сделать, чтобы решить эти проблемы? Для ответа на этот вопрос Александр Мурашёв, журналист и автор YouTube-канала «Нормальные люди», путешествовал по миру, посещал школы с нестандартным подходом к обучению, общался с учителями, директорами и детьми, а после выпустил книгу «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди».
В конце 2020 года в издательстве «Бомбора» вышло её идейное продолжение — «Другая школа 2. Образование — не система, а люди». Мурашёв девять месяцев наблюдал за работой «Новой школы», объединившей педагогов со всей России. На официальном сайте школа заявляет, что её миссия — не просто давать знания, но и «создать пространство, в котором дети станут осознанными, мыслящими людьми, самостоятельно принимающими решения и несущими за них ответственность».
Педагоги со страниц «Другой школы 2» не боятся шутить с детьми — напротив, они уверены, что без юмора невозможно провести продуктивный урок. Они понимают важность культурного контекста, поэтому предлагают школьникам обсудить «Гарри Поттера» и сравнить творчество Оксимирона и Маяковского. Учителя «Новой школы» знают, как подростку важно чувствовать себя значимым и что ему иногда не хватает простого вопроса «Как ты сегодня?», чтобы открыться и пойти на контакт.
Во время одного из радиоэфиров, который я вёл, мне дозвонился папа и вкрадчивым голосом попросил совета. «Ребёнок хочет поступать в один вуз, но я-то знаю, что ему лучше в другой, — сказал он. — Посоветуйте, как… по-доброму надломить волю ребёнка?» Может быть, школа изменится в тот момент, когда она станет пространством, в котором мы позволим детям хотя бы иногда высказывать то, что они чувствуют и что сами от неё хотят. Пространством, которое даст ученикам возможность разделить с другими свою боль и чувства, которые пугают их самих.
Александр Мурашёв,
«Другая школа 2»
Книга Александра Мурашёва не просто очень вдохновляет — из неё можно почерпнуть немало полезных образовательных методов и приёмов. А опыт талантливых педагогов позволяет увидеть в ученике человека и помочь этому человеку раскрыть свои способности и повзрослеть.