Книжная полка: «Читай не хочу», Римма Раппопорт
Рассказываем о книге, которая поможет пробудить интерес школьников к литературе.
Иллюстрация: издательство Individuum / Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги».
Издательство: Individuum.
Год выпуска: 2021.
У школьников часто бывают сложные отношения с литературой, и тому есть несколько причин. Во-первых, в обществе изменилось отношение к чтению. Если раньше знакомство с книгами великих писателей представлялось важным и ценным само по себе, то сейчас на первый план вышли утилитарная и развлекательная функции литературы. Во-вторых, современных детей и подростков окружает контент, который выглядит гораздо интереснее многостраничных трудов классиков, — мультфильмы и сериалы, видеоигры и мемы. И в-третьих — традиционное преподавание литературы в школе редко помогает пробудить интерес к этому виду искусства.
Можно ли изменить эту ситуацию, заинтересовать детей чтением и помочь им стать компетентными читателями? Этим вопросам посвятила свою книгу «Читай не хочу» учительница русского языка и литературы, обозревательница «Мела» Римма Раппопорт.
В начале автор рассматривает причины, почему детям бывает сложно полюбить чтение. Иногда дело в давлении родителей, которые превращают чтение в неприятную обязанность, а иногда — в дислексии. Школьные уроки литературы тоже играют свою роль — ученикам нужно читать сложные даже для взрослых произведения, а потом участвовать в скучном разборе «Что же хотел сказать автор?».
Раппопорт считает, что решение можно найти в изобретательности — в подборе подходов и приёмов, помогающих вовлечь ребёнка или подростка в чтение. Так, младшим школьникам может быть интересно получить письмо от литературного персонажа, а старших может мотивировать искренний отзыв в духе: «На пятидесятой странице я чуть не расплакалась прямо в автобусе. Попробуй почитать сам!»
«Педагогическое пространство может быть открытым и постепенно становится таким. Когда учителя готовы делиться идеями и учиться, выстраивается горизонтальное взаимодействие. Благодаря интернету, социальным сетям и рухнувшему на школу весной 2020 года онлайн-обучению у педагогов появилась возможность вести собственную игру, в которой вариативность методик и глубина содержания побеждают спускаемые сверху стандарты, а честный диалог с детьми вытесняет пошлое морализаторство, ничего общего с литературой не имеющее».
«Читай не хочу»,
Римма Раппопорт
Автор также делится своими личными и профессиональными наблюдениями, приводит комментарии школьников и родителей на тему чтения и литературы. Раппопорт также выступает за то, что внимательное отношение к интересам и потребностям ребёнка важно и ценно независимо от того, станет ли тот в итоге книголюбом.
Кому будет полезно: учителям литературы, а также всем, кто интересуется вопросами педагогики.