Образование
#статьи

Книжная новинка: «Этнография туфты», Александр Давыдов и Павел Абрамов

Кто эти люди, которые пишут учебные работы на заказ? Зачем и как они это делают? Рассказываем о книге, отвечающей на эти вопросы.

tesla / youtube

Полное название: «Этнография туфты. Кто и как пишет заказные учебные работы в России».

Издательство: Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники»; Common Place.

Год выпуска: 2021.

Рынок заказных академических работ — от курсовых до кандидатских диссертаций — может достигать от пяти до девяти миллиардов рублей. К такому выводу пришли авторы проекта «Промысел заказных учебных работ» Александр Давыдов и Павел Абрамов, изучившие этот социальный феномен.

Исследователи провели десятки интервью с авторами заказных работ (скрипторами). Они выяснили, кто чаще всего обращается за подобными услугами, как скрипторы обычно находят клиентов, договариваются об условиях и выстраивают работу. Также Давыдов и Абрамов рассмотрели, как изменился этот рынок с появлением общедоступного интернета и систем антиплагиата.

Ещё один любопытный вопрос, поднятый в исследовании, — как и зачем люди (как правило, из академической среды) вообще начинают писать курсовые и дипломные работы на заказ.

В ходе исследования мы натолкнулись на целый альманах, автор которого идеологизировал сферу заказных студенческих работ и утверждал, что именно скрипторы передают знания. Этот момент, кстати, часто развит у выпускников педагогических вузов, у которых более выражена эмпатия: скриптор видит себя отчасти ещё и репетитором, потому что пока он общается с клиентом, он что-то объясняет. В каждом пятом-шестом интервью респондент говорил: «Студенты приходят, ничего не знают, и скриптор их вынужден обучать каким-то базовым вещам, которым их не обучил вуз». Это не прямая мотивация, но, видимо, некоторые люди начинают видеть в этом свою социальную роль.

Александр Давыдов,
статья «Знание продаётся за деньги» в журнале «Коммерсантъ Наука» №23

Кроме обширных эмпирических данных, достоверности исследованию добавляет тот факт, что авторы знакомы с индустрией изнутри — как и герои интервью, они тоже пишут заказные учебные работы.

По результатам исследования была написана книга с ярким названием «Этнография туфты». Александр Давыдов презентовал её 26 октября на вебинаре, организованном Советом по этике научных публикаций. Главными тезисами доклада поделился в Facebook* Андрей Ростовцев, сооснователь сообщества «Диссернет». Есть довольно неожиданные выводы. Так, оказалось, что среди заказчиков много студентов-отличников, которые просто боятся допустить ошибки в оформлении работы. Здесь же вскрывается другая проблема: для преподавателей оформление часто бывает важнее содержания реферата или курсовой. Но студенты и преподаватели — это лишь небольшие звенья цепи, в начале которой находятся ректоры и чиновники, сами не пренебрегающие покупкой научных работ.

«Этнография туфты» уже доступна в книжных магазинах и рекомендуется к прочтению всем, кого интересует проблема академического мошенничества и другие недостатки системы высшего образования в нашей стране.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована