Образование
#статьи

Кейс: как дополнить онлайн-курс проектно-ориентированным обучением

Делимся опытом из практики.

Иллюстрация: показ работ студентов «Видеомастерской» Skillbox / Skillbox / Warat42 / Dreamstime / Annie для Skillbox Media

Как студентов дистанционного курса по-настоящему ввести в профессию, суть которой заключается в «работе в полях», да ещё и в команде, а не в одиночку? На помощь приходит проектно-ориентированное обучение (ПОО). Расскажем, как это можно сделать, на примере «Видеомастерской», которую мы в Skillbox запустили в направлении курсов «Кино и музыка». По задумке, студенты там снимают фильмы, клипы, сериалы и благодаря этому опыту приближаются к реальному миру видеоиндустрии. Однако опыт разработки этой мастерской может пригодиться и для других практических направлений. Мы выделили в нём ключевые этапы и свои выводы по ним:

Но сначала поясним, что представляет собой проектно-ориентированное обучение.

Что такое проектно-ориентированное обучение

У истоков подхода стоит конструктивизм: то есть студенты получают знания не напрямую от преподавателя, а «собирают» их на основе получаемого опыта под его руководством. Проекты бывают индивидуальные и групповые, в нашем случае речь о групповом.

В проектно-ориентированном обучении учащимся предлагается создать собственную работу. Характер её может быть разный, например, эксперты выделяют исследовательские, информационные, творческие и другие проекты. Главное, использовать ряд основных принципов в проектировании:

  • Аутентичность. Проекты могут решать социальную, личную, профессиональную задачу, но она в любом случае должна быть важной для учащихся. Причём и процесс решения, и результат должен соответствовать требованиям реальной жизни.
  • Поэтапность. В процессе создания проекта студенты проходят определённую последовательность, нарушать которую нельзя.
  • Командность. Обычно групповые проекты создаются в небольших командах — это позволяет развить гибкие навыки, такие как коммуникация, эмпатия, умение работать в группе, критически оценивать информацию и делать выводы на её основе.
  • Ограничения. Как и в жизни, у проекта есть заданные для участников условия, регламент выполнения того или иного этапа, а также временные рамки.
  • Обратная связь. Без этого пункта проектно-ориентированное обучение просто не имеет смысла. В процессе необходимы рефлексия и качественное обсуждение полученных результатов.

В зависимости от области знаний и применения, проектное обучение может быть частью курса или отдельным направлением, обязательным и необязательным. В нашем случае проект в «Видеомастерской» — дополнение к основному творческому курсу по сценарному мастерству или продюсированию, кино- и звукорежиссуре, музыкальному искусству и прочих. Словом, студенты разных творческих направлений объединяются в одну команду, работая над групповым проектом так, как это бывает в реальной индустрии.

Вот как мы подошли к организации проекта.

Формирование канвы проекта

В основном наши студенты новички, простор для творчества может поставить их в тупик. Поэтому мы решили сами задавать им формат для каждого сезона мастерской: первый поток снимал художественные фильмы, второй — документальные, третий — клипы, а нынешний создаёт сериалы. Кроме того, есть и тематические ограничения (например, поток «документалистов» снимал только фильмы-портреты).

Важно помнить, что проект — часть обучения, а значит, его сроки должны соответствовать интенсивности основного курса, не выходить за его рамки. Да и в целом сроки должны быть реалистичными для исполнения. Поэтому мы ставим ограничения по хронометражу будущего кинопродукта. Например, художественное или документальное кино длительностью не больше 15 минут или клип на три минуты. Их вполне реально снять и смонтировать за три месяца — это оптимальный срок. Правда, в нынешнем потоке мы решили поэкспериментировать и поставили задачку посложнее и подольше по срокам — на сериал мы отвели почти пять месяцев.

Для работы над учебным проектом студентам нужны наставники. Это должны быть профессионалы, причём такие, которые готовы работать с новичками. Поэтому в подборе внешних экспертов-наставников мы сконцентрировались на тех, кто готов реально уделять своё время студентам и передать свой опыт.

Фото: Grusho Anna / Shutterstock

Во-первых, у команды есть наставник, который курирует их работу над проектом в целом, вникает в идею от задумки до реализации. Это наставники-режиссёры. Один наставник-режиссёр может вести сразу несколько команд. Во-вторых, есть ещё предметные наставники по ролям — например, сценаристов из всех команд ведёт наставник-сценарист, операторов — наставник-оператор и так далее. Можно посоветоваться с ними по своему участку работы.

Наставники помогают студентам распланировать работу над проектом и ведут через её этапы.

Разработка программы

ПОО ценно тем, что одновременно с отработкой хард-скиллов позволяет развивать софт-скиллы учащихся благодаря командному взаимодействию. С точки зрения развития навыков наша «Видеомастерская» тоже работает на двух уровнях:

  • Применение и развитие профессиональных знаний и навыков. Это стандартная часть программы, она включает, собственно, сам рабочий процесс над проектом, консультации с наставниками и совместные групповые обсуждения того, что получается (или не получается).
  • Развитие гибких навыков. Эта часть программы не всегда очевидна, но важна. Сюда относится командная работа (для многих студентов это первый опыт участия в творческом проекте в новой роли), умение презентовать свои идеи, получать и давать обратную связь.

Формат мастерской не предполагает «зацементированного» плана программы. Первые несколько синхронных встреч мы наблюдаем за участниками — кто они, какие у них потребности и желания, какие вопросы возникают. А дальше смещаем акценты на то, что им нужно, и можем изменить порядок занятий, если им требуется просто выпустить пар и немного поработать над отдельными профессиональными навыками. Проще говоря, мы создаём помогающую среду для их работы.

Обучение в рамках проекта смешанное: групповые занятия проходят синхронно и онлайн (обычно для этого мы используем Zoom), а съёмки фильма — в офлайне. Для съёмок мы отводим отдельный период времени, а когда и как снимать в его рамках — ребята выбирают сами. Общение с наставниками вне занятия происходит в созданных для этого чатах, причём у разных направлений (например, режиссёров или сценаристов) они свои. А формат работы команд зависит от их географического положения: если они в одном городе, то могут встречаться и лично, а если в разных, то общаются в онлайне.

Отбор участников проекта

В ПОО есть особенность — во-первых, для него нужны самостоятельные и мотивированные студенты, а во-вторых, эти студенты должны обладать рядом профессиональных навыков. Традиционно среди учащихся на массовых онлайн-курсах таких отнюдь не большинство. Поэтому мы решили, что отбор участников «Видеомастерской» будет на конкурсной основе. Благодаря этому придут только самые мотивированные (спойлер: всё оказалось не так просто) и уже что-то умеющие.

Для каждого направления курсов мы создаём свои тестовые задания. Выполнить их могут студенты на любом этапе обучения, главное, чтобы у них уже были важные нам умения хотя бы на базовом уровне. Например, сценаристы пишут небольшую историю, а режиссёры анализируют фильм — задания обновляются для каждого потока. А ответы проверяют несколько наставников.

Для творческих заданий трудно разработать критерии оценки, но это важно, потому что, как показывает наш опыт, после объявления результатов кто-то обязательно придёт с обидой, почему его не взяли. Поэтому каждый участник получает индивидуальный разбор работы с указанием на сильные и слабые стороны. Мы также проводим дополнительный общий вебинар, где объясняем свою позицию.

Увы — несмотря на отбор, до конца мастерской всё равно доходят не все её участники. Иногда уже в процессе работы над проектом из команды кто-то уходит. Приходится искать варианты, чтобы доделать работу: например, к одной команде может присоединиться участник из другой, взяв сразу два проекта, а может прийти и человек со стороны. Проще говоря, фильтр в виде конкурсного отбора ставить стоит, но не нужно ждать, что он послужит гарантией 100% доходимости.

Формирование команд

В каждой команде шесть основных ролей: сценарист, продюсер, режиссёр, режиссёр монтажа, звукорежиссёр и оператор. Актёров среди наших студентов нет, их для фильмов набирают отдельно (через специальные паблики, среди сокурсников вне мастерской и так далее).

В процессе работы мы выяснили: «чувство команды» оказывает прямое влияние на результат обучения. У сплочённой команды даже не самый лучший сценарий может превратиться в отличный фильм, и наоборот, блестящие задумки проваливаются, если команда не сложилась.

Мы не сразу пришли к тому, каким образом лучше формировать команды, и на первом потоке взялись за это сами — объединяли людей на основе заполненных ими объёмных анкет. Имела значение, например, географическая близость, ведь оператор и режиссёр не могут снимать удалённо друг от друга, творческие предпочтения и даже пожелания оказаться в команде с конкретным человеком. Словом, там было много параметров.

Нельзя сказать, что тот опыт оказался совсем провальным — всё же примерно половина тех команд дошла до конца — но и удачным его не назовёшь. Было немало недовольства: например, все хотят работать со сценаристом, который звезда на своём курсе, но он попадает только в одну команду, и остальные обижаются, что они не с ним. На следующих потоках мы предложили участникам самим объединяться, просто заложили больше времени на предварительное знакомство друг с другом и установили для этого процедуру.

Сначала каждый создаёт визитку: это видео для чата с рассказом о себе, карточка на интерактивной доске с указанием города, цели, ожиданий от проекта, а ещё небольшая презентация в начале группой работы. Затем мы предлагаем участникам связаться с сокурсниками по мастерской. Допустим, режиссёр пишет двум-трём сценаристам, чьи идеи его зацепили: может обсудить концепцию истории, предложить свои творческие решения.

Оказалось, что с таким предварительным знакомством студенты неплохо справляются с задачей объединения в команды. До финиша стало доходить больше команд — видимо, как раз потому, что объединились они самостоятельно и чувствовали большую ответственность за результат. Но всё равно бывают и те, кто не может найти себе команду, — мы стараемся им помогать.

Что важно в процессе командной работы

Для студентов всё выглядит так, что они просто работают над проектом, а вот нам, как проектировщикам, нужно было заложить в программу формирование гибких навыков. Вот что мы для этого учитывали:

  • Распределение ролей. Каждый должен иметь чёткое представление о своих задачах и обязанностях в команде — это залог слаженной работы и предотвращает массу конфликтов. Поэтому мы проговариваем с участниками, чем именно им предстоит заниматься, кто за что отвечает. Больше того, предлагаем им отдельно встретиться и обсудить взаимодействие.
  • Самочувствие команд. Стоит периодически проводить опросы среди участников, чтобы получить представление об атмосфере в командах. Мы так и делаем. Это помогает вовремя выявить неприятные ситуации: что в какой-то группе работа застопорилась, возник конфликт. В таких случаях мы отдельно обсуждаем возможные решения, а иногда даже переносим занятие по какой‑то теме, чтобы уделить больше времени возникшим проблемам.
  • Создание условий для взаимодействия. Этой цели служат шпаргалки, чек‑листы, формы, которые мы готовим заранее.

Есть и ещё один важный момент — поддержание единого учебного пространства всего потока. Для этого на занятиях мы регулярно мотивируем команды взаимодействовать друг с другом. Например, не только получать обратную связь, но и активно давать её коллегам, предлагать идеи, включаться в разбор чужих проектов. Это тоже становится элементом обучения.

Показ работ студентов «Видеомастерской» Skillbox / Skillbox Media
Фото: Владимир Гришин

Организация учебного процесса

Обучение встроено непосредственно в работу над проектом. То есть каждый этап создания фильма — это и есть обучение на практике. Вот его элементы:

  • Установочные встречи для участников мастерской. Студенты выполняют индивидуальные домашние задания, обсуждают свои идеи, наблюдают друг за другом. В завершение этих встреч происходит формирование команд.
  • Сценарный и предпродакшен-класс. Понятно, что на каждом этапе разные участники вовлечены в большей или меньшей степени. Например, на первом — сценаристы, а на этапе подготовки к съёмкам — режиссёры и операторы. Мы приветствуем, если в работу включаются все, но не настаиваем на этом.
  • Съёмочный период. Когда подготовка закончена, мы даём две недели на съёмки. У ребят полная свобода действий, и даже наставников мы просим в это время не вмешиваться (иногда им очень хочется).
  • Постпродакшен. Отснятый материал на разных этапах монтажа обсуждаются в группах, наставники дают свои рекомендации.
  • Презентация проектов. Участники мастерской показывают готовые работы наставникам и приглашённым экспертам. Поскольку они не знакомы с участниками, то дают максимально объективную оценку. Плюс у всех есть возможность посмотреть свой фильм на большом экране (и получить от этого массу эмоций!).
  • Дальнейшая жизнь проектов. Финал мастерской — только первый этап, затем студенты самостоятельно подают заявки на фестивали, конкурсы, продвигают свои фильмы.

На протяжении всех этапов мы проводим 1–2 занятия в неделю (за исключением съёмочного периода). Подробно обсуждаем подходы к созданию фильмов, даём упражнения, проводим питчинги и мозговые штурмы.

Теорию мы даём в формате «перевёрнутого класса» — то есть им рекомендуется посмотреть фрагмент фильма или один из модулей их основного курса перед какими‑либо этапами мастерской. На групповых встречах время на объяснение теории не тратится, разбираются именно практические действия.

Вот ещё несколько принципов, которые мы соблюдаем, чтобы сделать занятия эффективными и действительно интенсивными:

  • Чёткий тайминг. Студентов и наставников во время синхронных онлайн-встреч приходится держать в тонусе из-за особенностей творческой работы — им трудно уследить за временем в процессе общения. При этом одного только тайминга мало, нужен и модератор, в нашем случае это методист или продюсер курса.
  • Микс команд. На синхронных групповых встречах мы часто объединяем людей из разных команд. Они делятся наработками между собой, получают обратную связь, а затем «уносят» её на обсуждение в свою команду. Это помогает посмотреть на процесс со стороны, получить порцию критики или идей, увидеть ошибки и успехи других.

Как учитывается бюджет проектов

Съёмка фильма — процесс недешёвый. Обычно в киношколах студенты снимают работы за свой счёт, и мы не исключение. На старте мы просим ребят обсудить в команде, какие возможности и ресурсы у них есть, какой бюджет оптимален для каждого. Конечно, мы стараемся помочь скидками и договорённостями. Часто наши студенты пользуются помощью сокурсников и знакомых.

Фото: ​​2p2play / Shutterstock

Это, разумеется, влияет на процесс обучения — в основном на работу наставников, поскольку они подсказывают команде решения, исходя из её бюджета. В этом смысле студентам такое заземление полезно: хороший проект не создашь за 30 тысяч, если придумал концепцию на три миллиона. Хотя это отраслевая особенность киноиндустрии, в проектах по другим тематикам тема денег тоже может быть важной, и её надо учитывать при разработке ПОО.

Какие сложности возникают

В процессе у нас возникло два головоломных вопроса, к которым стоит подготовиться, если вы тоже разрабатываете ПОО:

  • Как лучше встроить ПОО в программу основных курсов? Пока «Видеомастерская» — дополнительная возможность для студентов, то есть она не является неотъемлемой частью профильных программ обучения. При этом участие в ней требует большой включённости, это интенсивный процесс. Как сделать так, чтобы человек в течение трёх месяцев проектной работы не забросил основную учёбу? Ведь на основном курсе тоже есть практические задания. Сейчас мы обсуждаем возможность перезачитывать работы студентов для «Видеомастерской» в рамках основного курса.
  • Как помочь командам взаимодействовать? Пока к этому процессу подключаются методисты и продюсеры мастерской. Мы надеемся, что в будущем менторами для участников станут наши выпускники.

Оценка результатов

Долгое время мы пытались добиться от наставников чётких критериев качества для оценки работ студентов. Но кино тяжело алгоритмизировать, поэтому приходится ориентироваться на обратную связь — она основана на опыте конкретного наставника, его насмотренности.

А результативность самой «Видеомастерской» мы оцениваем по нескольким критериям:

  • Доходимость — сколько ребят начали работу и довели её до конца. Пусть даже результат получится не слишком удачным с точки зрения киноискусства, но даже сам факт первого участия в реальном проекте — ценный опыт для студентов. В первом и третьем потоке доходимость составила 65%, а со вторым мы поставили рекорд — 75% доходимости.
  • Результаты участников. А вот это уже про качество результата работы с точки зрения киноискусства — получил ли фильм наших студентов признание за пределами школы. Это спорная метрика, не всегда понятны её показатели. Например, мы пока не знаем, как оценить успех клипов, которые недавно опубликовали, — по просмотрам (и за какой период), по комментариям или как-то ещё.
  • Удовлетворённость — в конце мы просим участников заполнить анкету, оставить отзыв и отметить, готовы ли они будут рекомендовать нас друзьям. 90% студентов не просто оставляют отличные отзывы, но и хотят участвовать в новом потоке.

Приятно, что работы наших студентов начали появляться на фестивалях. Например, фильм «Пульс» вошёл в шорт-лист кинофестиваля дебютантов «Святая Анна», «Низкое искусство» — в программу национального конкурса Beat Film Festival, что означает показы в кинотеатрах и включение в каталог «Кинопоиска». Фильм «Последние единороги» отобран на стриминговую британскую платформу paus.tv.

Бывают и другие замечательные эффекты от работы над проектами. Например, наша студентка-сценаристка Вероника Кондратьева объединилась с наставницей Анной Духониной уже после завершения «Видеомастерской» и написала сценарий полнометражного фильма — в результате стала лауреатом питчинга студии «Красный квадрат».

Подводя итоги, можно сказать, что проектно-ориентированное обучение требует от методистов много времени, терпения и вовлечённости. Но результаты стоят того: для студентов это реальный шаг в профессию и возможность пополнить портфолио, а для школы — возможность наглядно продемонстрировать качество и преимущества своих курсов, если результаты проектной работы студентов получают признание профессионального сообщества.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована