«Каждые 5–7 лет человек должен иметь возможность взять академический отпуск»
Обучение в течение всей жизни — привлекательная идея, но как её реализовать для пользы людей и компаний-работодателей? Мнение европейского эксперта.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Мартин Мёрле
Заместитель директора по корпоративным сервисам и директор аккредитации CLIP в Европейском фонде развития менеджмента (EFMD).
Мартин выступил на семинаре EduTech «Reskilling Talks. Как оставаться востребованным на рынке труда?» «СберУниверситета». Его презентация была посвящена тому, какие стороны заинтересованы в переподготовке взрослых и трансформации рабочей силы и какой вклад каждая из сторон может внести в процесс.
На этом семинаре был представлен аналитический отчёт «СберУниверситета» и Института образования НИУ ВШЭ «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы». Об отчёте мы писали здесь.
Фото: официальный сайт EFMD Global
Как и другие участники семинара, Мартин Мёрле в своём выступлении обратил внимание на то, что важность профессиональной переподготовки растёт. Он напомнил, что в прошлом промышленная революция всегда означала исчезновение части старых профессий и появление новых. Будет ли результат цифровой трансформации таким же?
«Некоторые эксперты говорят, что процесс будет абсолютно другим — общее воздействие на рынок труда будет отрицательным, а не положительным, будет расти уровень безработицы. Проблема заключается в том, что переподготовка будет слишком крупномасштабной. Совершенно другие навыки понадобятся, чтобы трансформировать рынок труда и подготовить соответствующих специалистов».
Себя Мартин Мёрле относит к оптимистам и считает, что рынки труда вполне способны получить пользу от цифровой трансформации. Но понадобятся усилия всех заинтересованных сторон: системы образования, правительств, корпораций и самих граждан.
Система образования: развитие фундаментальных навыков и объединение в экосистемы
Чтобы работники вовремя обновляли компетенции и могли при необходимости освоить новую профессию, они должны обладать так называемыми foundational skills. К ним Мёрле относит критическое мышление, эмпатию, навыки командной работы, межкультурные коммуникации — словом, ключевые надпрофессиональные навыки, важные в любой области. Но развивать их нужно ещё до начала активной карьеры:
«Недостаточный акцент делался на этих навыках на первых трёх уровнях образования — то есть в начальном, среднем и высшем образовании. Тем не менее развитие таких навыков должно стать одной из целей всей сферы образования».
В дальнейшем карьерном развитии, по мнению Мартина Мёрле, работник тоже должен иметь возможность учиться в университете. Вузам стоит отходить, считает он, от ориентации только на молодёжь: «Вузы должны становиться партнёрами на весь срок работы человека в какой-либо компании». Это касается и профессиональной подготовки, и развития мягких навыков. Конечно, для этого нужна более крупная экосистема с участием как вузов, так и высокотехнологичных компаний и иных представителей бизнеса.
Правительство: финансовая поддержка и стимулирование переподготовки
Обсуждается много идей о том, какую роль в трансформации рабочей силы может играть государство, отметил Мёрле. Главная задача — формирование новой законодательной базы и финансовая поддержка обучения:
«Каждые 5–7 лет человек должен иметь возможность взять академический отпуск на несколько месяцев, и возникает вопрос, кто будет платить зарплату, кто будет платить за переподготовку. Будут ли предоставляться налоговые вычеты или выдаваться ваучеры каждому гражданину, чтобы человек смог инвестировать эти деньги в личностное развитие и в переподготовку».
Другой вариант, рассказал Мёрле, — пенсионные планы как дополнительная мотивация для переподготовки. Вероятно, он здесь имеет в виду рост размера пенсии в зависимости от учебной активности в трудоспособном возрасте.
Но самая важная задача государства, по мнению Мартина Мёрле, — информировать граждан о том, как меняется мир, чтобы четвёртая промышленная революция, автоматизация, необходимость переподготовки не были для них новостью.
Компании: финансирование, развитие культуры обучения и создание таксономии навыков
«Процесс обучения должен заслуживать такого же внимания, как и все остальные аспекты, а не по остаточному принципу финансироваться», — считает Мёрле.
Среди возможных решений для компаний, которые отметил эксперт, — специальные корпоративные фонды, из которых компании могут выделять сотрудникам гранты на переобучение. И подобные решения, по его словам, уже есть в ряде крупных компаний — AT&T, Novartis, PwC, Siemens.
«Если вы хотите пройти программу переподготовки, получить навыки цифровизации или какие-то узкоспециализированные навыки в программировании, вы можете подать заявку. Ваша заявка будет профинансирована из этого фонда, создаваемого в крупных корпорациях».
Но вопрос не только в готовности работодателей оплачивать профессиональное развитие сотрудников, он ещё и в том, как распределяются эти средства:
«Мы видим огромные инвестиции в создание инфраструктуры для удалённого обучения, самообучения. Но это „железо“, аппаратные средства. Теперь нам требуется сделать акцент на создании культуры образования и обучения. Как сделать так, чтобы переподготовка становилась приоритетом для людей, чтобы они могли получать навыки непосредственно на рабочем месте, чтобы они понимали, что самообразование — один из приоритетов».
Стимулировать развитие культуры обучения, считает Мёрле, могло бы создание в компаниях «маркетплейсов» для высокопотенциальных специалистов — платформ, где можно размещать внутренние заказы, предложения и запросы на обучение и обмен опытом и где компетентные сотрудники могли бы заявить о своём желании выступить наставниками для молодых специалистов. «Мне кажется, что такой маркетплейс, такая платформа для обучения могла бы способствовать неофициальному процессу обучения, а самое главное — обмену знаниями и опытом между специалистами. Это смоет границы между обучением и работой», — уверен Мёрле.
При этом сейчас, по наблюдениям Мёрле, многие компании не понимают, где они находятся, они идут вслепую.
«Поэтому необходимо разрабатывать таксономию оценки навыков, чтобы определить статус-кво, а потом уже начать создавать экосистему для переподготовки, для повышения квалификации, для программ обучения, образования. Это всё будет делаться на персонализированной основе, в зависимости от текущего состояния рабочей силы в вашей компании».
Целью всего этого должна быть персонализированная система, чтобы люди сами выбирали карьерные траектории, соответствующие потребностям компании.
Читайте также:
6 самых перспективных технологий для корпоративного обучения
Каждый человек
Раньше образование и развитие карьеры не требовали от человека многого, считает Мёрле:
«Раньше люди должны были учиться по моделям, которые реализовывались в школах, потом в вузах, потом в компаниях. Этого было бы достаточно для того, чтобы выстроить успешную карьеру, успешную личную жизнь. Вас практически кормили с ложечки, за вас кто-то придумал ваш карьерный рост».
Но чем дальше, тем в большей мере каждый человек становится предпринимателем, управляющим своим развитием и карьерой. Чтобы это реализовать, требуется, по словам Мёрле, изменить общественное мировоззрение. «Люди должны научиться учиться и отказываться от каких-то навыков», — отметил он и добавил, что в течение своей профессиональной жизни человек будущего освоит семь-восемь разных профессий. Пока общество к этому не готово. Но к переменам пора двигаться. По всем оценкам, на преобразование и трансформацию рынка труда уйдёт десять лет, говорит Мёрле. Это длительный период времени, но перемены вполне реалистичны, главное — требуется добрая воля и заинтересованность всех сторон работать в этом направлении.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее