Какой смысл вкладывается в термин «читательская грамотность»
Даже среди взрослых образованных людей многие только думают, будто умеют читать.
Иллюстрация: Wiroj Sidhisoradej / pch.vector / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.
Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.
Тексты бывают простые и сложные, сплошные и несплошные (где часть данных представлена в таблицах и инфографике), разных жанров (скажем, отрывок из романа, техническая инструкция, новостная заметка, научная статья, пост в блоге и так далее). Естественно, для работы с ними нужен разный уровень читательской грамотности. Да и чтение тоже бывает разным — просмотровым или смысловым (то есть глубоким и вдумчивым). Всё это тоже особые навыки.
Кроме того, особое значение в наше время приобрёл такой навык, как оценка достоверности информации в тексте, ведь если раньше новые знания черпали из книг и печатных СМИ, то сейчас огромный поток информации идёт также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ фейковые новости — уже не редкость.
Есть два международных теста, организованных ОЭСР: один определяет уровень читательской грамотности у 15-летних подростков (он проводится в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — у людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC). Расскажем, какие элементы они вкладывают в понятие читательской грамотности, какие уровни грамотности выделяют и какой процент людей обладает читательской грамотностью на самом высоком уровне.
В исследовании PISA даётся такое определение:
«Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».
Чтение, как пишут аналитики по итогам PISA, больше не сводится главным образом к извлечению информации — оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление и вынесение обоснованных суждений.
Иными словами, читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. Кроме того, как дальше будет видно по набору конкретных навыков, составляющих читательскую грамотность, это проявление понятийного мышления человека и его кругозора, потому что всё это задействуется при интерпретации смысла текста.
Какие умения входят в понятие читательской грамотности
Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.
Поиск информации в тексте
Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.
Понимание смысла
Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.
Оценивание качества и достоверности
Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).
Осмысление содержания и формы
Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
Обнаружение и устранение противоречий
Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.
Перечисленные навыки нужны нам как для решения простых жизненных задач (скажем, узнать новости и составить своё мнение о них, ознакомиться с инструкцией к лекарству или правилами подачи заявления на «Госуслугах»), так и для более сложных — например, во время любого обучения, как правило, приходится читать учебники и множество дополнительной литературы.
Тест PISA содержит задания, от простых до сложных, на проверку всех этих навыков. Тексты, которые предлагаются участникам тестирования, сами по себе тоже разного уровня сложности. В PIAAC устройство аналогичное, и оценивает оно те же навыки.
Какие уровни читательской грамотности бывают
В зависимости от того, какие навыки и в какой степени демонстрируют участники теста PISA (это оценивается по баллам за задания, отнесённые к конкретной группе умений), выделяют шесть уровней читательской грамотности. Правда, элементарный — первый — разбивается на три подуровня, но здесь мы опишем только верхний.
Разумеется, каждый уровень выше первого предполагает, что человек обладает и навыками более низких уровней. То есть, например, человек с шестым уровнем грамотности обладает всем набором умений, соответствующих уровням от первого до шестого.
Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA
Уровень | Какие навыки включает |
---|---|
6 | Понимать длинные и абстрактные тексты, где информация спрятана в глубинных слоях. Сравнивать, противопоставлять и интегрировать противоречивые точки зрения, используя множество критериев и формулируя выводы на основе информации из разных частей текста. Глубоко размышлять об источнике текста во взаимосвязи с его содержанием, используя внешние по отношению к тексту критерии. Выявлять и разрешать межтекстовые расхождения и противоречия, формулируя выводы об источниках информации, их явных или личных интересах и других подсказках относительно достоверности информации в тексте. |
5 | Понимать длинные тексты и строить рассуждения, основанные на их глубоком понимании. Находить в тексте релевантную заданию информацию, даже если её трудно заметить. Формулировать свои гипотезы и критически оценивать гипотезы из задания, опирающиеся на конкретную информацию. Различать факты и мнения применительно к сложным или абстрактным утверждениям. Оценивать нейтральность и предвзятость текста на основе явных или неявных признаков, относящихся к содержанию текста или источнику информации. Формулировать выводы относительно достоверности утверждений или выводов, предлагаемых в тексте. |
4 | Понимать расширенные отрывки в простом (один источник) или множественном (несколько источников) тексте. Сравнивать точки зрения и делать выводы на основе нескольких источников. Искать, находить и интегрировать несколько единиц информации, притом что они могут сбивать с толку. Оценивать связь между конкретными утверждениями и общей позицией или по теме. Сравнивать и противопоставлять утверждения, явно высказанные в нескольких текстах, оценивать достоверность источника. |
3 | Понимать буквальное значение простого текста (один источник) или множественного текста (несколько источников) при отсутствии явных содержательных или организационных подсказок. Соотносить несколько частей текста и определять их основную идею, понимать их взаимосвязь. Делать как базовые, так и более сложные выводы. Находить в тексте информацию на основе косвенных подсказок, даже если она там представлена в неявном виде или среди противоречий. Размышлять над фрагментом текста или несколькими текстами, сравнивать и противопоставлять точки зрения нескольких авторов, основанные на явной информации. |
2 | Определять основную мысль в отрывке текста умеренной длины. Понимать взаимосвязь или истолковывать значение в ограниченном отрывке, где информация представлена в неявном виде или есть отвлекающая информация. Формулировать простые выводы. Находить одну или несколько единиц информации на основе нескольких критериев, частично неявных. Размышлять об общей цели текста, когда она явно выражена, или о цели конкретных деталей в тексте умеренной длины. Сравнивать короткие, явные утверждения. |
1 | Понимать буквальное значение предложений или коротких отрывков, основную тему или цель автора (если тема знакомая). Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Отделять основную идею от несущественных деталей в простых текстах с явными подсказками. |
Совершенно очевидно: чтобы осваивать новые знания с опорой на текст (много читать в вузе, заниматься самообразованием), надо иметь уровень не ниже четвёртого.
В тесте PIAAC для взрослых распределение по уровням похожее, только их не шесть, а пять. Они представлены в таблице ниже.
Уровни читательской грамотности согласно тесту PIAAC
Уровень | Какие навыки включает |
---|---|
5 | Сопоставлять информацию из нескольких насыщенных сложных текстов, обобщать сходные и противоположные идеи или аргументы, применять и оценивать логические и абстрактные модели. Оценивать надёжность источников, отбирать ключевую информацию, понимать её, даже если она дана в неявном виде. Делать сложные выводы, опираясь на внетекстовую информацию (то есть на собственные знания). |
4 | Объединять, сопоставлять, интерпретировать информацию из сложных или длинных, смешанных или разнотипных текстов, которые включают много условий или противоречивую информацию. Делать сложные выводы с опорой на свои базовые знания, а также интерпретировать или оценивать тонкие утверждения и аргументы. |
3 | Понимать насыщенные или длинные тексты, включая смешанные или многостраничные, и соответствующим образом реагировать на них. Идентифицировать, интерпретировать или оценивать одну или несколько частей информации и делать выводы. С помощью многоступенчатых мыслительных операций выбирать необходимые сведения из конкурирующей информации, чтобы сформулировать свои ответы. |
2 | Сопоставлять две или более единиц информации на основе заданных критериев, сравнивать и противопоставлять их. Рассуждать об информации и делать простые выводы. |
1 | Читать относительно короткие непрерывные или смешанные тексты, в которых мало противоречивой информации. Находить один фрагмент, который идентичен или синонимичен информации, указанной в задании. |
Сколько людей достигают высоких уровней читательской грамотности
В среднем по ОЭСР шестого уровня, по данным PISA-2018, достигли лишь 1,3% подростков, а пятого — 8,7%, четвёртого — 27,6%. При этом 23% подростков не достигли и второго уровня.
Тех, кто демонстрирует пятый и шестой уровни, во всех странах меньшинство. Это видно на представленной ниже инфографике, где уровни распределены слева направо: серым и белым цветами показаны разные градации первого уровня, а разными оттенками рыжего — уровни со второго по шестой (чем темнее рыжий цвет, тем выше уровень).
В России в 2018 году шестого уровня достигли 1% тестируемых, пятого — 5%, четвёртого — 16%, не поднялись выше третьего и второго уровней по 28%, а не преодолели даже первый 22%.
Для сравнения, в Финляндии, например, расклад такой: на шестом уровне — 2%, на пятом — 12%, на четвёртом — 25%, на третьем — 28%, на втором — 19%, на первом — 13%.
Как отмечалось в пояснениях Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) к результатам PISA-2018, российские обучающиеся справились с поиском информации несколько хуже, чем с пониманием прочитанного.
А что же оказалось самым сложным для подростков всех стран ОЭСР? Как поясняли международные аналитики по итогам тестирования, менее одного из десяти учащихся смогли отличить факт от мнения, основываясь на неявных сигналах, относящихся к содержанию или источнику информации. «Образование выигрывало гонку с технологиями на протяжении всей истории, но нет никакой гарантии, что оно сделает это в будущем», — резюмировали исследователи.
Но и у людей постарше результаты ненамного лучше. Тех, кто достигает самых высоких уровней (в тесте PIAAC, напомним, это пятый и четвёртый), мало. Даже к четвёртому уровню грамотности в среднем, по данным исследования, завершившегося в 2013 году (в России оно проходило в 2009–2013 годах), относились лишь 11% взрослых. Больше всего доля таких людей оказалась в Японии и Финляндии (по 20 и 21%). А до самого высокого, пятого, уровня почти везде дотянули меньше 1% взрослых (если точнее, то 0,7%). Самая большая доля взрослых на этом уровне тоже в Финляндии (2%), Австралии, Нидерландах, Японии и Швеции (везде чуть больше 1%).
Больше всего взрослых находятся на втором и третьем уровнях читательской грамотности: по 33 и 38% респондентов во всех странах, принявших участие в исследовании. Но, например, во Франции, Ирландии, Италии, Польше и Испании больше доля людей, остановившихся на втором уровне, а в Японии, Словакии, Корее больше доля тех, кто достиг третьего уровня.
В России самым распространённым уровнем читательской грамотности оказался третий (41% респондентов). На втором уровне было 35% взрослых, на первом и четвёртом — по 13 и 10% соответственно. Пятого уровня достигли тоже меньше 1%, как и в среднем по странам ОЭСР.
Конечно, чем выше уровень образования, тем выше и уровень читательской грамотности. Самые высокие показатели у людей с научными степенями либо с двумя высшими образованиями.
А если взглянуть в разрезе возрастных групп, то в России на момент исследования наблюдался нехарактерный для других стран провал показателя читательской грамотности у людей 30–34 лет. Исследователи связали это с тем, что к группе тридцатилетних во время тестирования относилось поколение, которые окончили школу в начале 1990-х годов — в кризисную для образования эпоху.
Какие ещё исследования посвящены читательской грамотности
В России собственное тестирование по модели PISA среди подростков проводит Федеральный институт оценки качества образования. Среди прочего исследуется читательская грамотность. Мы рассказывали о результатах 2021 года.
Кроме того, есть множество локальных и немасштабных исследований, предметом которых тоже является понимание текста, навыки беглого или смыслового чтения. Так, исследователи из СПбГУ установили, что современным студентам с трудом даётся понимание переносного смысла текстов — иными словами, есть сложности с понятийным мышлением. А учёные из Приволжского исследовательского медицинского университета выяснили, что с пониманием скрытого смысла текста не справляются довольно высокие доли учащихся 8–10-х классов.