Какие исследования нужны методисту перед проектированием курса и как их провести
Разбираемся, какую информацию надо собрать (и где) для курса обучения профессии. И как её потом использовать.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Хотя методист не обязан владеть навыками маркетологов и продакт-менеджеров, без исследований ему часто не обойтись. Особенно если разработать нужно объёмный курс для освоения новой профессии и специальности. Именно о таких курсах и пойдёт речь.
Исследование, которое проводит методист, не продуктовое в прямом смысле слова. Скорее, оно сосредоточено на тех аспектах, которые непосредственно влияют на содержание и логику учебной программы. Предварительный анализ поможет создать курс, который будет отвечать потребностям как потенциальных студентов, так и рынка труда.
Обычно перед началом разработки программы методист:
- анализирует сферу и темы курса, вакансии по профессии, которой он посвящён, и продукты конкурентов;
- сегментирует целевую аудиторию (ЦА);
- формулирует цели курса и гипотезы образовательных результатов.
В результате этой работы можно собрать драфт карты компетенций, а также гипотезы по уникальному торговому предложению курса, целям и результатам курса. Но главное — сформировать образ будущей целевой аудитории и её потребностей.
Всё это поможет определиться с контентом программы и с методикой проектирования. Да и ориентироваться в теме станет проще, а это напрямую повлияет на другие аспекты работы — например, успешное взаимодействие с экспертом.
Опишем каждый этап исследования подробно и разберём на примере курса по нестандартной специальности — сомелье.
Анализ темы курса
Цель: понять, чем будет заниматься выпускник, какие задачи выполнять и какое место занимать в команде коллег.
Что нужно сделать: изучить ресурсы по теме курса.
Этот этап исследования иногда пропускают — и, как показывает практика, напрасно. Особенно важен этот этап начинающим методистам и тем, кто совсем не знаком с темой курса. Допустим, вам ничего не известно о работе сомелье, кроме общего представления: «Это человек, который дегустирует вина и хорошо в них разбирается».
Анализ темы включает работу с двумя типами источников:
- Профессиональные форумы. То есть крупные площадки (например, vc.ru и habr.com), тематические Telegram-каналы и блоги профильных экспертов в социальных сетях. Они наглядно показывают, чем «живут» нужные специалисты, какие задачи решают и с какими трудностями сталкиваются.
- Академические статьи. Их можно найти в «Google Академии» или на сайтах научных библиотек и некоторых вузов. Например, в «КиберЛенинке» и НЭБ. Публикации помогут определить критерии квалификации эксперта курса и чуть глубже познакомиться со спецификой его работы.
На этом этапе важно отследить, существуют ли различные интерпретации интересующей вас профессии. Например, с курсом по таргетированной рекламе вряд ли возникнут сложности, если есть хотя бы минимальные представления о работе маркетолога. А вот с курсом для проджект-менеджеров всё сложнее, ведь их функционал во многом зависит от сферы деятельности. И без детального изучения тут не обойтись.
Рекомендуется обратить внимание и на ещё одну важную деталь — названия должностей специалистов нужного направления. В образовательном сообществе, например, до сих пор ведутся споры о методологах, методистах и педагогических дизайнерах. Так, люди с одним набором функций в корпорациях будут называться «методологами», а в вузах ― «педагогическими дизайнерами». Такие же неясности бывают и в других профессиях. Знание тонкостей пригодится на следующих этапах исследования.
Пример анализа темы курса
Разберём исследование на примере курса для начинающих сомелье. На этапе анализа темы всё кажется очевидным, никаких особых погружений вроде бы не требуется: сомелье — это сотрудник ресторана, консультирующий гостей по выбору вина. Он должен разбираться в напитках, хорошо ладить с людьми и улавливать нотки дуба в винном послевкусии. Вроде бы всё верно, но не совсем.
Без анализа темы мы бы упустили, что иногда специалиста по винам называют не сомелье, а кавист. Просто сомелье работает в зале ресторана, а кавист — консультирует в винных бутиках. А ещё сомелье дегустирует не только вино, но и другие алкогольные напитки. Деталь, которая могла показаться незначительной, становится важной — помогает определиться с целевой аудиторией, сфокусировать тему и так далее.
Читайте также:
Анализ вакансий
Цель: понять, какими компетенциями и знаниями должен обладать специалист, и сформировать драфт карты компетенций.
Что нужно сделать: проанализировать вакансии на основных и (при необходимости) специализированных площадках интернет-рекрутмента.
Изучение вакансий — один из ключевых этапов исследования, поскольку специалист, подготовленный на курсе, должен соответствовать требованиям рынка.
Для поиска объявлений подойдут как известные крупные площадки по поиску работы (hh.ru, superjob.ru и другие), так и специализированные, но популярные в определённой среде сайты — например, биржи для фрилансеров, Telegram-каналы с вакансиями для представителей определённых сфер.
В ходе анализа важно обратить внимание на следующие аспекты:
- Обязанности специалиста, то есть его рабочие задачи и зоны ответственности.
- Требования к кандидату. Речь идёт как о профессиональных компетенциях, так и о гибких навыках. Если от кандидата требуется знание каких-то конкретных сервисов или программ, это тоже лучше зафиксировать.
- Опыт кандидата. Требования к новичкам и опытным специалистам предъявляют разные, поэтому тут стоит ориентироваться на специфику курса.
- Город размещения вакансии. Этот пункт поможет понять, есть ли разница в требованиях и понимании специальности в разных регионах.
- Заработная плата. Пригодится для понимания региональных различий и финансовых перспектив выпускника.
- Виды сотрудничества. Например, копирайтер может работать в штате, на фрилансе или устроиться в агентство — везде будут свои требования, и их тоже нужно учитывать.
- Специфические требования. В объявлениях встречаются и редкие навыки, но необходимость их учёта для целей курса под вопросом. Стоит их просто зафиксировать, а потом обсудить с экспертом, чтобы при необходимости скорректировать карту компетенций.
Для исследования лучше посмотреть хотя бы 10–15 вакансий на разных ресурсах. Если никакой новой информации не появляется и суть примерно одинакова, то на этом изучение объявлений можно остановить.
Когда эта работа проделана, можно построить черновой вариант карты компетенций специалиста. Этот документ отражает те знания, умения и навыки, которые потребуются выпускнику курса для трудоустройства.
Универсального шаблона карты компетенций не существует, каждый методист адаптирует её под себя и специфику курса. Тем не менее есть несколько общих точек:
- задача — что специалист должен уметь делать;
- знания — какие теоретические знания нужны для выполнения рабочей задачи;
- навыки — какие практические действия нужны для выполнения задачи;
- инструменты — сервисы и программы, которые необходимы для решения задачи или помогут в этом;
- soft skills — какие гибкие навыки нужны.
Важно понимать, что формулировки в вакансиях могут быть размытыми, и не всегда получается полностью сформировать карту только на основе их анализа. Пробелы поможет закрыть эксперт курса — именно с его участием и будет создана финальная версия карты компетенций. Она и станет фундаментом всей программы.
Читайте также:
Пример анализа вакансий
В процессе анализа вакансий сомелье оказалось, что новичок в этой сфере может рассчитывать только на позицию кависта. Чтобы попасть в ресторанный бизнес, нужен либо опыт работы продавцом-консультантом от одного года, либо сертификат школы сомелье. Значит, в курсе для начинающих придётся или ориентироваться на кавистов, или получить лицензию, чтобы выдавать сертификаты о завершении школы сомелье.
Да и полностью прописать навыки сомелье без участия эксперта трудно — в вакансиях часто указывается расплывчатое «умеет разбираться в винах», «работает с кассой». Человек, который в этой сфере не работал, вряд ли точно может разложить такие общие формулировки на более детальное содержание.
Анализ конкурентов
Цель: сформировать гипотезы по уникальному торговому предложению (УТП) курса, доработать карту компетенций и создать первый образ целевой аудитории.
Что нужно сделать: составить список конкурентов и провести детальный анализ лендингов их курсов.
Конкуренты — неиссякаемый источник для анализа и получения полезной информации, так что их лучше знать в лицо. Причём не только основных и крупных игроков, но и небольшие школы, тем более если речь идёт о какой-то узкой специальности.
С поиском конкурентов помогут сайты с рейтингами курсов, например, eddu.pro, LeDigital, «Курсы-онлайн.ру», «Сравнятор», TutorTop и «Каталог-курсов». Часть работы они делают за методиста, предлагая информацию о цене и продолжительности курсов. А вот дополнительные сведения дадут страницы и реклама интересующих программ.
Для удобства можно составить сравнительную таблицу с ключевыми данными:
- Цена и длительность курса. Здесь можно учитывать не только сумму, но и предложения о рассрочке.
- Формат обучения. Как организованы курсы конкурентов и какие форматы они предлагают?
- Целевая аудитория. То есть на кого рассчитаны курсы и что должны знать студенты на старте. С помощью этой информации можно собрать верхнеуровневый образ собственной будущей целевой аудитории.
- Требования или пререквизиты для курса. Для некоторых курсов нужны дополнительные материалы, которые студент приобретает самостоятельно.
- Программа. То есть темы, которые заявлены в ней. Стоит обратить внимание на блоки, которые не встречались в вакансиях и профессиональных источниках. Если такие есть, в дальнейшем это можно обсудить с экспертом и доработать карту компетенций.
- Трудоустройство. Предлагают ли конкуренты стажировки или помощь с трудоустройством?
- Спикеры. Можно составить список специалистов и «звёздных» экспертов, которые участвуют в программах конкурентов.
Отдельный важный источник — ключевые детали лендинга других курсов. На чём делают фокус конкуренты и что, по их мнению, поможет потенциальному студенту сделать выбор? Например, в качестве УТП могут выступать подарки, бонусные программы или гарантированное трудоустройство.
Конечно, методиста больше интересуют методические и контентные особенности — нестандартные форматы обучения, сквозные кейсы, тренажёры. Или же темы, которые редко встречаются, но при этом востребованы — например, модуль по английскому для IT-специалистов в курсе по программированию.
Уникальные особенности конкурентов помогут сформировать первичные гипотезы по УТП вашего продукта. Фишки конкурентов можно использовать как основу и менять под собственную специфику. Или же пойти от обратного — отстроиться и придумать что-то своё.
Главное — помнить, что предложение должно быть понятно клиенту, поэтому сформулировать его максимально просто и доступно.
Конечно, методист прорабатывает лишь гипотезы — УТП ещё будут дорабатывать продюсеры перед запуском курса.
Пример анализа УТП конкурентов
Внимательный анализ конкурентов с курсами для сомелье показал, что конкуренты чаще всего предлагают:
- дополнительные занятия по этикету, общению с клиентами и выбору сигар;
- гибкое обучение с возможностью выбрать специализацию;
- занятия в гибридном формате.
В таком случае можно взять УТП конкурентов за основу, но сместить акценты. Например, вместо занятий по подбору сигар предложить уроки по необычным алкогольным напиткам. А ещё подумать над необходимостью гибридного формата курса и онлайн-тренажёра для отработки навыков коммуникации.
Сегментирование целевой аудитории
Цель: расписать сегменты целевой аудитории (ЦА) курса.
Что нужно сделать: на основе всех предыдущих этапов анализа прописать основную информацию о ЦА, которая поможет подготовить контент под конкретные нужды студентов.
Часто аудиторию разделяют на понятные сегменты: по полу, возрасту, интересам и доходам. Эта информация, конечно, полезна, особенно при выборе формата обучения и подготовки материалов программы. Однако методисту важнее в первую очередь определить боли и потребности студента, которые приводят к покупке курса.
Чтобы получить лучшее представление о ЦА, можно составить таблицу с несколькими критериями по каждому типу аудитории. С одной стороны будет название типа аудитории — например, «Начинающий аналитик» или «Руководитель маркетингового отдела». А с другой — критерии:
- Уровень студентов. Что они уже знают, умеют или хотя бы слышали по теме курса.
- «Боль» или потребность студентов. Что именно приводит их к мысли об обучении? Возможно, надоевший офис, маленькая зарплата или потолок в карьере.
- Что студенты делают сейчас. Обычно люди пробуют как-то «закрыть боль»: кто-то читает профессиональные статьи и просто присматривается к новой профессии или направлению, кто-то пытается учиться с помощью бесплатных ресурсов и так далее.
- Какой результат студенты хотят увидеть. Например, какую позицию они хотят занять и когда намерены достичь первых результатов.
- Как студентам поможет курс. Каким студенты видят результат обучения, чего они хотят? Кому-то хочется новых перспектив, а кому-то нужно просто сориентироваться в безграничном море разноплановой информации.
Список критериев можно и дополнить: например, есть ли у потенциальных студентов опыт офлайн- или онлайн-обучения, сколько времени они могут потратить на учёбу.
Важно понимать, что эти сегменты — это пока только гипотезы, их нужно обязательно проверить. Чаще всего из-за ограничений по времени и ограниченных ресурсов сделать это удаётся только в разговоре с экспертами курса.
Если на этапе анализа никак не удаётся сформулировать гипотезы хотя бы по двум-трём сегментам, стоит тщательнее подойти к вопросу и использовать более точные методы проверки гипотез по ЦА:
- провести опросы в тематических чатах;
- поговорить с представителями потенциальной аудитории;
- организовать бесплатный вебинар по теме и проанализировать пришедшую аудиторию;
- привлечь дополнительных экспертов, особенно с опытом найма специалистов нужного уровня.
Пример сегментирования целевой аудитории
Вот как будет выглядеть таблица по сегментам целевой аудитории для курсов сомелье.
Сегмент «любитель вина» существенно выделяется на фоне двух других — и для него курс может показаться избыточным. Это действительно так. Но наверняка любителей тема тоже заинтересует.
Таких клиентов тоже можно сохранить, просто предложить другие возможности: например, короткий трек без «лишних» модулей (предназначенных для профессионалов) и сертификата сомелье.
Определение цели и образовательных результатов
Цель: сформулировать цель курса и образовательные результаты, которых достигнет студент после завершения программы.
Что нужно сделать: внимательно посмотреть на выводы из предыдущих этапов и сформулировать итоги обучения для студента.
Финальный этап фактически суммирует все предыдущие: мы смотрим на уже сделанные выводы и определяем, что же в итоге получит студент от обучения. Основной фокус здесь — на результаты анализа вакансий и целевой аудитории.
Сформулировать цель курса помогут карта компетенций и начальные знания студента, зафиксированные в описании ЦА. Цель отражает ключевые компетенции и навыки, которые освоит учащийся в результате.
Предположим, мы готовим курс по продвижению личного бренда. Из карты компетенций понятно, что основной результат работы — создание стратегии продвижения бренда. Это и будет целью курса.
Доработать цель можно по методике SMART, то есть сделать её:
- конкретной,
- измеримой,
- достижимой,
- актуальной,
- ограниченной во времени.
Например, вполне конкретная, достижимая и актуальная цель курса по продвижению личного бренда будет выглядеть так: «Студент научится за семь месяцев готовить стратегию продвижения личного бренда в социальных сетях и на профессиональных платформах. Эта стратегия повысит количество подписчиков клиента на 10% за первые два месяца».
Когда цель сформулирована, надо конкретизировать, что студент должен знать и уметь, чтобы выполнить поставленную цель. Это будет пошаговым тематическим планом будущей программы и образовательными результатами.
Как в случае с картой компетенций и сегментацией ЦА, нужно помнить: наработки по цели и образовательным результатам на этапе анализа являются лишь гипотезами. На следующей стадии их обсуждают с экспертом, который сможет поправить эти гипотезы в соответствии со своим профессиональным опытом.
Пример выбора цели и образовательных результатов курса
Для курса сомелье цель можно сформулировать так: «Студент научится предлагать клиенту вино и другие алкогольные напитки под определённые блюда и согласно вкусовым предпочтениям клиента».
Если доработать цель по методике SMART, то к цели добавится измеримость — минимальный процент удовлетворённости посетителей выбором вина от сомелье или соответствие бизнес-показателям ресторана. Можно добавить и ограничения во времени — за какой период студент достигнет цели курса.
А вот как будут выглядеть образовательные результаты курса:
- студент разбирается в видах вин и знает их вкусовые и другие специфические особенности;
- знает, с какими блюдами сочетаются различные виды вин;
- умеет грамотно и вежливо предлагать клиенту ассортимент и советовать позиции;
- знает, при какой температуре и декантации подаются различные виды вин, и следит за этими параметрами при подаче клиенту;
- умеет эффектно подать вина клиенту;
- следит за наполнением бокалов клиента и вежливо запрашивает обратную связь по продукту;
- умеет обслуживать до четырёх клиентов одновременно;
- умеет формировать чеки и работать в основных системах оплаты и фиксации заказов в ресторане.
После всех этапов анализа станет понятна общая тематическая канва курса и специфика аудитории. Это поможет на следующих этапах разработки.