Как завышенное самомнение влияет на учёбу: помогает или мешает?
Разбираем научные исследования по этой теме, которые касались представителей разных возрастов.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Ситуация, когда ученик уверен, что прекрасно владеет темой и легко сдаст тест на приличную оценку, но по факту едва дотягивает до тройки, пожалуй, знакома многим. С одной стороны, можно предположить, что завышенное представление об уровне собственных знаний однозначно вредит эффективной учёбе (если бы ученик оценивал свои знания более объективно — прилагал бы больше стараний, чтобы действительно вникнуть в тему). А с другой стороны, может, завышенная самооценка, наоборот, полезна, потому что в таком случае у ученика меньше страха перед темой, она не кажется ему непосильно трудной и благодаря этому он справится с ней легче, чем отличник с низкой самооценкой?
Мы собрали несколько научных исследований о том, как излишняя самоуверенность влияет на учёбу представителей разных возрастов, а также о том, что может повлиять на формирование такой ошибочной самооценки.
Завышенная самооценка у младших и средних школьников
Сам факт того, что дети не всегда способны объективно оценить то, как они справились с заданиями, учёным известен уже давно. Вот в чём это проявляется:
- Ребята младшего и среднего школьного возраста склонны приписывать себе заслуги за приятные события, происходящие с ними, а вот неудачи объяснять внешними факторами.
- Дети склонны переоценивать свои способности, как физические, так и когнитивные (мыслительные). Это касается выполнения и новых, и уже знакомых заданий.
Группа психологов Утрехтского университета изучила 23 научные работы на эту тему. Они касались проведённых за последние 50 лет исследований, которые в общей сложности охватывали больше 4200 детей в возрасте от 4 до 12 лет из разных стран. Результаты метаанализа опубликованы в конце 2023 года.
Первое, что удалось выяснить авторам метаанализа: дошколята и младшеклассники обычно убеждены, что выполнили задачу лучше, чем они справились на самом деле (причём в среднем они переоценивают качество выполнения на 30% выше реального). Это касается задач разного типа: на запоминание, развитие моторных и когнитивных навыков. Правда, сами авторы метаанализа сделали важную оговорку: они не учитывали такой фактор, как сложность задачи. При этом есть вероятность, что дети чаще переоценивают свои способности, когда им предстоит решить именно сложную, а не простую задачу — и происходит это потому, что они ещё не способны оценить уровень сложности.
Второй вывод из метаанализа: самые самоуверенные — дети 5–6 лет, а на пороге подросткового возраста чрезмерная самоуверенность идёт на спад и приходит в условную норму. Этот сдвиг объясняется развитием метакогнитивных способностей, накоплением опыта и более длительным пребыванием в образовательной среде.
Третий интересный вывод: за последние десятилетия дети стали чаще переоценивать свои способности. В более современных исследованиях склонность к переоценке своих возможностей у детей оказалась выше, чем в более ранних. Психологи связали такой рост с «приметами времени» — похоже, современные дети больше, чем их предшественники, ориентированы на индивидуализм и самореализацию.
Четвёртый вывод: у детского переоценивания своих возможностей есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, чрезмерная уверенность в своих силах может привести к ошибкам и неудачному выполнению заданий, которые оказываются сложнее, чем ребёнок предполагал. На литературе или математике это приведёт просто к плохой оценке, а вот на физкультуре может повлечь более серьёзные последствия — исследования показывают, что дети, склонные переоценивать свои физические возможности, чаще травмируются.
С другой стороны, в переоценивании своих возможностей есть адаптивная ценность, которая позволяет без страха браться за новые и сложные задачи и проявлять упорство. Уверенность, что всё получится, помогает ребятам преодолевать страх. И даже неудачи не заставляют ребёнка с высокой самооценкой отступить от задуманного.
Завышенная самооценка у старшеклассников и студентов
Итак, обычно по мере взросления человек учится опираться на обратную связь, лучше анализирует свой опыт и меньше принимает желаемое за действительное. Однако это, конечно, проявляется не у всех. Самое любопытное, что, судя по ряду исследований, чаще всего чрезмерную самоуверенность демонстрируют не отличники, а отстающие в учёбе. Это известно психологам ещё с 1960-х годов, и свойственна такая особенность как ученикам старших классов, так и студентам.
Эксперимент с итальянскими старшеклассниками
В 2020 году итальянские исследователи опубликовали результаты эксперимента с участием 408 старшеклассников из разных школ. Учёные хотели разобраться, зависит ли склонность к завышенной оценке школьниками своих результатов от педагогических подходов, с помощью которых их учили. Рассматривали этот вопрос на примере такого предмета, как физика.
Всех испытуемых разделили на две группы. Первая проходила стандартную программу по физике — по рекомендованному итальянскими властями учебнику и слушая объяснения учителя. Вторая группа школьников участвовала в интерактивных занятиях — с групповыми проектами, обсуждениями, практикой вопрошания и другими техниками. Иными словами, одна группа занималась пассивно, а вторая — активно. Эксперимент длился в течении целой серии уроков в рамках школьной программы.
При этом смотрели на результаты обучения и сопоставляли с тем, как школьники сами оценивали свои знания. Здесь в очередной раз подтвердилось, что чем хуже подросток учится, тем больше склонен переоценивать свои силы. А вот кто показывает объективно хорошие результаты, наоборот, порой слегка себя недооценивает. Впрочем, уровень самоуверенности зависел не только от успеваемости, но и, например, от конкретной темы: когда тема касалась более абстрактных понятий, ребята в целом проявляли меньше уверенности. Примечательно, что чем дальше школьники разбирались в физике, тем точнее они начинали оценивать свои результаты.
Что касается разницы в подходах к преподаванию, то в «активной» группе больше учеников имели объективную самооценку (то есть меньше были склонны к чрезмерной самоуверенности), чем в «пассивной». В «активной» группе явно переоценивали свои знания около 30%, а в «пассивной» — 55%. Благодаря этому исследователи пришли к выводу, что на склонность к переоцениванию своих знаний и, наоборот, к объективной оценке действительно влияют в том числе и педагогические методы.
Можно предположить, что у школьников, изучавших физику пассивно (по объяснениям учителя и учебнику), могло создаться ложное представление, что они уже неплохо её понимают, просто потому, что они, в отличие от участников второй группы, не имели возможности реально проверить свои знания на активных заданиях. К слову, реальные результаты обучения в «пассивной» группе получились тоже хуже, чем в «активной».
Эксперимент с американскими студентами
Группа учёных из разных вузов США и Швеции в 2023 году опубликовала результаты двух экспериментов в американском вузе: первый проходил в течение весеннего семестра 2021 года (в нём приняли участие 110 студентов), а второй — в течение двух семестров 2021–2022 годов (в нём приняли участие 66 студентов). Все испытуемые сдавали четыре экзамена на протяжении обучения. Непосредственно перед экзаменом их просили предположить, какую отметку они получат, а ещё оценить по шкале от 1 до 5 баллов уровень уверенности в своём предположении.
По уровню успеваемости участников условно разделили на четыре группы (на сам эксперимент это не влияло, а сделано было просто для удобства сравнения). К первой группе отнесли тех, кто справился с первым экзаменом хуже остальных, а к четвёртой — тех, кто получил наилучшие результаты.
Точнее всего (то есть близко к объективному) предсказывали свои результаты студенты из группы с наилучшими результатами экзаменов, а вот студенты из группы с самыми слабыми результатами чаще всего ошибались в самооценке. Последние полагали, что их результаты будут гораздо выше, чем оказалось на самом деле.
Даже убедившись в том, что оценка за первый экзамен оказалась хуже, чем они ожидали, самые «отстающие» и дальше продолжали ошибаться в самооценке, полагая, что получат более высокие баллы. Иными словами, собственный опыт, прямо противоположный их ожиданиям, как будто не учил их осторожнее относиться к оцениванию своих знаний.
Примечательно, что во втором эксперименте, проходившем в кампусе, студенты прогнозировали отметки ниже, чем в первом, проходившем онлайн. Исследователи предположили, что это связано с самой обстановкой: возможно, реальная учебная среда как-то действовала на их ожидания.
Эксперимент с российскими студентами
В России подобные исследования тоже проводили. Примером здесь может быть совместная работа исследователей из Амстердамского свободного университета и НИУ ВШЭ. Их эксперимент длился пять лет (с 2011-го по 2015-й) и участвовали в нём в общей сложности почти 600 студентов.
По структуре этот эксперимент был схожим с описанным выше американским: студенты на курсе статистики сдавали три экзамена на протяжении двух семестров и при этом прогнозировали, сколько получат баллов. Правда, делали они это не до экзамена, а в середине, когда уже справились с его первой частью. То есть у них было больше возможностей оценить свои силы объективно.
Исследователи анализировали также дополнительные сведения: отметки студентов за другие предметы и информацию о том, сколько они сдавали необязательных домашних заданий (то есть насколько это вообще вовлечённые студенты).
Вот к чему пришли исследователи:
- Студенты, которые в целом хорошо учатся, более осторожны в прогнозах, чем их менее результативные коллеги.
- Ситуация меняется на протяжении времени: если человек хорошо сдал экзамен, то он может расслабиться и переоценить свои возможные результаты от следующих экзаменов.
- Девушки более реалистично оценивают свои возможные результаты (и быстрее учатся на своих ошибках). Юноши, наоборот, более самоуверенны.
Но, пожалуй, самым интересным выводом стало то, что в конечном итоге чрезмерная уверенность в своих результатах повлияла на учёбу скорее позитивно, чем негативно.
«Чрезмерная уверенность в себе положительно влияет на оценки на экзаменах. Некоторые исследования показывают, что самоуверенные студенты менее успешны на экзаменах, поскольку уделяют меньше времени и усилий учёбе. Возможно, для некоторых студентов это и так, но мы обнаружили, что для большинства самоуверенность выгодна, возможно, потому, что она повышает амбиции, боевой дух, решимость, настойчивость и, следовательно, вероятность успеха», — отметили авторы исследования.
Какие факторы влияют на формирование уверенности и неуверенности в своих знаниях и способностях
Как показывают разные исследования, на восприятие своих потенциальных успехов и знаний влияет целый ряд факторов: возраст, пол, социально-экономический статус и даже географическое положение. И получается, что в результате всё это может сказаться на реальных успехах в учёбе.
Например, в 2015 году австралийские специалисты опубликовали исследование, где попытались выяснить, в каком регионе мира люди чаще переоценивают себя. В небольшом эксперименте участвовали более 6 тысяч студентов из 33 стран, в том числе из России.
Учёные предложили участникам небольшой тест с пятью заданиями, в каждом из которых нужно было продолжить числовой ряд, а затем попросили оценить, насколько они уверены в своём ответе. Затем их оценку уверенности в верности решения сравнивали с самим решением.
Самые уверенные в правильности своего ответа студенты оказались россиянами. А вот самый низкий уровень уверенности продемонстрировали студенты из Бразилии. Правда, исследователи особенно отметили, что испытуемых как раз из этих стран было значительно меньше, чем из других (из России — всего 22 человека, тогда как в большинстве стран количество участников превышало 100 человек), так что полностью полагаться на данные столь малой выборки не стоит.
На первом месте в топе стран, где студенты чрезмерно уверены в себе, оказалась Эфиопия, а на последнем — Австралия. «Страны, которые получают низкие баллы в международных оценках, демонстрируют большее расхождение между уверенностью в себе и уровнем результатов, чем страны с высокими баллами. Наши исследования также показали, что некоторые люди с высокими способностями — это менее 10% от общего числа исследуемых — демонстрируют заниженную уверенность в себе», — поделились потом исследователи.
По поводу влияния на самооценку социально-экономического статуса приведём пример, который связан не столько с убеждённостью в своих знаниях, сколько, наоборот, с сомнениями в них. В начале 2024 года международная группа учёных из Германии, Южно-Африканской Республики и США опубликовала обширное исследование. Его авторы проанализировали данные программы международной оценки успеваемости учащихся PISA 2018 года: более 500 тысяч результатов учеников в возрасте 15 лет из 70 стран (в том числе из России и Казахстана).
Основной идеей было изучить, может ли самовосприятие подростков, а именно такие его элементы, как самоэффективность или уверенность в своих силах, установка на рост, страх неудач и оценка собственной компетентности, объяснять социально-экономические различия в успеваемости. Авторы оценивали связь упомянутых факторов с достижениями по читательской грамотности, то есть способности понимать, анализировать и использовать письменные тексты.
Учёные отметили: уже есть предварительные свидетельства о том, что самовосприятие, в том числе представления ребёнка о своих возможностях и шансах на успех в будущем, может влиять на успеваемость в школе. Проанализированные ими исследования показывают, что учащиеся средней и старшей школы, и даже студенты вузов из разных стран с низким социально-экономическим статусом чаще имеют заниженные представления о своей компетентности (то есть о своих знаниях и навыках). В частности, данные PISA за 2015 год показали, что дети с низким социально-экономическим статусом демонстрировали неуверенность в том, чего они могут достичь, и у них же, как правило, получились низкие баллы по чтению или математике.
Удалось выяснить, что ключевую роль в отношениях между социально-экономическим статусом, самооценкой и успеваемостью играет не столько низкий доход семьи, сколько социальная мобильность в обществе — то есть наличие социальных лифтов. Иными словами, значительное влияние на то, как воспринимают себя дети и подростки, оказывает среда: чем больше возможностей подняться по социальной лестнице, тем сильнее связь между восприятием собственной компетентности и академическими успехами у детей.
Читайте также:
- Внеучебная деятельность студентов и их академические успехи: есть ли связь?
- Успехи в карьере могут быть обусловлены прежде всего самоуверенностью, а не знаниями
- Какие установки мешают людям учиться и можно ли их изменить
- Когнитивная психология: что она изучает и почему важна для сферы образования
- Как особенности характера связаны с интеллектуальными способностями