Как взаимоотношения с учителем влияют на поведение и успеваемость младшеклассников
Научные исследования доказывают, что фигура учителя очень значима не только в обучении, но и в общем развитии детей.
Что влияет на успеваемость учеников — вопрос, который интересует и теоретиков, и, конечно, практиков в образовании. Чтобы на него ответить, исследователи активно изучают личные качества и установки учеников, влияние финансового положения семьи и вовлечённости родителей на академические достижения детей. Ещё один интересный предмет подобных исследований — взаимоотношения между учителями и учащимися. Есть метаанализы и обзоры научной литературы, в которых подробно рассматривается, как открытое общение и доброжелательность или, наоборот, конфликты и равнодушие сказываются на эмоциональном состоянии школьников, их поведении и результатах обучения. В этой статье — краткие выводы из работ, посвящённых взаимодействию учителей и младшеклассников.
Отношения с учителем с точки зрения теории привязанности
Учёные из Школы педагогики и психологии Университета Наварры (Испания) выбрали для обзора исследования, проведённые с 2010 по 2020 год, в которых взаимоотношения между учителем и учениками рассматриваются с точки зрения теории привязанности. Эту теорию разработал американский психиатр Джон Боулби в середине XX века. Она гласит, что близость со значимыми взрослыми (в первую очередь родителями) и забота, которую ребёнок получает в первые годы жизни, во многом определяют его дальнейшие отношения с другими людьми и окружающим миром.
Если упростить, то близкие отношения с мамой позволяют малышу чувствовать себя уверенно и безопасно, он с удовольствием исследует мир, общается с другими детьми и взрослыми — у него формируется надёжный тип привязанности. Если же ребёнок пережил негативный опыт (например, мамы не было рядом в стрессовой ситуации), то он будет склонен к тревожному или избегающему типу привязанности. Первый выражается в страхе быть покинутым, а второй — в подавлении эмоций и страхе зависимости.
Учёные пока не пришли к однозначному выводу, можно ли назвать отношения между учителем и учеником именно отношениями привязанности. Однако исследователи из Университета Наварры отметили, что у них много общих компонентов — дети ищут у учителя поддержки, а тот учит их социальному поведению и эмоциональной регуляции.
Как же взаимодействие с учителем влияет на учеников? Вот что показал проведённый испанскими исследователями анализ научных работ: если учитель холоден и неотзывчив, то дети в его классе нередко чувствуют одиночество, им меньше нравится ходить в школу. Если педагог открыт и доброжелателен, то ученики считают учёбу в школе более значимой и интересной. Есть данные и о взаимосвязи отношений с учителем и отношений со сверстниками. Дети, которые близки со своими учителями, чаще отмечают, что хорошо общаются и с одноклассниками.
Читайте также:
Отношения с учителем также способны смягчить или, наоборот, увеличить проблемы в поведении, такие как непослушание, склонность к обману, агрессия. Причём конфликты с учителем могут навредить поведению сильнее, чем хорошие отношения способны его улучшить. То есть, столкнувшись с поведенческими проблемами, учителю в первую очередь важно снизить конфликтность в отношениях с учеником.
А что насчёт самого обучения? Здесь всё немного сложнее. Есть подтверждение, что доверительные отношения с учителем положительно влияют на стремление достигать целей и совершенствовать свои навыки. При этом конфликтные отношения или зависимость от учителя тоже мотивируют ученика на достижения, но иначе. В таких обстоятельствах на первый план встаёт не интерес и удовольствие от познания, а желание ребёнка справиться не хуже, чем другие, чтобы заслужить одобрение учителя или продемонстрировать «противнику» свои способности. Это называется мотивацией избегания (англ. performance-avoidance goal) и в итоге не приводит к высоким результатам.
Также известно, что хорошие отношения с учителем положительно влияют на успеваемость стеснительных детей — учеников, которым сложно проявлять себя в учебной среде. А вот зависимость от учителя только усиливает негативные эффекты стеснительности. С другой стороны, есть и данные о том, что стеснительные ученики в принципе не склонны формировать доверительные отношения с учителями.
Читайте также:
Какой стиль преподавания помогает повысить мотивацию к учёбе
Критерии качественного взаимодействия между учителем и учениками
Также полезные инсайты получили авторы проекта по оценке качества обучения под названием CLASS — аббревиатура Classroom Assessment Scoring System («Балльная система оценки обучения в классе»). Одноимённый инструмент разработали исследователи из Виргинского университета (США), чтобы оценивать взаимодействие между учителями и учениками, а затем отслеживать его связь с образовательными результатами.
Концептуальная основа CLASS разрабатывалась с 1999 года, и в её основе тоже находится теория привязанности Боулби. Работает инструмент так: специально обученные наблюдатели несколько раз по 15–20 минут присутствуют на уроках в определённом классе (или просматривают видеозаписи уроков, если очно посетить занятие нет возможности). Взаимодействие между учителем и учениками они оценивают в трёх аспектах (эмоциональная поддержка, организация обучения и учебная поддержка) по семибалльной шкале. К каждому из аспектов относятся конкретные показатели, и при оценке взаимодействия учителя с дошкольниками и младшими школьниками они выглядят так:
- эмоциональная поддержка — общий фон взаимодействия (негативный или позитивный), отзывчивость учителя, его отношение к мнениям, потребностям и интересам учеников;
- организация обучения — управление поведением и продуктивностью, использование различных форм, методов и средств обучения, самостоятельная деятельность учеников;
- учебная поддержка — развитие грамотности, мыслительных и речевых навыков, качество инструкций и обратной связи.
За прошедшие годы систему CLASS опробовали на тысячах школьных классов — не только в США, но и в других странах, от Норвегии до Австралии. А в 2023 году авторы инструмента рассмотрели, как качество взаимодействия с учителями отражается на поведении и успеваемости детей в международной практике. Для этого они изучили научную литературу с данными о применении CLASS в разных странах и изложили выводы в статье, которая вошла в книгу Effective Teaching Around the World (электронную версию можно скачать бесплатно).
Собранные данные продемонстрировали, что в среднем по миру учителя получают высокие оценки по организации обучения. За ними следуют показатели эмоциональной поддержки (от средних до средне-высоких), а вот качество учебной поддержки в школах разных стран проседает чаще всего.
Читайте также:
Выяснилось также, что общее качество взаимодействия с учителем влияет на то, насколько успешно младшеклассники фокусируются на занятии и управляют своим поведением. Особенно ярко это проявляется среди детей, которым сложно концентрироваться на учёбе, а также среди школьников из неблагополучных семей.
Учебная поддержка оказалась тесно связана с развитием социальных компетенций и общей адаптацией малышей к школе, а организация обучения — с поддержкой учебной мотивации и вовлечённости. На эти параметры ощутимо влияет и эмоциональная поддержка. Так, дети, которые ощущали доброжелательность и заботу учителя, реже избегали сложных заданий и активнее включались в занятия.
Подтвердилось, что качество взаимодействия с учителем отражается и на учебных результатах — например, на освоении родной речи и развитии грамотности. Эмоциональная поддержка учителя также улучшает отношение детей к чтению. А вот детям, которые и так с энтузиазмом берутся за книгу, оказывается полезнее учебная поддержка.
Также важно, что качество взаимодействия с учителем способно в какой-то степени смягчить образовательное неравенство. Например, выяснилось, что дошкольники с низкими математическими навыками получают от поддержки учителя в первом классе больше пользы, чем их более способные сверстники. Поэтому исследователи предполагают, что взаимодействие с педагогом способно сократить разрыв в успеваемости между детьми.
Кстати, ещё в одном исследовании, опубликованном в книге Effective Teaching Around the World, учёные из Нидерландов и Китая сравнили то, как отношения с учителем влияют на вовлечённость китайских и нидерландских школьников — представителей коллективистской и индивидуалистической культур соответственно. Как и предполагали исследователи, оказалось, что доверительные и тёплые взаимоотношения с педагогом повышают вовлечённость китайских учеников сильнее, чем вовлечённость нидерландских. А вот конфликты с учителем одинаково негативно влияют и на тех и на других. Поэтому исследователи предполагают, что отрицательное воздействие конфликтов универсально для школьников из разных культур, тогда как влияние хороших отношений сильнее зависит от установок и ценностей, бытующих в конкретной школе и социуме в целом.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!