Как учат в современной старшей школе за рубежом: три кейса
Свобода и творчество в Нидерландах, труд на благо сообщества в Германии и академические успехи международного уровня в Казахстане.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ivan Samkov / Andrea Piacquadio / Charlotte May / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media
В каком направлении развивается школа и какой она должна быть в XXI веке? Эксперты говорят о повышении престижа учительской профессии и разумной цифровизации, фокусе на воспитательной работе. Актуальным остаётся вопрос, как обеспечить равные образовательные возможности для всех учеников и сформировать у них необходимые компетенции для жизни в цифровой эпохе. А старшая школа также должна готовить ребят к поступлению в вузы, создавать базу для дальнейших ступеней образования.
Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ решили обратиться к зарубежной практике, чтобы почерпнуть идеи, которые помогут модернизировать российскую школу. Для этого они посетили пять необычных школ в разных странах мира и выяснили, какие инновации в них применяются и к каким результатам приводят. В итоге получилась коллективная монография «Новая старшая школа за рубежом: варианты решения». Авторы и редакторы представили издание на презентации, где рассказали о трёх кейсах — школах Германии, Нидерландов и Казахстана. Предлагаем познакомиться с их особенностями.
Берлинская Евангелическая школа (Германия)
Этот кейс представил Михаил Лебедев, академический директор СОШ «Олимп-Плюс». По его словам, одна из интересных черт классической системы образования в Германии — формирование образовательного ландшафта. То есть школа представляет собой только часть образования и включается в более широкий контекст: кроме школьных уроков, дети посещают курсы дополнительного образования, участвуют в неформальных занятиях в парках, музеях и на спортплощадках, занимаются волонтёрской работой в местном сообществе.
Как выяснили авторы монографии, этот традиционный подход сохранила и новаторская во многих других аспектах Берлинская Евангелическая школа (Evangelische Schule Berlin Zentrum, ESBZ). В 2007 году её основала Маргрет Расфельд — первопроходец в применении «бирюзовой» модели к управлению в образовании.
В ESBZ учатся дети с 11 лет — с 7-го по 10-й класс (основная школа) и с 11-го по 13-й (это старшая школа). Всего сейчас в ней 500 учеников.
Берлинская Евангелическая школа декларирует, что её главная цель — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, свободы выбора, принятия различий и участия учеников в создании совместного будущего.
По словам Михаила, академической подготовке тоже уделяется внимание, ведь без неё дети не смогут достичь образовательных и карьерных целей. Однако акцент в ESBZ всё же ставится именно на формирование следующих метакомпетенций:
- взаимодействие с другими — способность к кооперации, в том числе развитие лидерских качеств и навыков;
- взаимодействие с собой — самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль.
Принцип свободного развития, как рассказал спикер, реализуется в школе начиная с расписания — в традиционном жёстком виде оно, по сути, отсутствует. Звонков в ESBZ тоже нет. Ученики до 11-го класса не выполняют обязательные домашние задания, а школьникам до 9-го вообще не ставят оценки, только дают обратную связь.
Расписание представляет собой заданную структуру, содержание которой ученик определяет сам. Так, с 08:30 до 10:00 — учебный блок, который учащийся заполняет предметами на свой выбор (математика, английский и немецкий язык, история, география). Однако для всех ребят существуют определённые сроки оценивания результатов.
Раз в неделю обязательно выделяется время для проектной работы и занятий в школьном театре. И также еженедельно ученики индивидуально беседуют с тьютором.
Обучение, по словам Михаила, проходит в разновозрастных группах — то есть в аудитории могут находиться ребята, например, из 7-го, 8-го и 9-го класса. Каждые три учебные группы (по 26 человек в каждой) объединены в поток. С каждым потоком работают свои учителя-предметники и тьюторы, всего восемь педагогов. Что интересно, поток представляет собой самоуправляемую мини-школу внутри школы, то есть в решения, принятые учениками и педагогами потока на демократическом собрании, не может вмешиваться даже директор.
В 12-м и 13-м классах проходит усиленная подготовка к сдаче итоговых экзаменов по пяти предметам для получения аттестата — Abitur. Как утверждает спикер, результаты выпускных экзаменов в ESBZ выше среднего по Берлину. У ребят есть возможность ускорить обучение и сдать экзамены после 12-го класса.
Организованное обучение по расписанию занимает 36 недель в год. Ещё шесть недель школьник посвящает свободному формату обучения. Так, четыре раза в год группа из двух-трёх учителей разных дисциплин предлагает ребятам межпредметную тему для изучения, а каждый школьник в её рамках готовит собственное исследование. Ещё две недели в году посвящены учебным экспедициям или стажировкам. Выбор занятия, как сообщил Михаил, практически не ограничен: ученик может изучать фотографию или стажироваться в танцевальной школе — главное, чтобы он отрабатывал практические навыки.
В ежегодное расписание школьников обязательно включаются предметы с говорящими названиями «Ответственность» и «Вызов». Первый подразумевает еженедельную волонтёрскую практику, например, в детском саду или доме престарелых. Второй заключается в том, что группа учеников выбирает внешкольный проект, порой связанный с путешествием в другую страну, и получает 150 евро на его реализацию. На это даётся три месяца. Школьников сопровождает взрослый — обычно студент педагогического университета.
Разумеется, несмотря на фокус на свободе, школа поддерживает и разумные границы. Так, все ученики, по словам Михаила, знают, что за третьим опозданием в неделю последуют субботние уроки с дежурным учителем. Очень важный нюанс: смартфоны и другие гаджеты в школе запрещены, кроме времени для самостоятельной подготовки. За нарушение правил ученику могут вынести административное предупреждение, и третье из них приведёт к отчислению.
Ещё одна интересная практика — прямое вовлечение родителей в образовательный процесс. Они могут несколько часов в неделю преподавать школьникам некоторые предметы или учить их практическим навыкам. Такая работа позволяет семье снизить ежемесячную плату за обучение ребёнка.
Михаил также отметил особую систему приёма детей в ESBZ. В рамках концепции равных возможностей для развития школа принимает примерно половину детей из семей с низким уровнем дохода, четверть — со средним уровнем дохода и ещё четверть с высоким. Анатолий Каспржак, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ и редактор книги «Новая старшая школа за рубежом», добавил, что, хотя на поступление в ESBZ «бешеный конкурс», она не становится элитной, так как состав школы отражает состав жителей города в целом. И это касается не только доходов, но также национальности и вероисповедания.
Школа «Агора» и Лицей Спинозы (Нидерланды)
Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, изучала систему образования и школы Нидерландов. Она отмечает, что структура нидерландского школьного образования отличается от российской — например, в ней отсутствует ступень средней школы. «Началку» ребёнок оканчивает в 12 лет и сдаёт выпускной экзамен: на этом этапе определяется его дальнейшая образовательная траектория. Здесь появляются три варианта:
- VMBO — обучение по этой программе занимает четыре года и готовит будущего выпускника к получению рабочей специальности. То есть, если привести российский аналог, к поступлению в колледж.
- HAVO — этот трек, по словам Натальи, также в большей степени нацелен на прикладные навыки, однако позволяет поступать в технические вузы. Обучение длится пять лет.
- WVO — обучение по такой программе длится шесть лет, а после окончания старшей школы выпускник может поступить в университет и продолжить академическое образование.
На первый взгляд кажется, что система жёсткая, но в действительности это не так. По словам спикера, ученик, которого не устраивают результаты выпускного экзамена, может пересдать его на следующий год. Также в старшей школе есть возможность перемещаться между треками. Ещё один интересный момент, который отметила Наталья: после определения образовательного трека семья выбирает в специальной системе 12 старших школ в порядке предпочтения, и система автоматически распределяет ребят по учебным заведениям.
По словам спикера, в многонациональных и мультикультурных Нидерландах множество школ с разнообразными педагогическими концепциями. Среди них внимание исследователей НИУ ВШЭ привлекли школы, обучающие по Дальтон-плану. В этом подходе классно-урочная система полностью отсутствует, ученик свободен в выборе предметов и распределении учебного времени, а учителю отводится роль коуча-наставника.
Согласно этой концепции работает школа «Агора» в Рурмонде. Классов и уроков здесь нет, ученики сами выбирают образовательные цели и решают, чем хотят заниматься. А школьные коучи по их запросу находят ресурсы, преподавателей и экспертов, которые помогут школьнику получить интересующие его знания и умения.
В «Агоре», как заметила Наталья, вообще нет чётких правил, кроме двух — находиться в школе не менее шести часов в день (можно приходить с 8:30 до 10:00) и не мешать другим. Отсутствие установленных запретов объясняется тем, что благодаря такому подходу не возникает соблазн нарушить правила или найти лазейку для их обхода.
Такая свобода отражается и в школьной инфраструктуре, которой свойственна прозрачность: в интерьерах очень просторно и много стекла, поэтому всё, что происходит внутри кабинетов и аудиторий, хорошо видно снаружи. Также в школе, по словам Натальи, много лестниц, и все они совершенно разные. Это, как считает спикер, ярко отражает идею поиска своего пути.
Кроме свободных пространств, куда в любое время может зайти любой школьник, в «Агоре» есть переговорные, которые необходимо заранее бронировать, — ученикам тоже доступна такая опция. Ещё, как рассказала Наталья, в школе существует так называемая золотая комната для презентаций — в ней ребята представляют свои проекты не только перед педагогами и другими учениками, но и перед представителями местного сообщества. Однако для того, чтобы получить такую возможность, нужно выиграть конкурс.
Дальтон-план также лёг в основу педагогической концепции Лицея Спинозы в Амстердаме. Это большая школа, в которой учатся 1200 учеников по всем трём направлениям — VMBO, HAVO и WVO. Здесь, по словам спикера, действуют два главных принципа: свобода, как возможность личности действовать независимо и автономно, и кооперация, то есть продуктивное взаимодействие в группе.
В отличие от «Агоры», свобода здесь всё же ограничена школьным уставом, которого придерживаются все — от учеников до директора. Есть установленные правила поведения: например, нельзя шуметь в определённых зонах, таких как библиотека и медиазал.
Зонирование пространства в целом играет очень большую роль в лицее. Здесь есть специально выделенные места для самостоятельной подготовки, для совместных обсуждений и работы над проектами, доступен профессионально оборудованный зал для школьных концертов и спектаклей. Причём, как отмечает Наталья, школа предлагает комфортное пространство не только для учеников, но и для учителей — в учительской есть не только столы для работы, но и места, где можно отдохнуть, перекусить и выпить кофе.
Стоит упомянуть, что более 80% выпускников Лицея Спинозы в национальных тестированиях показывают результаты на уровне A — «превосходно». А вот у «Агоры», по словам Натальи, академические успехи гораздо более скромные по сравнению с другими изученными школами.
«Назарбаев Интеллектуальные школы» (Казахстан)
Про новаторские школы Казахстана рассказал Анатолий Каспржак. По его словам, «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) привлекли внимание исследователей потому, что это хорошо финансируемые государством учебные заведения, в которых разрабатывают, проверяют и внедряют самые передовые образовательные технологии. Причём инновации не остаются в рамках данных школ, а в дальнейшем применяются в системе общего образования Казахстана.
Цель создания НИШ, по словам спикера, — развивать промышленность республики, поэтому все 20 школ в разных регионах Казахстана специализируются на модели STEM: есть химико-биологические школы и физико-математические.
Важная особенность НИШ заключается и в том, что они готовят детей не только к единому национальному тестированию (ЕНТ), аналогу нашего ЕГЭ, но и к сдаче экзаменов IB, IGCSE и IELTS — а значит, к поступлению в топовые международные университеты.
С деятельностью «Назарбаев Интеллектуальных школ» тесно связаны их дочерние организации: Центр педагогического мастерства, Центр педагогических измерений и Центр образовательных программ. Их задача, как рассказал Анатолий, — транслировать наработки из НИШ в массовые школы.
Всего в НИШ учатся 15 тысяч человек. Конкурсный отбор учеников происходит путём тестирования, который проводит сторонняя организация. Обучение с 1-го по 6-й класс — платное, а при переходе в 7-й, по словам спикера, ученик либо успешно сдаёт экзамен, либо отчисляется.
Нагрузка по объёму учебных часов у школьников высокая: так, в 11-м классе на обязательные предметы приходится 42 академических часа в неделю, к которым добавляются четыре часа элективных курсов и два часа на занятия в кружках. В 12‑м, выпускном, классе — 31,5 или 33 часа (зависит от выбранного количества уроков математики) плюс семь часов на дополнительные курсы и два часа на кружки.
Анатолий отметил также не самые благоприятные стороны проекта НИШ: среди них — неравномерное распределение государственного финансирования, отток лучших учителей и учеников из массовых школ и искусственное смещение в сторону естественно-научного образования.
Однако, по словам спикера, ему бы хотелось «закончить хорошим», и в завершение Анатолий назвал преимущества, которые даёт НИШ всей системе образования в Казахстане. Это передовые методические разработки, каникулярная и виртуальная школы для подготовки к поступлению, образцы тестовых заданий и пробные экзамены, проект «Школа родителей», курсы повышения квалификации для педагогов из массовых школ.