Образование
#статьи

Как ТРИЗ-педагогика помогает развивать нестандартное мышление у учеников

Эта концепция направлена на решение задач, для которых нет готовых ответов.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

В XX веке советский изобретатель Генрих Альтшуллер создал теорию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Сегодня ТРИЗ используют передовые компании, среди которых, например, Samsung и LG.

Несмотря на успех ТРИЗ в крупных корпорациях, в образовательной среде эта теория долгое время не получала должного внимания. И хотя само понятие ТРИЗ‑педагогики появилось ещё в 1980-х, этот подход начал по-настоящему развиваться лишь в конце 2010-х годов.

Как появились ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика

Генрих Альтшуллер
Кадр: «Наука и техника своими словами» / YouTube

Альтшуллер начал работать над теорией в 1946 году и в дальнейшем посвятил её совершенствованию всю жизнь. За это время он проанализировал порядка 40 тысяч патентов, чтобы выявить общие черты и закономерности в том, как учёные и изобретатели решают задачи и приходят к новым идеям.

Альтшуллер обнаружил, что каждый изобретатель в какой-то момент сталкивается с тем, что однозначного решения пока не существует, а вариантов слишком много. Автор ТРИЗ также заключил, что рациональнее всего решать проблему ресурсами, которые уже есть в распоряжении. В этом случае ответ чаще всего оказывается правильным и наиболее эффективным.

В итоге Альтшуллер разработал 40 изобретательских приёмов и 76 стандартных решений изобретательских задач. Однако всё это время ТРИЗ развивалась обособленно от науки: труды Альтшуллера практически не рецензировались, а сам изобретатель не стремился вызывать научные дискуссии вокруг своей теории. Вместо этого он самостоятельно развивал концепцию и проводил учебные семинары.

К концу восьмидесятых теория стала достаточно известна в СССР и за рубежом. В 1989 году была основана Международная ассоциация ТРИЗ, а крупные компании стали адаптировать теорию Альтшуллера к своей практике. На волне успеха в это же время появилась ТРИЗ-педагогика, которая взяла за основу наработки советского изобретателя.

Однако после распада СССР интерес к ТРИЗ со стороны образовательной сферы угас и в России, и за границей. Как показало исследование Леонида Чечурина и Юрия Борджианни 2016 года, которые изучили учебные планы 30 лучших технических вузов мира (согласно QS World University Rankings), ТРИЗ упоминается только в двух курсах из 294.

Как работает ТРИЗ: основная идея и ключевые понятия

Фундаментальная идея ТРИЗ — сформулировать изобретательскую задачу так, чтобы сама формулировка исключала заведомо неверные или малоэффективные решения проблемы. В конечном итоге изобретатель должен прийти к идеальному конечному результату (ИКР), при котором всё останется так, как было, но при этом должно исчезнуть вредное, ненужное качество либо появиться новое, полезное качество.

Согласно ТРИЗ, на пути к решению задачи изобретатель неизбежно сталкивается с противоречиями. Альтшуллер выделяет среди них три ключевых вида:

  • административное — когда необходимо улучшить систему, но на это нет прав;
  • техническое — когда улучшение одной части системы ухудшает другую часть;
  • физическое — когда, по словам автора теории, «для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».

Чтобы разрешить эти противоречия, изобретатель использует ресурсы. Под ресурсами в ТРИЗ понимается практически всё: время, информация, пространство, человеческие ресурсы, энергия, вещества.

Приведём пример задачи и её возможное решение согласно концепции ТРИЗ.

Предположим, вы владеете рестораном быстрого питания. И замечаете, что в час пик клиенты недовольны скоплением людей возле терминалов самообслуживания — особенно те, которые сидят рядом с этими терминалами. При этом столики невозможно переставить или уменьшить их количество.

Персонал за кассами в такой ситуации перегружен, поэтому решение с помощью человеческого ресурса отпадает. Внезапно вам приходит в голову идея — поставить терминалы снаружи, возле самого входа в ресторан.

Фото: Sorbis / Shutterstock

Однако вы находитесь в торговом центре и сталкиваетесь с административным противоречием — вы платите за аренду конкретного помещения, к тому же никому не понравится такая очередь снаружи заведения. А если бы вход был прямо с улицы, в холодное время года это решение создало бы техническое противоречие — зимой люди явно предпочтут делать заказ в тепле.

Оценивая помещение, вы осознаёте, что на противоположной стороне от терминалов достаточно свободного пространства, которое почти никак не используется, и туда можно поставить ещё несколько терминалов. Но затем понимаете, что это создаст очередное техническое противоречие — терминалы займут слишком много места, и люди из разных очередей будут мешать друг другу.

Возможным решением в этой ситуации было бы перенести систему самообслуживания в смартфон клиента — сделать так, чтобы при входе в заведение устройство клиента подключалось к Wi-Fi и открывалось меню для заказа. Так посетители смогут заказывать еду в любой точке помещения, не создавая очередей.

Как ТРИЗ используют в образовании

Хотя ТРИЗ изначально создавалась как некий инструментарий для инженеров, сегодня эту теорию всё чаще рассматривают более широко и применяют для решения любых задач: рабочих, бытовых и даже семейных. Например, если вам не удаётся найти баланс между личной жизнью и работой, можно сформулировать эту задачу согласно ТРИЗ, выделить главные ресурсы и попытаться преодолеть все противоречия. Именно за счёт этой гибкости и практичности ТРИЗ и становится актуальной для многих.

Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин даёт теории следующее определение:

«ТРИЗ — это совокупность инструментов для поиска идей в нестандартных ситуациях».

Педагог выделяет пять основных принципов обучения по концепции ТРИЗ:

  • Принцип целостности знаний. Формировать у ученика целостное мировоззрение, развивать понимание связей между предметами и явлениями.
  • Принцип развития креативности. Поощрять не заучивание фактов и правил, а самостоятельное мышление, стремление выходить за стандартные рамки.
  • Знания через творчество. Учить решать нестандартные задачи на практике — исследовать, экспериментировать, проектировать.
  • Ученик — субъект обучения. Автор формулирует два аспекта этого принципа. Первый звучит так: «Ученик имеет право на свои интересы, своё мнение и свои амбиции», то есть активно соучаствует в образовательном процессе. Второй аспект: «Ученик разделяет ответственность за результаты своего обучения». Это значит, что педагогу важно формировать самостоятельность учащегося, позволять ему делать выбор и принимать решения.
  • Принцип приоритета методов мышления. Анатолий Гин рекомендует «вооружать» учеников инструментами ТРИЗ, отрабатывать их использование на практике.

Теория также активно интегрирует другие методики, связанные с нестандартным мышлением — например, мозговой штурм и метод критического анализа.

Огромное преимущество ТРИЗ-педагогики заключается в том, что по ней можно учить уже с самого раннего детства. ТРИЗ не обязывает ребёнка уметь читать и писать: по словам Анатолия Гина, даже маленьких детей можно учить придумывать новое и решать открытые задачи. При этом методика не имеет возрастных ограничений. Например, Открытая школа в Санкт-Петербурге предлагает факультатив «ТРИЗ», на который приглашает как детей, так и взрослых.

Почему ТРИЗ не очень популярна

Несмотря на успешное применение теории в ряде крупных компаний, в бизнесе ТРИЗ всё же не стала настолько популярной, как, например, концепция управления Lean.

Основным недостатком концепции часто называют то, что она недостаточно ориентирована на рынок и нужды людей. Иными словами, часть проблем, которые ТРИЗ решает наиболее эффективно, слабо соприкасаются с коммерческой выгодой компании.

Другая серьёзная проблема теории — ТРИЗ практически не разделяет подходы и методики для разных сфер, тем самым игнорируя их специфику. Несмотря на большой набор инструментов, которые предложены в работах Альтшуллера и его последователей, эти методы подходят далеко не всем моделям бизнеса и индустриям.

Эти факторы косвенно влияют и на популярность ТРИЗ-педагогики, которая тоже имеет ряд недостатков. Хотя экспериментально доказано, что ТРИЗ действительно улучшает новизну и разнообразие предлагаемых решений, эта методика заметно снижает количество генерируемых идей.

Ещё один очевидный минус ТРИЗ-педагогики, как и многих других современных теорий, — отсутствие чётких стандартов и метрик, позволяющих отслеживать эффективность обучения. Непонятно, как именно оценивать идеи и их качество, тем более что наиболее оригинальные решения не всегда получается быстро проанализировать. Это требует не только много времени, но и высокой квалификации педагога, который обязан постоянно самосовершенствоваться.

С другой стороны, многие недостатки ТРИЗ больше походят на временные недоработки, чем на несостоятельность всей теории. А если принять во внимание современные тренды на человекоцентричность в обучении, развитие системного мышления и умения адаптироваться к быстро меняющемуся миру, то ТРИЗ можно назвать одной из наиболее перспективных теорий в образовательной среде будущего. Возможно, стоит ожидать нового всплеска интереса к ней.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована