Как стать репетитором и начать зарабатывать на частных уроках
Большой разбор внутренней кухни репетиторства: с чего начинают эту деятельность, где ищут учеников и реально ли заработать на этом.
В этой статье разберём:
- Как репетитору искать учеников самостоятельно — с помощью «сарафанного радио», онлайн-платформ для публикации объявлений и поиска заказов, а также с помощью соцсетей.
- Как устроено сотрудничество репетиторов с онлайн-школами.
- Как зарегистрировать самозанятость или ИП, чтобы работать официально.
- Сколько можно заработать репетиторством, если это основная деятельность или подработка.
- Какие советы опытные репетиторы дают начинающим.
Как начать работу репетитором
По данным 2021 года, собранным в опросе 1000 учителей, оказалось, что 59% из них подрабатывали репетиторством. Среди преподавателя вузов это тоже типичный способ подработки. Студенты, которые хорошо разбираются в каком-то учебном предмете, тоже нередко решают давать по нему частные уроки. Но с чего начать такую подработку, если впервые о ней задумались? Где и как найти первых учеников? Есть два варианта действий:
- Самостоятельно решать все вопросы, связанные с этой деятельностью, — от методических до организационных, то есть связанных с поиском учеников и расчётами с ними.
- Сотрудничать в качестве преподавателя с онлайн-школой, которая предоставляет репетиторские услуги. В этом случае платформа сама привлекает учеников, устанавливает цену и продолжительность уроков, предоставляет репетитору программы обучения и методические материалы.
Далее в статье подробнее разберём оба варианта.
Как репетиторы ищут учеников самостоятельно
Действуя независимо, репетитор сам определяет цену уроков и продолжительность занятий, он полностью свободен в выборе методик и инструментов преподавания. Но при этом приходится также тратить время на организационные вопросы и маркетинг. Пусть вас не пугает это слово, ведь, по сути, поиск и привлечение потенциальных учеников — это именно маркетинг. Кроме того, чтобы разобраться, какую цену за свои занятия вы можете назначить, чтобы не проиграть конкуренцию с другими репетиторами из-за слишком высокого ценника, но и не продешевить, вам придётся провести то, что, опять же, по сути, является маркетинговым исследованием, пусть и непрофессиональным, «на коленке».
Как же привлекают учеников действующие репетиторы? Чтобы это выяснить, мы заглянули в некоторые исследования (как раз таки маркетинговые) и поговорили с теми, кто зарабатывает частными уроками. Так мы выяснили, что есть три основных способа.
Способ №1: с помощью «сарафанного радио»
Этот способ привлечения учеников, как показал опрос 2022 года, проведённый консалтинговым агентством Data Insight и «Авито», используют 66% респондентов. Довольные результатами родители рекомендуют репетиторов родственникам и друзьям, делятся контактами в родительских чатах, приводят младших детей.

Поэтому если вы преподаёте стабильно востребованные учебные предметы и не планируете сильно увеличивать число учеников (чтобы, например, превратить репетиторство из подработки в источник основного заработка), то по соотношению временных затрат и эффективности это самый выгодный способ: заработав хорошую репутацию, можно не беспокоиться о привлечении новых учеников — достаточно продолжать качественно преподавать, и новые ученики будут сами обращаться к вам по рекомендации прежних.
Для некоторых репетиторов рекомендации — основной источник новых учеников. Так, Полина рассказала Skillbox Media, что преподаёт в университете английский язык и методику обучения иностранным языкам, а репетиторством уже 25 лет занимается в качестве подработки. Она не ведёт соцсети и даже никогда не выкладывала объявление на платформах-агрегаторах (таких как «Авито», «Яндекс услуги», «Профи.ру», «Репетитор.ру»): «Ученики, которые ко мне приходят, обычно живут рядом, и их родители передают информацию обо мне знакомым, — делится Полина. — В каком-то смысле можно назвать рекламой то, что я общаюсь с мамами одноклассников моих детей. Они знают, что я репетитор, и это тоже помогает находить учеников».
Похожая ситуация у Татьяны Орловой, которая 15 лет работала школьным учителем английского языка и параллельно репетитором, а четыре года назад сменила профессию на психолога. Несмотря на отсутствие продвижения в соцсетях и на платформах-агрегаторах, желающих учиться у Татьяны всё так же много: «Я учеников не ищу, они сами меня находят. У меня большой опыт работы в школе, и очень многие слышали, что я хороший специалист. Поэтому очередь на новый учебный год формируется ещё в мае. Всех учеников я даже не могу охватить, некоторых перенаправляю к другим знакомым репетиторам».
Преподаватель с 20-летним опытом, экзаменатор Cambridge Exams и автор канала «Неучилка английского» Юлия Сысолятина рассказывает: хотя она активно ведёт блоги в соцсетях, всё равно именно личные рекомендации приводят к ней большинство новых учеников: «В основном я использую Instagram* и Telegram: там делюсь профессиональными наблюдениями, тестами, квизами, практическими материалами. При этом новые ученики чаще всего приходят по рекомендации. У меня есть и профиль на „Яндекс Услугах“, но основной поток всё же идёт через личные контакты и доверие, накопленное за годы».
Однако на «сарафанное радио» можно рассчитывать не всегда. Например, имеет значение, кто целевая аудитория репетитора. Так, Полина Морозова, репетитор по истории и обществознанию, автор канала «Читательский дневник историка» и методист в онлайн-школе, работает с немотивированными учениками. А у таких личный высокий результат — уже то, что им удалось преодолеть хотя бы минимальный порог баллов на ЕГЭ. Но со стороны такой успех, к сожалению, не впечатляет тех, кто не в курсе особенностей того или иного подростка, хотя за его скромными баллами стоит большой труд педагога.

«У меня были ученики, которые набрали 80–90 баллов на ЕГЭ, но их единицы. В основном я занимаюсь с ребятами, которые в итоге сдают экзамен средне — получают порядка 50–70 баллов. И когда родители потом обсуждают результаты со своими знакомыми, мало кого впечатляют эти цифры. Поэтому по рекомендациям ко мне приходит мало учеников», — объясняет Полина.
Разумеется, у начинающих репетиторов возникает очевидный вопрос — как начать, чтобы «сарафанное радио» заработало? Ведь нужно откуда-то получить первых учеников, которые станут рекомендовать преподавателя другим.
Анастасия Иноземцева 11 лет преподаёт физику и математику по школьной программе, а также английский язык для детей и взрослых. Она рекомендует: «Нужно рассказывать всем знакомым, какие предметы ты ведёшь и почему делаешь это круто. Стоит больше общаться с людьми в целом и коллегами из разных сфер в частности. Со школьными учителями, например». Для Марии, которая сочетает репетиторство с работой школьным учителем английского, два года назад репетиторская деятельность началась именно по знакомству — на третьем курсе вуза подруга направила к ней первую ученицу: «К подруге-репетитору обратилась девочка с запросом на подготовку к ОГЭ, но подруга очень не хотела брать подготовку к экзаменам, а я обожаю тесты по английскому, поэтому согласилась помочь. Потом по рекомендации от этой девочки ко мне пришли ещё пара человек. Так и закрутилось».
Чаще всего именно так и бывает: кто-то из знакомых ближнего круга, узнав, что вы сильны в том или ином предмете, просит «подтянуть» их ребёнка — с этого всё и начинается.
Способ №2: с помощью специальных платформ для продвижения своих услуг
К таким платформам обращаются как начинающие репетиторы, которые пока не набрали базу учеников, так и те, кто уже даёт частные уроки, но к ним по рекомендациям приходит меньше учеников, чем хотелось бы. И ещё те, кто хочет охватить новый сегмент целевой аудитории. Например, по рекомендации приходят, как правило, жители одного города или даже района, а по объявлению можно найти учеников и в других регионах (если преподавать онлайн, то локация не играет роли).
Онлайн-площадок, которые можно использовать репетиторам для продвижения своих услуг и поиска учеников, довольно много. У каждой из них есть свои особенности и условия, которые важно изучить.
Например, есть сайты с объявлениями вроде «Авито» и «Яндекс Услуг», где исполнители разных услуг могут бесплатно публиковать анкеты и с их помощью привлекать клиентов. Однако позиция объявления в поисковой выдаче на сайте нестабильна — на это влияют скорость появления новых объявлений в категории, активность исполнителя в профиле, количество отзывов и рейтинг, который рассчитывается по оценкам в отзывах клиентов.
Чтобы повысить позицию своей анкеты и привлечь внимание потенциальных учеников, репетитору можно перейти на платные тарифы пользования платформой или платить за отдельные инструменты продвижения объявления, чтобы поднять его видимость.

Скриншот: «Авито» / Skillbox Media

Скриншот: «Яндекс Услуги» / Skillbox Media
Ещё один вариант — сервисы для поиска специалистов, где клиенты публикуют заказы, а исполнители на них откликаются. К этой категории относятся, например, «Профи.ру» и YouDo. «Яндекс Услуги» тоже дают исполнителям возможность не только публиковать свои объявления, но и откликаться на размещённые заказы (бесплатно доступно ограниченное число откликов в день).
Финансовые условия для исполнителей услуг могут различаться от площадки к площадке, но, как правило, сервисы берут с исполнителей плату за отклики на заказы или комиссию в виде процента от стоимости полученного заказа. Например, на YouDo действуют два вида условий: разовая плата за каждый отклик (но при этом нет гарантий, что заказчик выберет вас) или постоплата на более крупную сумму после того как вы договоритесь с клиентом и обменяетесь контактами. Похожая система действует на «Профи.ру», где действуют тарифы «Отклик» и «Комиссия».

Скриншот: YouDo / Skillbox Media

Скриншот: «Профи.ру» / Skillbox Media
И наконец, есть специализирующиеся именно на репетиторских услугах площадки. Например, на «Репетитор.ру» преподаватель публикует свою анкету, а клиент использует сервис подбора подходящих репетиторов под свой запрос и отмечает тех, с кем готов работать. Получив заявку от потенциального ученика, репетитор может её принять, заплатив площадке комиссию перед тем как получить контактные данные клиента. На Repetit.ru репетитор может как сам получать предложения от клиентов, которые выбрали его анкету в каталоге, так и откликаться на размещённые заявки. После того как преподаватель и ученик договорятся о занятиях, площадка принимает оплату от ученика и переводит её репетитору, оставив себе 19% комиссии.


По данным упомянутого выше опроса Data Insight и «Авито», площадки с объявлениями используют 38% опрошенных репетиторов, специализированные сервисы-агрегаторы — 21%.
Профили на сайтах для поиска учеников есть у нескольких репетиторов, с которыми мы побеседовали. Но их эффективность респонденты оценивают по-разному.
Например, Анна Тибилова — репетитор по английскому языку для взрослых. У Анны есть телеграм-канал, при этом основным средством привлечения новых учеников для неё стала анкета на «Профи.ру». А для репетитора по истории и обществознанию Полины Морозовой так же эффективно работает «Авито» — она разместила там бесплатную анкету, никогда не тратилась на продвижение, и 80% новых учеников приходят именно оттуда.
У школьного учителя английского и репетитора Марии противоположный опыт: «На „Авито“, по-моему, вообще происходит непонятно что: десятки вакансий от онлайн-школ, написанных под копирку, которые обещают уроки за 300 рублей, платят за рекламу и выходят в топ; „учителя“, достижения и опыт которых — это буквально „сдала ОГЭ на пять“, и ценник гораздо ниже того, что готова поставить я. Успеха на „Авито“ я не получила, только попрощалась со своими нервными клетками».
Кроме того, на всех площадках для привлечения новых учеников большую роль играют отзывы, оставленные на соответствующей площадке теми, кто уже воспользовался услугами конкретного репетитора. Но для начинающих преподавателей в этом заключается главная сложность раскрутки своих услуг.
К примеру, у Анастасии Иноземцевой есть профиль на «Репетитор.ру» и «Профи.ру», но с первой площадки, по её словам, к ней пришли всего четыре ученика за четыре года, а со второй — один. «Непонятно, как развиваться на платформе, если отзывы могут оставить только те, кто пришли ко мне заниматься через конкретный сайт. Это нужно годами репутацию подпитывать отзывами, оплачивать отклики, что много денег требует, и, наверное, начинать с невероятно низких цен», — предполагает она.
Способ №3: с помощью авторского блога в соцсетях
Некоторые репетиторы ведут тематические блоги в соцсетях, где рассказывают про свой предмет и благодаря этому нарабатывают репутацию эксперта в этой теме и развивают личный бренд, а заодно и рекламируют свои услуги на широкую аудиторию. Как показал опрос Data Insight и «Авито», через социальные сети набирают заказы на обучение 44% репетиторов.
Ведение блога в свободное время может стать для педагога хобби, которое поможет творчески самовыражаться и получать эмоциональную отдачу. Однако продвижение и развитие блога, который станет стабильным источником новых учеников — это отдельная работа, которая требует регулярных временных и финансовых затрат (например, на рекламу у других блогеров, чтобы раскрутить телеграм-канал или паблик в другой соцсети, набрать подписчиков).
Репетитор по физике Александра Шадрина рассказала Skillbox Media, что раньше совмещала частные уроки с преподаванием в школе, а последние восемь лет занимается репетиторством как основной работой. Александра развивает телеграм-канал «fizika_al |Физика|ЕГЭ|ОГЭ|», где сейчас больше 7000 подписчиков. Этот результат потребовал немало времени и денег — Александра создала канал ещё в 2020 году, а его активным продвижением занялась в 2022-м, с тех пор вложив в развитие канала шестизначную сумму. Зато теперь, по словам Александры, большинство учеников находят её именно благодаря каналу.
«Ведение телеграм-канала — это достаточно времязатратное мероприятие, потому что каждый день нужно что-то публиковать, общаться с подписчиками. Но мне в принципе это не в тягость, потому что мне это нравится. И я не только ради поиска учеников развиваю канал, но ещё и просветительскую работу веду», — поделилась Александра.
Репетитору по английскому Анастасии Кичкиревой после увольнения из языковой школы помогли не только рекомендации выпускников, но и личный блог в Instagram*, где она опубликовала призыв о поиске учеников. Также Анастасия завела профессиональный блог в Telegram и, чтобы расширить аудиторию подписчиков и потенциальных учеников, занялась нетворкингом — участвовала в профессиональных конференциях, сотрудничала с коллегами в других проектах. Всё это, безусловно, требует времени и сил, но благодаря этому число подписчиков канала (Un)learning превысило 1500 человек. Анастасия продолжает участвовать в профессиональных коллаборациях, периодически размещает рекламу у коллег, а также публикует новые посты как минимум три раза в неделю. По её словам, чтобы написать хороший пост, ей требуется от 30 минут до полутора часов. Но для неё это не только «бизнес», но и способ творческого самовыражения.
«Я никогда не обращалась на платформы вроде „Авито“ или „Профи.ру“, потому что там для меня слишком „холодные“ клиенты. Когда люди приходят через сарафанное радио или блог, они чаще всего уже мне доверяют и надолго остаются, нам комфортно вместе работать. Получается, мой канал — это очень важный ценностный фильтр, фильтр вайба», — делится Анастасия.
Как репетиторы сотрудничают с образовательными платформами
Если нет возможности или желания искать учеников самостоятельно, можно рассмотреть сотрудничество с образовательными онлайн-платформами, которые привлекают преподавателей и предоставляют репетиторские услуги.
Среди самых крупных платформ — Skyeng и Skysmart, «Skillbox Английский», «Учи.Дома», «Фоксфорд», «Умскул». Есть и много других онлайн-школ для изучения иностранных языков и подготовки школьников к ГИА, которые набирают репетиторов.






Судя по описаниям открытых вакансий, сотрудничество с репетиторами чаще всего оформляется не по трудовому договору, а по гражданско-правовому (ГП). Как правило, требуется регистрация как самозанятого или ИП. Но для легального ведения репетиторской деятельности, чтобы не было претензий у налоговых органов, это необходимо и для самостоятельной частной работы репетитором.
В требованиях к кандидатам обычно указывают профильное (соответствующее преподаваемому предмету) высшее образование или незаконченное высшее. Высшее педагогическое образование запрашивают реже, но для некоторых вакансий это принципиальный критерий.
При этом у совсем новичка без опыта преподавания начать сотрудничать с крупной онлайн-школой вряд ли получится — практически все платформы указывают желаемый опыт от года. Как прокомментировал это руководитель пресс-службы Skyeng Константин Соковых, если у репетитора не хватает преподавательского опыта, то на платформе ему предлагают пройти полугодовую программу переквалификации «Педагог дополнительного образования», и тогда он сможет совмещать обучение с преподаванием на платформе.
Сотрудничество репетиторов с платформами подразумевает частичную занятость и свободный график. Некоторые онлайн-школы устанавливают минимум уроков, которые важно провести в неделю (порядка 10–15), другие, как Skyeng, оставляют уровень нагрузки полностью на усмотрение преподавателя.
Выплаты репетиторам, как правило, рассчитывают по фиксированной ставке за один урок, некоторые компании также предлагают бонусы. Ставки, указанные в открытых на октябрь 2025 года вакансиях, начинаются с 400–600 рублей за час занятий. Для сравнения — по данным опроса 1717 репетиторов, который в сентябре 2025 года провели «Авито Услуги» и платформа для онлайн-преподавания ProgressMe, 49% репетиторов берут за час работы больше 1000 рублей, и только 1,5% готовы работать по ставке менее 500 рублей за часовой урок.
«Вознаграждение преподавателя фиксировано за каждый проведённый урок, а его размер зависит от направления обучения и продукта. Среднее вознаграждение преподавателя на платформе составляет 26 810 рублей в месяц. При этом большинство преподавателей не работают полный день, поэтому доход напрямую связан с количеством проведённых занятий. Кто-то проводит несколько занятий в неделю, а кто-то — десятки. Например, среди топовых преподавателей есть те, кто зарабатывают больше 200 тысяч рублей и проводят около 300 уроков в месяц. Это возможно, потому что преподавателям не нужно составлять учебный план, искать материалы, готовить и проверять домашние задания — на нашей платформе всё это автоматизировано», — поделился примером Skyeng Константин Соковых.

Сотрудничество с онлайн-школами вряд ли станет оптимальным способом повысить доход при умеренном уровне нагрузки. Однако для начинающего репетитора это ценная возможность наработать опыт. «Для меня полезным было устроиться поначалу в Skysmart. Да, деньги маленькие, но сервис очень помогает во многих аспектах — научиться грамотному взаимодействию с учениками и родителями, получить обратную связь от экспертов, вспомнить школьную программу, найти себя в этом всём, попробовать улучшить KPI и так далее», — признаётся Анастасия Иноземцева.
А репетитор по английскому языку Оксана продолжает сотрудничать с онлайн-школами уже три года. По её словам, первый опыт репетиторства она получила в рамках проекта НИУ ВШЭ, как волонтёр преподавая английский пожилым людям, посещавшим Центр московского долголетия. Этот опыт, а также профильное образование, помогли ей устроиться репетитором в «Skillbox Английский», где она работала год, после чего стала работать самостоятельно.
Двое учеников с платформы остались учиться у Оксаны, но, как она вскоре поняла, полностью самостоятельная работа ей не подходит: «Я учусь в магистратуре, и у меня совершенно нет ни времени, ни желания заниматься рекламой ни в каком виде. Я разместила объявление на „Авито“ и анкету на „Профи.ру“, но это пока ни к чему не привело — нужно сделать вовлекающие профили, использовать разные маркетинговые штуки, а я это всё не люблю. Поэтому сейчас я сотрудничаю с двумя онлайн-школами — одна направляет мне взрослых учеников, а в другой я веду групповые занятия с детьми. При нагрузке в 11 часов в неделю я зарабатываю около 40 тысяч рублей».

Следовательно, можно сказать, что низкие расценки за один урок на онлайн-платформах в каком-то смысле компенсируются отсутствием личных трат (как денежных, так и временных) на поиск и привлечение новых клиентов. И это может быть вполне приемлемо для тех преподавателей, у которых пока нет большого потока учеников, пришедших благодаря сарафанному радио. Также сотрудничество с онлайн-платформами позволяет экономить время на подготовку уроков и выбор методических материалов для учеников, проверку домашних заданий.
Как зарегистрировать самозанятость или ИП
Чтобы работать официально, репетиторы регистрируются как самозанятые или ИП.
Самозанятостью называют статус физических лиц, которые работают сами на себя, без работодателя и сотрудников, получают доход от личной деятельности и выплачивают государству налог на профессиональный доход (НПД). Этот налоговый режим не подразумевает ведения отчётности и заполнения деклараций, все операции выполняются через приложение или сервис «Мой налог». Страховые выплаты тоже не предусмотрены, действует только ставка 4% при получении дохода от физических лиц и 6% при получении дохода от юридических лиц.
Среди репетиторов этот вариант самый распространённый. Оформляется самозанятость онлайн, без личного посещения налоговой, просто и быстро. У нас есть подробная инструкция, как это сделать.
Доход самозанятых репетиторов не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год (чтобы достичь это предела, нужно зарабатывать по 200 000 в месяц).
При регистрации ИП указанное выше ограничение по сумме дохода снимается, а также появляется возможность нанимать сотрудников (например, менеджера, который будет решать организационные и финансовые вопросы с учениками, или преподавателя-помощника для проверки домашних заданий).
Для регистрации ИП нужно:
- выбрать подходящий код ОКВЭД (например, 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых»);
- выбрать систему налогообложения;
- уплатить госпошлину (только если заявление лично подаётся в налоговую);
- заполнить заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- собрать установленный пакет документов и направить их в налоговую (это можно сделать через «Госуслуги» или «Личный кабинет налогоплательщика»).
С подробной инструкцией можно ознакомиться по ссылке.
Сколько зарабатывают репетиторы
По данным исследования «Авито Услуг» и ProgressMe, проведённого в 2025 году, 60% репетиторов зарабатывают от 30 до 100 тысяч рублей в месяц, и только 16% — больше 100 тысяч рублей.
Доход репетитора зависит от многих факторов — востребованности его предмета, преподавательского стажа, нагрузки, которую он готов на себя взять, и даже времени года (да, одна из особенностей этого вида деятельности — неравномерность спроса на услуги репетиторов в течение года, а значит, и неравномерность дохода).

Основной набор учеников-школьников происходит в августе — сентябре. Ещё один пик репетиторы, готовящие к ЕГЭ, замечают в январе — феврале, когда «просыпаются» те, кто не занялся подготовкой раньше. Также ученики время от времени приходят после каникул между четвертями, когда выясняется, что им нужно подтянуть оценки. Летом же многие ученики, даже те, кто занимается постоянно, делают перерывы. Это относится не только к школьникам на каникулах, но и к взрослым ученикам, которые летом тоже учатся не очень активно. Для тех, кто живёт только на репетиторские доходы, это означает, что в течение осени, зимы и весны нужно откладывать часть заработка на «мёртвый» летний сезон.
Что касается нагрузки, то всё очень индивидуально. Для одних преподавателей репетиторство — это подработка, для других — основной вид занятости. Согласно данным «Авито Услуг» и ProgressMe, 67% репетиторов работают менее 20 часов в неделю, и только 5% — около 40 часов в неделю.
Соответственно, это сказывается и на числе учеников, которых репетитор готов вести одновременно, и на доходе от занятий. Приведём несколько примеров от наших героев.
Анна Тибилова преподаёт английский для взрослых в качестве основной занятости и зарабатывает в среднем 100 тысяч рублей в месяц. У неё 8–10 учеников, с которыми она проводит около 15 часов в неделю, не считая времени на подготовку уроков и проверку домашних заданий. Своим личным пределом нагрузки Анна называет 20 контактных часов. «Не потому, что я больше не потяну, — говорит она, — а потому, что не хочу сильнее загружать своё расписание. Мне нужно достаточно много свободного времени для прогулок, общения с семьёй, других дел».
Репетитор, пожелавшая сохранить анонимность, поделилась, что с сентября по май ведёт порядка 12–15 уроков в неделю и одновременно берёт не больше десяти учеников: «Пока репетиторство было у меня лишь подработкой, зарабатывала я мало. Это была почти благотворительность, а не работа. Когда поменяла подход, всё изменилось — теперь выходит больше 70 тысяч рублей в месяц. Но моя работа состоит далеко не только из уроков: часть этого дохода (обычно до 10 тысяч рублей в месяц) я получаю, разрабатывая материалы и шаблоны для учителей, проводя консультации. В планах — свой магазинчик учебных материалов и методический клуб для коллег».
Анастасия Иноземцева рассказала, что, превратив репетиторство в основную работу, очень быстро заполнила расписание и вышла на доход в 100 тысяч рублей в месяц. В сентябре она провела 50 занятий, а в октябре — 64, каждое продолжительностью от 30 до 90 минут.
«Я веду несколько предметов, поэтому с одним учеником могу заниматься до трёх раз в неделю — по каждому предмету раз в неделю, получается. Но если дело касается изучения языка или какого-то интенсива, то провожу занятия чаще. 70 занятий в месяц — вот это, пожалуй, мой предел. Я работаю шесть дней в неделю и больше пяти занятий в день проводить не готова», — делится она.
Чтобы оптимизировать затраты времени и повысить доход, некоторые репетиторы проводят групповые уроки или внедряют другие форматы обучения, помимо синхронных занятий.

Например, Александра Шадрина предлагает своим ученикам синхронно-асинхронное обучение — сочетает «живые» групповые уроки с предзаписанными лекциями. Благодаря этому сейчас у Александры обучается более 150 человек одновременно, и она, по её словам, зарабатывает больше 700 тысяч рублей в месяц. То есть фактически это уже формат работы маленькой онлайн-школы, а не классическая репетиторская деятельность. Лично Александра проводит около трёх занятий в неделю по полтора-два часа, но этим нагрузка не ограничивается: «Очень много времени уходит на методическую работу, запись уроков, проверку домашних заданий и контроль усвоения материала, общение с учениками. Поэтому в итоге получается 40-часовая рабочая неделя».
Анастасия Кичкирева ведёт 66 учеников, 64 из которых учатся в группах по восемь человек, а двое — индивидуально. «В неделю у меня восемь групповых занятий по полтора часа, а также два индивидуальных занятия по часу. Подготовка к групповым занятиям занимает порядка трёх часов. Но так как я работаю только с высокими уровнями английского, мне не нужно готовить восемь разных уроков — достаточно разработать один урок и адаптировать его под разные группы», — рассказала она. Организовав свою деятельность таким образом, Анастасия зарабатывает около 500 тысяч рублей в месяц, работает по полдня и имеет три полностью свободных выходных.
Совмещать репетиторство с другой работой зачастую оказывается непросто. Например, у Полины Морозовой, у которой есть основная работа методистом в онлайн-школе, сейчас только одна ученица, и с ней Полина проводит пару уроков в неделю, зарабатывая в среднем 10–12 тысяч рублей в месяц. Набирать больше учеников Полина не готова, и дело не только в нехватке времени.
«Для меня всегда было пределом не больше четырёх учеников. Когда я только-только начинала, у меня было пять учеников, и это было очень тяжело эмоционально, — объясняет она. — Ребята приходят с разным бэкграундом, кто-то осваивает тему быстрее, кто-то — медленнее. Ученики периодически пропускают уроки. И поэтому приходится выделять время на подготовку к каждому занятию: сегодня ты пять разных тем проговоришь, а на завтра ещё три темы готовишь. К тому же дети начинают видеть в тебе значимого взрослого, делиться своими проблемами, и ты, конечно, не можешь на это просто глаза закрыть, отмахнуться. Есть такой психологический момент».
Другой подход у Юлии Сысолятиной, у которой основная работа в международной школе, а репетиторство — в будни по вечерам, с 18 до 21 часа, а также в выходные. «Я из тех людей, кто искренне любит работать, — говорит она. — Обычно у меня 18–20 индивидуальных учеников, каждый занимается раз или дважды в неделю. Суббота и воскресенье — самые „плотные“ по нагрузке дни. При этом я обязательно оставляю время для спорта, прогулок и общения с дочерью. Если учеников становится больше 20, я просто перестаю набирать новых, потому что иначе не буду успевать готовить материалы и проверять домашние задания. Мой максимум — примерно 36–40 уроков в неделю, больше нельзя, иначе пострадает качество». Репетиторством Юлия зарабатывает в среднем 150–180 тысяч рублей в месяц.

Мария совмещает репетиторство с работой в школе на полную ставку (там у неё ещё и классное руководство), поэтому на занятия с учениками вне школы остаётся совсем немного времени. «Сейчас у меня пять учеников, с каждым по два занятия в неделю, — рассказывает Мария. — Получается 10 уроков, и к каждому я готовлюсь минимум по часу. Если нет отмен, то мой доход — 24 тысячи в месяц. Думаю, пока что мне хватит, потому что основная нагрузка в школе, документация и другие школьные обязанности отнимают много времени. Если я наставлю занятия вплотную во все свободные часы, пострадает качество уроков и проверки домашнего задания, а репутация мне очень важна».
Таким образом, если есть наработанная база учеников и приток новых, то репетиторство может стать как основной работой, на доход от которой вполне возможно благополучно жить, так и подработкой, которая при достаточной нагрузке будет приносить значимый дополнительный доход.
Что важно учесть начинающим репетиторам
Мы попросили репетиторов поделиться советами, которые помогут начинающим строить репетиторскую карьеру, справиться с трудностями и избежать типичных ошибок. Вот что они рекомендовали:
- Работайте на репутацию. Первые несколько лет нужно приложить максимум усилий, чтобы заработать опыт, собрать базу лояльных учеников и запустить «сарафанное радио». Для этого имеет смысл браться за любых учеников, не завышать цену, проводить бесплатные пробные занятия. Но нужно быть готовым к длинной дистанции и не ожидать мгновенных результатов. В качестве более коротких путей к ученикам могут сработать сотрудничество с онлайн-школами и нетворкинг в сообществе опытных коллег.
- Развивайтесь как профессионал. Вкладываться в своё образование и развитие мастерства никогда не помешает — об этом упомянули все наши собеседники. При этом Анна Тибилова призывает доверять своей профессиональной интуиции и избирательно подходить к обучению: «Сейчас так много курсов для преподавателей, в которых по-разному рассказывают, как надо набирать учеников, как вести уроки и так далее. И можно запутаться, пытаясь пойти по всем дорогам сразу, и никуда не прийти». Анна рекомендует сфокусироваться на практике и обратной связи от учеников: «Пробовать и наблюдать, как работает то или иное, доверять себе, своему профессиональному чутью». Репетитор по русскому языку и развитию речи, автор телеграм-канала «Словесница» Анастасия Рогаль также советует запрашивать у учеников отзывы не только для рекламы, но и для самоанализа, а также записывать свои уроки, чтобы посмотреть на себя со стороны.
- Фиксируйте свою деятельность и прогресс учеников. Полина Морозова советует вести подробные отчёты в любой удобной форме (например, в виде таблицы или текстового документа), где фиксировать всё относящееся к занятиям и конкретному ученику: «Занимались 90 минут, прошли такую-то тему, сделали 15 таких-то заданий, 3 задания не сделали, домашнее задание вот такое». Во-первых, как поясняет Полина, это полезно для самого репетитора — не нужно держать в голове, что вы делали на прошлом уроке и где остановились. Во-вторых, по достигнутым результатам можно будет оценить пройденную программу и улучшить её для следующих учеников. И в-третьих, подобные отчёты помогут наладить прозрачную коммуникацию с родителями учеников — они тоже будут видеть, какие темы пройдены, какие задания выполнил ребёнок и с каким результатом.
- Не пренебрегайте предпринимательским аспектом деятельности, в частности маркетингом. «Как привлекать и удерживать учеников, как обеспечивать их стабильный приток, чтобы можно было поднять цены и дохода хватало на комфортную жизнь — если эти предпринимательские вопросы не решены, начинаются психологические трудности. С низким чеком приходится набирать много учеников, чтобы жить на репетиторство, а это означает переработки и выгорание», — поясняет Анастасия Кичкирева.
- Не распыляйтесь. Имеет смысл выбрать свою целевую аудиторию и развиваться в определённой нише. Например, решить, будете ли вы учить взрослых, подростков или маленьких детей, станете ли готовить учеников к экзаменам и к каким именно или только «подтягивать» для хороших школьных отметок, на каком предмете сфокусируетесь. Иначе невозможно работать качественно и эффективно — ведь методики, подходы и наполнение программ, стиль преподавания сильно зависят от особенностей аудитории и учебных целей. К тому же узкая специализация поможет наработать репутацию эксперта в своей области (например, стать репетитором, который готовит к олимпиадам, или тем, кто помогает обычным детям преодолеть трудности в математике). А сильная репутация, в свою очередь, даёт основания впоследствии повысить цену урока.
- Следите за режимом труда и отдыха, как бы банально это ни звучало. Избегайте соблазна брать слишком много учеников — это вряд ли приведёт к чему-то хорошему, а скорее повредит и вашей личной жизни, и работе, и репутации (потому что пострадает качество преподавания).
Читайте также:
- Плюсы и минусы работы репетитора: что говорят сами представители профессии?
- Оставят ли нейросети репетиторов без работы?
- Репетиторство — действительно большая проблема школьной системы?
- Я молодой репетитор: как сделать этот факт своим преимуществом?
- «Все учителя не будут репетиторами, это невозможно»: какие варианты занятости у педагогов
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

