Как совершенствовать готовый учебный курс: разбираем реальный пример
На примере курса Skillbox «Методист образовательных программ» рассказываем, как и зачем на практике проводится аудит образовательного продукта.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Процесс создания курса цикличен: сначала программа проектируется и запускается, потом оцениваются результаты, и уже готовый продукт совершенствуется — и так по кругу. Задача команды — постоянно актуализировать курс под реалии рынка и запрос аудитории.
Недавно мы провели аудит курса «Методист образовательных программ» — на его примере расскажу про этапы анализа и совершенствования образовательных продуктов.
Этап №1
Сбор аналитики
Для сбора данных учебной аналитики по различным показателям мы в Skillbox используем специальный инструмент — цифровой помощник.
С его помощью мы посмотрели:
- время прохождения студентами курса, модулей и уроков;
- конверсию по модулям — сколько активных пользователей и на каких модулях бросают учёбу, а сколько доходят до конца программы;
- количество итераций практических заданий;
- показатели CSAT, то есть степень удовлетворённости клиентов по оценкам, которые они оставляют на платформе.
Что получилось
Мы оценили вовлечённость пользователей в обучение, а ещё определили модули, уроки и задания, которые вызвали у них наибольшие трудности. В дальнейшем на этапе анализа данных этому контенту мы уделяли особое внимание.
Этап №2
Сбор обратной связи
Для полной оценки курса важны не только количественные показатели, но и качественные. Мы изучили более 300 отзывов студентов и выяснили, что они думают о содержании уроков и о практических заданиях. Так нам удалось узнать, какие аспекты программы вызывают сложности, а какие — наоборот, позитивные эмоции.
Обобщив и проанализировав информацию из отзывов, мы решили поговорить с учениками напрямую и узнать об их опыте прохождения курса и запросе к обучению в целом. Для этого провели 15 глубинных интервью.
Нас интересовал не только опыт прохождения курса, но и запрос студентов к обучению в целом. Вот что мы хотели узнать:
- Почему студенты решили освоить профессию методиста образовательных программ?
- Каким уровнем компетенций они обладали до старта обучения?
- Как бы им хотелось осваивать новую профессию?
- Что мотивирует их в обучении?
- Как мы можем их поддержать в этом процессе?
Нам также было важно услышать и другую сторону — наших кураторов, которые постоянно взаимодействуют со студентами и дают им обратную связь по выполненным заданиям. Они подсветили сложности, которые возникали у студентов с некоторыми заданиями, и предложили решения этих проблем.
Читайте также:
Что получилось
Мы сопоставили обобщённую информацию из интервью с количественными данными, которые получили на предыдущем этапе. Данные занесли в таблицу с оценкой модулей, уроков, заданий и комментариями от наших респондентов. Это помогло верифицировать всю обратную связь по курсу, понять, насколько он в своём нынешнем виде соответствует ожиданиям аудитории, и наметить ключевые точки для улучшений.
Этап №3
Анализ программы и разработка обновлений
Дальше мы приступили к анализу самой программы и всех её компонентов: отсмотрели все модули и практические задания, сопоставляя их с программой, ожиданиями пользователей и данными аналитики.
Это помогло сфокусироваться на проблемных аспектах курса, увидеть их глазами начинающих специалистов, на которых эта программа и рассчитана.
Затем мы разработали план обновлений.
Читайте также:
Что изменилось после аудита
Результатом стал ряд нововведений в программе курса — причём они касались как структуры, так и содержания отдельных блоков. Дальше я объясню, что, почему и как мы меняли.
Логика программы
Какой недостаток мы нашли: пользователям не была понятна связь между некоторыми модулями, поэтому у них не складывалась целостная картина проектирования образовательной программы.
Чтобы исправить это, мы смоделировали структуру программы как пошаговый процесс разработки курса. Студенты проходят тот же путь, что и опытные методисты — от идеи и постановки учебных целей до оценки качества программы и её эффективности.
Состав модулей и уроков
Какой недостаток мы нашли: новичкам в программе курса не хватало тем, которые создавали бы у них реалистичное представление о работе методиста и процессе проектирования.
Мы дополнили курс такими материалами и уроками, например:
- проведение исследований перед разработкой программ;
- определение концепции и цели обучения;
- разработка практических и тестовых заданий;
- работа с предметным экспертом;
- оценка эффективности разработанного обучения.
Практические задания
Какой недостаток мы нашли: студентам не всегда удавалось воссоздать полный алгоритм проектирования образовательных программ. Происходило это по простым причинам: например, часть информации они просто успевали забыть, не понимали практической пользы некоторых заданий. В результате им было сложно заметить прогресс в обучении — казалось, что они просто топчутся на одном месте.
Этой проблеме мы уделили особое внимание. Привычные задания после каждого модуля заменили на траекторию развития компетенций. Она включает четыре формата:
- Сквозной кейс.
Теперь в программе курса есть сквозное задание по проектированию программы — оно дополняется от одного модуля к другому. То есть у пользователей появилась возможность наращивать свою программу шаг за шагом: сначала определить цели и образовательные результаты, потом подобрать формат обучения, модель проектирования, структуру, учебные технологии и построить мотивационную стратегию. В финале, наконец, разработать систему оценивания и подобрать форматы дополнительных материалов.
Сквозной кейс позволяет студенту пройти путь проектирования от начала до конца, сохранить фокус и не потеряться в массе новой информации.
- Отдельные практические задания.
Для некоторых модулей мы всё же сохранили разовые задания, независимые от сквозного кейса. Их оставили для случаев, когда была нужна точечная отработка навыков или если они не вписываются в логику сквозного кейса.
- Тесты.
Прохождение курса занимает у пользователей несколько месяцев — понятно, что за это время часть материалов забывается. Это нормальная ситуация, но в наших силах её предотвратить. С одной стороны, в этом должен помочь как раз сквозной кейс, поскольку студенты могут возвращаться к материалу на примере уже знакомой им программы. С другой стороны, обычное повторение тоже не будет лишним — поэтому мы добавили в курс несколько промежуточных тестов. Их задания продуманы так, чтобы не только проверить конкретные знания, но и обобщить их, создать у учащегося более полную картину по ключевым темам курса.
- Рефлексия.
В процессе получения новых знаний студенту очень важно помнить о своей цели и наблюдать за собственным развитием. Анализ данных показал, что пользователям этого не хватает — поэтому падает мотивация и не всегда появляется ощущение прогресса.
Чтобы поддержать учащихся, мы добавили несколько специальных заданий: одни направлены на целеполагание и развитие мотивации, а другие помогают оценить свои результаты, определить сложности, заметить успехи, вспомнить яркие и вдохновляющие моменты в обучении.
В качестве дополнительного инструмента мы создали дневник рефлексии. Это помогает учащимся не только получать новые знания и навыки, но и наблюдать за собственными изменениями, оценивать и поддерживать себя на пути к новой профессии.
Дополнительные материалы
В процессе аудита стало ясно, что для пользователей очень важно иметь как можно больше готовых шаблонов и методичек. Такие материалы выполняют разные функции: для одних студентов это фундамент для рабочих материалов, для других — уже готовое решение. Да и в целом это хорошее подспорье для тех, кто делает первые шаги в новой профессии, — учиться гораздо удобнее, когда перед глазами есть нужный пример.
Именно поэтому мы добавили в курс новые шаблоны, гайды и другие методические материалы, а прежние дополнили. Например, появились специальные шаблоны для проведения исследований, брифа заказчика, плана разработки программы и тестовых заданий, гайд по таксономии Блума и чек-лист по созданию практических заданий.
Любой такой материал студент может скачать и использовать не только для выполнения практических заданий в рамках курса, но и потом в реальной рабочей практике.
Читайте также:
Почему важно проводить аудит
Аудит необходим любому курсу — только благодаря качественной оценке и своевременным изменениям программа будет сохранять актуальность и отвечать ожиданиям пользователей.
Чтобы составить полное представление о курсе и действительно усовершенствовать его, стоит следовать нескольким принципам:
Важно проанализировать и сопоставить друг с другом качественные и количественные данные. При этом учитывать как обратную связь от студентов, так и рекомендации от кураторов и преподавателей.
Любые изменения должны опираться на результаты аудита, а не появляться из головы, потому что вам кажется, что нужно именно это.
Ключевым критерием при выборе механики изменений является польза для студентов.
Аудит курса — всегда большой и сложный пазл. Поэтому последнее, но не менее важное правило — не стесняться просить помощи и совета. Осилить эту работу в одиночку очень трудно, и взгляд со стороны станет хорошим подспорьем.