Не шоколадка, а режиссер-сценарист: как смена ролей учителя поможет мотивации школьников
Педагоги обсудили, что вовлекает учеников в образовательный процесс и какие приёмы делают учёбу осознанной и увлекательной.
Катя Павловская для Skillbox Media
Как заставить ребёнка учиться, если в телефоне манит более интересный виртуальный мир, который с миром реальным связан куда больше, чем школа? Ответить на этот вопрос пытаются педагоги, родители и учёные. Свои варианты предложили эксперты на круглом столе «Куда уходит мотивация ученика и как заинтересовать его в классе и в онлайне». Он прошёл в рамках всероссийского онлайн-совещания «Августовка-2021», организованного платформой «Учи.ру».
Эксперты обсудили:
- как мотивация связана с безопасностью и из чего состоит вовлечённость;
- могут ли помочь мотивировать школьников их родители;
- чего хотят сами школьники (спойлер: связать учёбу с реальным миром);
- что хорошего в изменении роли педагогов, почему харизма не всегда полезна и зачем учителю сценарное мастерство;
- какая форма геймификации будет самой полезной для мотивации.
Для мотивации нужна безопасность
Эксперты сделали важную оговорку о том, что иногда не всякая внешняя мотивация в принципе полезна. «Если ребёнку и так интересно, лучше ничего не делать, не добавлять никакой внешней мотивации, потому что так смещается фокус с внутренней мотивации на внешнюю», — подчеркнула Юлия Герасимова, аспирант НИУ ВШЭ и учитель английского языка.
Мария Корнилова, директор частной школы «Самолёт», отметила, что, по данным исследований, только для семи процентов учеников внешняя мотивация является основной. Поэтому используя различные приёмы и техники, стоит тщательно следить за подопечными.
«Нужно очень чётко чувствовать: как только вам кажется, что ученик „подсаживается“ на игровую мотивацию, то его необходимо возвращать к внутренней мотивации. Задача педагога заключается в том, чтобы действие шло без его „анимации“», — пояснила эксперт.
При этом разговор о любой мотивации стоит начинать с вопроса безопасности. Обстановка в школе или любом учебном учреждении должна быть комфортной для учащихся. В состоянии тревоги даже сконцентрироваться ребёнку будет очень трудно, согласились эксперты. Дружелюбная, спокойная атмосфера, наоборот, настраивает на успех и желание учиться.
Взрослые могут недооценить те факторы, которые вызывают у детей тревогу, отметила специалист по социоигровой педагогике и преподаватель Института образования НИУ ВШЭ Елена Журавлёва.
Для создания правильной атмосферы необходимо позаботиться о вовлечённости детей, отметила Юлия Герасимова, поскольку именно вовлечённость даёт ощущение безопасности. Вовлечённость, объяснила эксперт, состоит из трёх компонентов:
- Когнитивная: ученик знает свои цели и способы их достижения, постоянно получает поддержку и обратную связь, чтобы определить, на каком этапе он находится.
- Поведенческая: ученик работает над достижением цели — делает домашние задания, ходит на уроки и так далее.
- Эмоциональная: ученику комфортно и безопасно в школе, он привязан к одноклассникам и учителям, услышан, у него развито чувство собственного достоинства.
«Если мы будем рассматривать жизнь ребёнка в контексте всех трёх направлений, то можно придумать много интересных методов, которые помогут сделать учёбу детей интереснее», — прокомментировала Герасимова.
Вовлечённость зависит от коммуникации взрослых
Залогом хорошего школьного климата в классе и мотивации школьников является грамотно выстроенная коммуникация педагога с его подопечными. Елена Журавлёва привела в пример опыт пандемии: учителям, которые создали в классе атмосферу делового сотрудничества, было проще перевести классы на новый формат работы, несмотря на экстремальные условия и недостаточную готовность к дистанту.
«Мы не должны забывать, что человеческое существо обучается в отношениях. Игнорировать их просто не получится, если мы хотим какого-то эффективного, включённого со стороны детей процесса», — объяснила Журавлёва.
Однако школьный климат зависит не только от взаимоотношений учителя и учеников, он также формируется за счёт общения между учениками или между педагогом и родителями. Последний вид взаимодействия играет особую роль, отметили эксперты. Учителя всё чаще обращаются к родителям за помощью в вопросах мотивации детей. Но и сами родители обычно в растерянности.
Редактор интернет-издания «Мел» Надя Папудогло привела в пример исследование «Яндекса», посвящённое популярным запросам родителей. Они неоднократно писали в поисковой строке: «Не хочет учиться» — самый пик таких жалоб приходился на семьи с детьми 11–12 лет. Из этого следует вопрос: как, не испортив отношения с подростком, убедить его хорошо учиться? «Мне кажется, что тот, кто найдёт ответ на него, получит Нобелевскую премию», — пошутила Папудогло.
Спикер отметила, что важность участия родителей в школьной жизни и их взаимодействие подтверждается исследованиями учёных. Однако оно не всегда бывает полезным: например, излишняя вовлечённость и контроль скажутся на обучении негативно, точно так же, как и излишняя внешняя мотивация.
С этой точкой зрения согласилась и Елена Журавлёва. Она отметила, что учителя и родители иногда забывают, что играют принципиально разные роли в жизни ребёнка, а значит и инструменты вовлечения в учёбу будут разными. Тем более, подчеркнула эксперт, не стоит превращать родителя в учителя или его помощника, ведь в этом случае родительская функция разрушается.
Кстати, американские психологи выяснили, что на успехи детей лучше всего влияет участие родителей в «академической социализации»: то есть обсуждение с ребёнком пользы обучения, его целей и влияния на будущее. Выстроенные родителями отношения со школой хоть и вносят вклад в образовательные результаты, но меньший и в основном только в младших классах. Чем ближе к окончанию школы, тем больше независимости хотят ученики, поэтому активное желание родителей быть частью школьной жизни воспринимается скорее негативно и редко приносит какие-либо плоды.
Ученики хотят связи с реальностью
Надя Папудогло рассказала о результатах опроса, проведённого редакцией «Мела» среди участников проекта «Подростки». Ребят попросили рассказать о том, что влияет на их желание учиться и какие факторы мешают им в обучении.
Результаты были достаточно предсказуемыми. Среди негативных сторон учёбы школьники выделили:
- чрезмерное количество обязательных бессмысленных предметов;
- тотальный контроль на всех стадиях обучения в школе — от оценивания домашних заданий до системы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
- отсутствие прикладного знания и вариативности обучения.
В итоге подростки обозначили себя как «профессионалов в области расстановки крестиков в клеточки, совершенно себе не представляющих, кто такой Гумилёв или когда началась Великая Отечественная». Оказалось, что им действительно важна осмысленность обучения и понимание, как применять полученные знания в реальной жизни.
«У старших школьников нет ощущения, что мы дали им какую-то вариативность обучения, возможность заниматься чем-то, что им интересно и, как они считают, будет полезно в будущем. По тем предметам, которые считаются базовыми, тем процессам, которые есть сейчас в образовании, — мы не дали никакой прикладной составляющей, к сожалению», — заключила спикер.
В итоге самое очевидное решение для развития мотивации — предоставить детям самостоятельность, дать им возможность совершать выбор. Когда они будут чувствовать, что принимают на себя ответственность за решение, то появляется стимул учиться и двигаться в рамках сделанного выбора, подчеркнула Папудогло.
«Мне кажется, что это большая радость, когда у нас даже маленькие дети в начальной школе, а что уж говорить про подростков, делают что-то осмысленно. Даже в самых незначительных аспектах нужно обращать на это внимание: чтобы они были включены в процесс, занимали активную позицию, удерживали учебную задачу и были заинтересованы в определении целей и какой-то рефлексии. Если мы, учителя, будем понимать, как мы помогаем детям этот смысл нащупать, то и вопрос с мотивацией будет решаться очень эффективно», — объяснила Елена Журавлёва.
Учителя уходят в тень — и не зря
Лидирующую роль в вопросе мотивации к учёбе продолжают играть педагоги. Но им становится всё сложнее концентрировать на себе внимание детей, ведь учитель перестаёт быть ключевым источником знаний, да и отвлекающих факторов для школьников сейчас куда больше, чем раньше. Но «смена парадигмы» не обязательно является тупиком — она может быть и выходом, уверены специалисты.
Мария Корнилова отметила, что сейчас фронтальные уроки постепенно заменяются уроками-действами, то есть ученики становятся активными их участниками. И если раньше учитель находился внутри учебного процесса, то теперь его задача в том, чтобы направлять процесс и поддерживать его.
«Это очень щадящее для учителя производство. Непривычное, на начальном этапе довольно сложное, но щадящее, потому что работать должны ученики. Работать должна группа, работать должен учитель, но на собственные изменения. Учитель переходит от положения модератора, то есть от контроля процесса, к положению фасилитатора, то есть по сути к поддержке этого процесса», — объяснила спикер.
Она добавила, что в качестве фасилитатора педагог включает в процесс всех учеников в классе. Активность на уроке будет способствовать вовлечённости, поскольку возможность высказаться позитивно отразится на детском эго.
Харизма педагога не играет прежней роли
Благодаря изменению своей роли, учитель может сместить фокус с себя как некой фигуры у доски, которой приходится бороться за внимание, на учебные задачи, считает Елена Журавлёва. Дети в этом случае становятся полноценными участниками образовательного процесса, а не пассивными слушателями, для преподавателей же такой формат означает уменьшение психологической нагрузки.
Эту нагрузку особенно остро ощущают молодые специалисты, подчеркнула эксперт: они помнят собственных учителей и стремятся быть столь же харизматичными, постоянно удерживать внимание учеников. Но удаётся это далеко не всем.
«Даже если ты не обладаешь лёгкостью актёрского дара или достаточной харизмой, оказывается, что в педагогике всё чудесно устроено. Если мы находим общее дело, если мы умеем заинтересовать ребёнка учебной задачей, чтобы он её присвоил, то процесс начинает двигаться сам по себе, но требует других усилий от учителя. Мой опыт показывает, что нужно учиться переносить фокус с себя, как педагога, на дело. Нужно постоянно усиливать эту компетенцию, находить для этого какие-то способы. Это очень увлекательное дело и развивает педагога, и наполняет его вдохновением», — рассказала Журавлёва.
Польза перемен подтверждается и желанием детей активнее участвовать в обучении, получить возможность выбора и независимости. Теперь учитель, объяснила эксперт, может выступать в качестве модератора или режиссёра, чтобы при необходимости «уйти в тень» и активнее привлекать учеников к процессу обучения. А попытка постоянно контролировать процесс обучения и замыкать его на себе может демотивировать как школьников, так и самого преподавателя.
Своим опытом поделилась и Юлия Герасимова. Она рассказала, что, когда только начинала работать в школе, стремилась понравиться всем ученикам и заинтересовать предметом каждого из них. Предсказуемо, эта задача оказалась очень трудной для молодой преподавательницы.
«В какой-то момент коллега дала мне важное наставление. Она сказала, что учитель — не шоколадка, его не обязан любить каждый ученик. Понимание, что ты „не шоколадка“, а служишь интересам других людей, помогает выстраивать подход, в центре которого находится ученик. Когда мы так выстраиваем своё взаимодействие с ними, мы можем увеличивать автономию ребят, снижать контроль», — поделилась Герасимова.
Мария Корнилова добавила, что, с одной стороны, такой подход сэкономит силы учителю, а с другой — будет подспорьем самим детям. Когда харизматичный педагог, например, по каким-то причинам уходит из школы, ученики часто теряются — им не хватает энергетики преподавателя. Поэтому и харизма должна быть в «умеренных дозах», тогда школьники будут чувствовать себя комфортно с любым учителем.
Конкуренция как инструмент мотивации
Один из самых распространённых способов повысить мотивацию учеников и вовлечь их в процесс обучения — внедрить элементы геймификации.
Мария Корнилова привела такой факт: запоминаемость информации, полученной в ходе игры, в десять раз превышает запоминаемость 30-секундного рекламного ролика.
Использовать геймификацию в любом случае нужно осознанно:
- игра должна быть увлекательной;
- она должна быть связана с реальностью;
- участие в ней должно быть добровольным.
К выбору игровых практик стоит также подойти с осторожностью, ведь не все они одинаково эффективны, добавила Юлия Герасимова. Она рассказала об исследовании, которое провели «Учи.ру» и НИУ ВШЭ, чтобы выяснить факторы влияния на мотивацию и вовлечение детей.
В результате этого исследования оказалось, что наиболее эффективным инструментом является совместная конкуренция.
Но почему именно совместная? В образовании уже давно применяют разные вариации как конкуренции (например, рейтинги учеников или графики прогресса), так и коллаборации (работа в группах или командах). Но эти механизмы сами по себе не всегда могут принести желаемую пользу, оптимальный или ожидаемый результат.
Например, если одних учеников обычный рейтинг действительно заставит включиться в учёбу и показывать лучшие образовательные результаты, то других он приведёт только к ненужному стрессу. Ребятам, которые испытывают проблемы с самооценкой, это принесёт вред из-за постоянного сопоставления с более успешными или уверенными в себе сверстниками.
Герасимова отметила, что перед внедрением в классе практики конкуренции нужно помнить о двух важных условиях:
- Конкуренция должна быть среди равных, тогда у каждого есть реальная возможность выиграть. «Например, можно протестировать учеников в самом начале процесса, сопоставить их по навыкам и дать возможность смотреть на результаты друг друга, как они развиваются, чтобы это сопоставление было как можно более честным», — пояснила она.
- Необходимо позаботиться о комфортной и безопасной среде, чтобы соревнование не превратилось для ребёнка в регулярный источник стресса. Поэтому, объяснила Герасимова, использовать рейтинги или другие элементы стоит уже после закрепления навыков — при их проверке.
Коллаборация, то есть работа в команде, в свою очередь закрывает две важные потребности школьников: даёт принадлежность к группе и возможность применить свои знания в практических ситуациях.
Совмещение этих практик как раз и приводит к удачному конструкту конкуренции: когда дети соревнуются в командах. Причём это отвечает и запросу школьников на самостоятельность, и запросу рынка труда — навыки командной работы, умение коммуницировать и взаимодействовать уже давно в цене у бизнеса.
С конкуренцией ученику в любом случае предстоит столкнуться во взрослой жизни, и у детей не должно быть страха перед ней. Поэтому Юлия Герасимова рекомендует как можно чаще добавлять в образовательные программы такую практику. Но детям постоянно нужно напоминать о главном: цель любого школьного соревнования — не побеждать, а учиться.
«Когда кто-то выигрывает или проигрывает, нужно говорить не только об индивидуальных достижениях либо достижениях команды. Нужно говорить о том, как происходит приращение коллективного знания как целого класса. Если мы рассматриваем целый класс детей как один большой организм, то именно тогда создаются условия для того, что исследователи называют конструктивной конкуренцией», — прокомментировала Герасимова.
Читайте также: Что такое eduScrum и как его применяют в образовании
Сторителлинг как залог вовлечённости
Еще одним устойчивым трендом в образовании становится сторителлинг. Эта практика напрямую связана с тем, что Мария Корнилова называет уроком-действом. Под ним в данном случае подразумевается не какое-то яркое шоу или спектакль, а, скорее, занятие, в котором активно участвуют все ученики. Учитель становится их проводником и помощником, своеобразным сценаристом и режиссёром процесса, а дети — его героями. Причём каждый вносит свой вклад, вовлекается в процесс.
«В наших классах от восьми героев в домашних школах, до 42-х — в обычных (это самое страшное, что я слышала). И все они должны проходить свой путь героя, поэтому, конечно, никакие театральные постановки делать невозможно. Но в учебную деятельность можно и нужно вводить сценарные методы», — отметила Мария Корнилова.
«Путь героя» — это один из самых распространённых инструментов сторителлинга. Он представляет собой некий скелет истории, а его этапы отражают жизненный путь любого человека или отдельные его отрезки. Использовать на уроке все драматургические средства для создания полноценного «пути» невозможно, но его основные элементы идеально впишутся в образовательный процесс:
- Путь героя всегда подразумевает достижение какой-то цели. Именно она вовлекает героя-ученика в образовательный процесс. «Ученик должен понимать, в чём его „навар“ от этого знания, почему здесь и сейчас ему должно быть интересно — и это не обязательно должно быть чисто прикладное значение. Иногда ученику придётся потрудиться, чтобы, возможно, он обнаружил эту значимость на уроке», — объяснила Корнилова.
- На пути к цели всегда есть препятствия. Для их создания в процесс вводят игровые, соревновательные элементы. «Это игровые условия задачи, которые вынуждают в каких-то условиях принимать решения, учитывать ограничения. Это могут быть соревнования, кооперация, но должны быть ограничения правил, в которых развёртывается деятельность», — рассказала эксперт.
Ещё одна важная составляющая сторителлинга — тайминг. Любая история подразумевает завязку, развёртывание действия и его завершение. Чтобы урок-действо был действительно законченным, учителю придётся не просто заранее продумать его организацию, но и подготовить множество инструментов для непредвиденных ситуаций.
«Лучшая импровизация — хорошо подготовленная. Поэтому учителю, который работает в сценарном ключе и хочет использовать эти методы, нужно понимать, что у него должны быть, во-первых, избыточные средства и методики. Ведь всё может пойти не так, а что запланировано — не подойти. А во-вторых, неплохо бы на начальном этапе, когда вы только начинаете с этим работать, проигрывать», — объяснила Мария Корнилова.
Мотивации помогут ошибки
Большая проблема для мотивации учеников, заключила Елена Журавлёва, кроется в самой системе передачи знаний и их оценки. Традиционное образование предполагает линейность, но не даёт вариативности: часто школьники получают только одно, якобы единственно верное знание или умение. Обучение же предполагает постоянное указание на ошибки.
«Есть эта парадигма, в которой только два состояния — прав или не прав. Мне кажется, что стоит продвинуться куда-то дальше. Ошибка воспринимается с чувством вины, стыда, разочарования в собственных действиях или со страхом, что меня будут ругать, или меня не оценят, или не так на меня посмотрят, — мне кажется, интересно посмотреть, что с этим сделать, чтобы вообще ошибка так не воспринималась», — объяснила Журавлёва.
Образовательный процесс стоит построить таким образом, чтобы ошибка не была чем-то критичным, а вариантов решения задачи было множество — и у каждого своё преимущество. Иногда «верного» ответа может не быть вообще.
«Если мы будем на это обращать внимание, создавать ситуации, в которых есть разные ответы, интересные всем, и обсуждения, как мы будем решать ту или иную проблему, тогда мы будем уходить от парадигмы, что ошибка — это плохо, это потеря в том или ином роде. Мы, взрослые, тоже ошибок боимся», — сказала эксперт.
Такой подход, уверена она, подходит и для индивидуальной работы, и для командной. Он научит ребёнка делать самостоятельный выбор и осознанно его совершать. А ещё даст понять, что ошибка — это только опыт, и даже «неверный» результат может быть полезен и использован.
«Если мы к этому придём, то решим вопросы и с безопасностью, и с мотивацией, и с атмосферой, создавая это эффективное пространство для обучения», — подытожила эксперт.