Как развивать критическое мышление и другие 4К‑компетенции у школьников
Пересказываем рекомендации, которые прозвучали на открытом мероприятии для педагогов.
Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое 4К-компетенции;
- какие конкретно качества и умения включают в себя критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация;
- каким образом можно оценить уровень развития этих компетенций у учеников;
- какие задания помогают формировать 4К-компетенции — с примерами таких уроков;
- что мешает школьникам развивать нужные компетенции;
- как учитель может справиться с этими препятствиями или снизить их влияние.
О важности софт-скиллов в современном непредсказуемом мире говорят давно и много. Способность анализировать информацию, решать сложные задачи, сотрудничать с другими очень поможет нынешним школьникам и в будущей студенческой жизни, и в профессиональной.
Центр по сотрудничеству с регионами НИУ ВШЭ провёл вебинар, на котором учителя, обучающиеся в магистратуре «Педагогическое образование», рассказали о том, как в процессе обучения в общеобразовательной школе можно формировать так называемые 4К-компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникативные и кооперационные навыки. Пересказываем основные рекомендации, а сам вебинар в записи можно посмотреть на YouTube.
Что входит в 4K-компетенции
Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах. Например, в пункте 8 ФГОС среднего общего образования упоминается «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» — а это одна из составляющих критического мышления.
Учитель истории и обществознания Светлана Шаграева и преподаватель иностранных языков Анна Владычина рассказали, как проявляются эти компетенции у школьников, как развивать их на уроках и оценивать, насколько они сформированы.
Критическое мышление
По словам Анны Владычиной, важность критического мышления особенно возросла в цифровую эпоху, когда человек получает огромное количество информации, сталкивается с разнообразными убеждениями. Способность критически оценивать эту информацию, анализировать и интерпретировать её помогает делать верные выводы и принимать рациональные решения — как в личной жизни, так и в общественной и профессиональной.
Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.
Так как само по себе критическое мышление — довольно широкое понятие, спикер предложила представить его как набор конкретных умений, которые можно наблюдать у учеников и отслеживать в динамике:
- анализ — умение находить логические связи между утверждениями, вопросами и аргументами;
- оценка — умение оценивать убедительность и надёжность аргументов;
- объяснение — умение аргументировать свою точку зрения;
- выдвижение гипотез — умение определять нехватку информации и, исходя из этого, самостоятельно делать выводы;
- саморегуляция — самопроверка, коррекция выводов и рефлексия.
Читайте также:
Креативность
Говоря об определении креативности, Анна Владычина отметила, что исследователи часто связывают её с дивергентным типом мышления, к которому относится умение придумывать идеи, неожиданные способы решения задач и так далее. По словам спикера, креативность также включает в себя некоторые личностные характеристики, такие как уверенность в себе и открытость новому. Анна разделила понятие на составляющие, в которые вошли:
- любознательность — интерес к окружающему миру и желание узнать о нём больше, самостоятельный поиск информации и ответов на собственные вопросы;
- воображение — способность продуцировать множество идей, оригинальность придуманных идей;
- развитие идей — оценка идей с разных позиций, поиск их сильных и слабых сторон, умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.
Коммуникация
Светлана Шаграева предложила такую формулировку:
«Коммуникация — это способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах».
Развитый навык коммуникации включает в себя отсутствие страха общения и умение инициировать общение, готовность задавать вопросы и отвечать на них. Кроме того, важна способность адаптироваться к цели и контексту коммуникации, а также к партнёру. Ещё Светлана включает в этот набор умений использование вербальных и невербальных средств достижения целей коммуникации, то есть убеждение.
Кооперация
Кооперацией Светлана Шаграева назвала умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.
Это качество тоже проявляется в нескольких взаимосвязанных навыках:
- умение принимать общие цели в качестве собственных;
- социальное взаимодействие, то есть обсуждение общих целей, умение договариваться, координировать свои действия с действиями других людей;
- выполнение взятых на себя обязательств;
- самостоятельность и инициативность.
Как оценивать прогресс в формировании 4К-компетенций
Оценка критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации, как и других софт-скиллов, — это не самая простая задача, так как просто невозможно измерить непосредственно, насколько у ученика развита та или иная компетенция.
В этой ситуации, как пишут авторы «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», могут помочь так называемые индикаторы — то есть проявления той или иной компетенции в поведении человека. Пинская и Михайлова назвали такой подход к оцениванию «аутентичным»: ученикам предлагается задача, которая отражает реальную жизненную ситуацию и связана с использованием определённого навыка или умения.
Анна Владычина привела перечень из ключевых индикаторов, которые ученик с развитыми 4К-компетенциями проявляет в решении подобных задач:
- Коммуникация: ученик задаёт вопросы и отвечает на вопросы одноклассников, просит уточнить то, что ему непонятно в рассуждениях другого человека, разъясняет свои идеи, избегает конфликтных ситуаций или устраняет их.
- Кооперация: ученик обращается за помощью, слушает чужие аргументы и соглашается с предложениями, встраивает свои действия в работу группы, определяет свой вклад в общую работу, приглашает одноклассников к ответу или выступлению.
- Критическое мышление: ученик анализирует информацию, предлагает гипотезы и варианты решения, аргументирует, даёт оценку.
- Креативность: ученик предлагает идеи, ценит идеи, предлагаемые другими, применяет базовые умения в нестандартной ситуации, находит оригинальные решения, продолжает поиск новых идей и решений даже после завершения задания.
По мере формирования этих компетенций ученик будет двигаться от пассивности при выполнении задач к инициативности и самостоятельности, что также можно оценивать по индикаторам в поведении и отслеживать от урока к уроку.
Как разработать урок, развивающий
4K-компетенции
Как заметила Анна Владычина, вышеназванные компетенции часто развиваются в связке друг с другом. То есть задание, нацеленное на формирование критического мышления и креативности, вероятнее всего, будет также включать условия для развития и проявления коммуникации и кооперации. При этом Анна заметила, что разработка подобного урока, от придумывания идеи до её реализации, занимает у педагога довольно много времени и сил. Поэтому она порекомендовала начинать с включения в традиционные уроки отдельных элементов заданий, формирующих 4K‑компетенции. Вот какие это могут быть составляющие:
- задача, предполагающая больше одного или множество вариантов решения (проблемная ситуация или кейс);
- задача, предполагающая работу над мини-проектом либо конструирование какого-либо продукта с использованием нестандартных средств;
- задание, предусматривающее работу в группе, а также включающее подзадачи для автономной или парной работы, чтобы каждый ученик мог проявить свои индивидуальные способности;
- задача, для которой надо самостоятельно искать необходимую информацию в открытых источниках;
- задача, предполагающая поиск и использование знаний из других предметных дисциплин.
Анна и Светлана привели несколько примеров таких уроков.
Пример №1
Работа с лексикой по теме «Природные явления» на уроке английского языка
Ученики восьмого класса приступали к изучению нового модуля, и этот урок был предназначен для того, чтобы познакомить их с лексикой по теме, а также сделать акцент на критическом мышлении и креативности.
Работа проходила в группах по четыре–пять человек. Каждая команда познакомилась с названиями неблагоприятных климатических явлений и получила ключевые слова, из которых нужно было составить полные определения этих явлений.
Учительница показала ученикам изображения разных природных явлений и предложила обсудить в командах, насколько вероятно каждое из этих происшествий, после чего по одному человеку из команды представили условный рейтинг, аргументируя свою точку зрения.
Пример №2
Создание видеоролика на английском языке по теме «Природные явления»
После того как ребята освоили новую лексику и грамматику, Анна предложила им почитать несколько свидетельств очевидцев стихийных бедствий и определить, кто является автором каждого — отдыхающий, спасатель, журналист, врач. И на следующем уроке дала новое задание — разделиться на команды и снять видеоролики в форме репортажа об опыте столкновения с неблагоприятными природными явлениями.
Дети должны были сами распределить роли — режиссёр, сценарист, оператор, актёры и так далее. Видео ребята снимали на мобильные телефоны и монтировали в удобных им приложениях. Так как это задание на уроке английского языка, акцент был сделан на то, чтобы школьники правильно использовали лексический запас и грамматические конструкции.
Читайте также:
Пример №3
Судебный кейс на уроках права
Светлана Шаграева рассказала о том, как сфокусировалась на развитии коммуникации и кооперации на уроках истории, обществознания, права и экономики у десятиклассников. По её словам, было особенно важно наладить общение и взаимодействие между ребятами, так как до этого многие из них учились в разных классах. Также целью было научить школьников рассуждать и аргументировать свою позицию.
Светлана разработала рассчитанную на два урока программу «судебного заседания». Школьники получили фактические материалы о некоем деле: свидетельства обвинения, показания свидетелей и так далее. Класс разделили на четыре группы — две из них выступали на позиции обвинения, а остальные были защитниками. Пользуясь знаниями об уголовном процессе и уголовном праве, защитники и обвинители должны были предоставить аргументы в пользу своей позиции. В завершение они через голосование решали, заслуживает обвиняемый наказания или оправдания.
По словам Светланы, она предполагала, что детям будет сложно начать эффективно работать в командах. Поэтому она подготовила для ребят листы групповой работы, в которых описала каждую роль и её задачи, а затем предложила эти роли между собой распределить. И уже после первого занятия заметила, что дети стали чаще заговаривать с теми, кого ранее в какой-то степени исключали из общения.
Пример №4
«Открой свой бизнес» на уроках экономики
Этот урок на 90 минут, как рассказала Светлана, предназначался для закрепления знаний о законах спроса и предложения, ценовых и прочих экономических механизмов. Ребята разделились на команды, и каждая разрабатывала собственную концепцию товара или услуги, а потом представляла свой проект и критиковала проекты «конкурентов». Программа занятия создавала условия для проявления критического мышления (анализ рынка) и креативности (нужно было придумать не только идею продукта, но и его рекламу), а также для кооперации и коммуникации.
Пример №5
Нескучная подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Чтобы практиковать со школьниками выполнение заданий из ЕГЭ по обществознанию — например, составление планов и написание эссе по заданным темам, Светлана усложнила групповое взаимодействие.
Она объединила ребят из десятого и одиннадцатого классов и сформировала смешанные группы. Одиннадцатиклассники, которые показывали высокие результаты по обществознанию, взяли на себя роли наставников. А те ребята из выпускного класса, у которых были сложности с заданиями, практиковались наравне с десятиклассниками. По итогам работы Светлана заметила, что освоение предметных навыков в таком формате работы оказалось действительно эффективным — каждый из школьников по итогам этих занятий написал по пять эссе и составил по пять планов.
Что препятствует развитию
4К-компетенций
Как заметила Светлана Шаграева, формированию и проявлению важных качеств и компетенций могут помешать некоторые барьеры. Учителю важно создавать на уроках такие условия, которые устраняли бы эти препятствия или сводили их влияние к минимуму.
Барьеры для креативности | Барьеры для критического мышления | Барьеры для коммуникации | Барьеры для кооперации |
---|---|---|---|
Негативное отношение учителя к необычным ответам и идеям | Неопределённость и непрозрачность оценивания | Языковые и речевые барьеры | Организация кооперации со стороны учителя (она важна поначалу, но в дальнейшем лучше позволить школьникам кооперироваться самостоятельно) |
Негативная критика | Когнитивная лень | Межличностные барьеры | Непонятные школьникам листы групповой работы |
Страх оценки | Отсутствие любопытства | Социальные барьеры | Коммуникативные барьеры |
Преобладание формализма | Страх оценки | Особенности психики темперамента | Недостаточный уровень навыка кооперации (увеличивать сложность задач и среды для совместной работы нужно постепенно, считает учительница) |
Отсутствие креативной среды | Страх нарушить правила или привычка к существующим правилам (конформизм) |
Как поощрять формирование
4К-компетенций
Светлана Шаграева также рассказала о том, какие именно условия делают среду на уроке благоприятной для развития критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.
Во-первых, учителю лучше выступать в роли консультанта, то есть не задавать чётких правил и алгоритмов для решения задачи. Важно также, чтобы ученики не боялись осуждения, высказывая свои идеи и мысли, даже ошибочные. Этого можно добиться, если учитель будет конструктивен и доброжелателен при критике рассуждений ученика.
Со страхом оценки, считает Светлана, поможет справиться совместное с учениками составление критериев оценивания, поощрение самооценки и взаимной оценки среди учеников.
Большое значение имеет возможность делиться опытом друг с другом, поощрение групповой работы и взаимной поддержки. Здесь учительница заметила, что, если в классе есть ребята, которые пассивны в групповой работе, полезно поручить им представлять результаты команды. Таким образом, даже если ученик не принимает активного участия в общей работе, ему понадобится вникнуть в то, что делают другие, чтобы потом защитить проект перед классом.