Образование
#статьи

Как развивать критическое мышление и другие 4К‑компетенции у школьников

Пересказываем рекомендации, которые прозвучали на открытом мероприятии для педагогов.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


О важности софт-скиллов в современном непредсказуемом мире говорят давно и много. Способность анализировать информацию, решать сложные задачи, сотрудничать с другими очень поможет нынешним школьникам и в будущей студенческой жизни, и в профессиональной.

Центр по сотрудничеству с регионами НИУ ВШЭ провёл вебинар, на котором учителя, обучающиеся в магистратуре «Педагогическое образование», рассказали о том, как в процессе обучения в общеобразовательной школе можно формировать так называемые 4К-компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникативные и кооперационные навыки. Пересказываем основные рекомендации, а сам вебинар в записи можно посмотреть на YouTube.

Что входит в 4K-компетенции

Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах. Например, в пункте 8 ФГОС среднего общего образования упоминается «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» — а это одна из составляющих критического мышления.

Фото: Daria Nipot / Shutterstock

Учитель истории и обществознания Светлана Шаграева и преподаватель иностранных языков Анна Владычина рассказали, как проявляются эти компетенции у школьников, как развивать их на уроках и оценивать, насколько они сформированы.

Критическое мышление

По словам Анны Владычиной, важность критического мышления особенно возросла в цифровую эпоху, когда человек получает огромное количество информации, сталкивается с разнообразными убеждениями. Способность критически оценивать эту информацию, анализировать и интерпретировать её помогает делать верные выводы и принимать рациональные решения — как в личной жизни, так и в общественной и профессиональной.

Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.

Так как само по себе критическое мышление — довольно широкое понятие, спикер предложила представить его как набор конкретных умений, которые можно наблюдать у учеников и отслеживать в динамике:

  • анализ — умение находить логические связи между утверждениями, вопросами и аргументами;
  • оценка — умение оценивать убедительность и надёжность аргументов;
  • объяснение — умение аргументировать свою точку зрения;
  • выдвижение гипотез — умение определять нехватку информации и, исходя из этого, самостоятельно делать выводы;
  • саморегуляция — самопроверка, коррекция выводов и рефлексия.

Креативность

Говоря об определении креативности, Анна Владычина отметила, что исследователи часто связывают её с дивергентным типом мышления, к которому относится умение придумывать идеи, неожиданные способы решения задач и так далее. По словам спикера, креативность также включает в себя некоторые личностные характеристики, такие как уверенность в себе и открытость новому. Анна разделила понятие на составляющие, в которые вошли:

  • любознательность — интерес к окружающему миру и желание узнать о нём больше, самостоятельный поиск информации и ответов на собственные вопросы;
  • воображение — способность продуцировать множество идей, оригинальность придуманных идей;
  • развитие идей — оценка идей с разных позиций, поиск их сильных и слабых сторон, умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.

Коммуникация

Светлана Шаграева предложила такую формулировку:

«Коммуникация — это способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах».

Развитый навык коммуникации включает в себя отсутствие страха общения и умение инициировать общение, готовность задавать вопросы и отвечать на них. Кроме того, важна способность адаптироваться к цели и контексту коммуникации, а также к партнёру. Ещё Светлана включает в этот набор умений использование вербальных и невербальных средств достижения целей коммуникации, то есть убеждение.

Кооперация

Кооперацией Светлана Шаграева назвала умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.

Это качество тоже проявляется в нескольких взаимосвязанных навыках:

  • умение принимать общие цели в качестве собственных;
  • социальное взаимодействие, то есть обсуждение общих целей, умение договариваться, координировать свои действия с действиями других людей;
  • выполнение взятых на себя обязательств;
  • самостоятельность и инициативность.

Как оценивать прогресс в формировании 4К-компетенций

Оценка критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации, как и других софт-скиллов, — это не самая простая задача, так как просто невозможно измерить непосредственно, насколько у ученика развита та или иная компетенция.

В этой ситуации, как пишут авторы «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», могут помочь так называемые индикаторы — то есть проявления той или иной компетенции в поведении человека. Пинская и Михайлова назвали такой подход к оцениванию «аутентичным»: ученикам предлагается задача, которая отражает реальную жизненную ситуацию и связана с использованием определённого навыка или умения.

Анна Владычина привела перечень из ключевых индикаторов, которые ученик с развитыми 4К-компетенциями проявляет в решении подобных задач:

  • Коммуникация: ученик задаёт вопросы и отвечает на вопросы одноклассников, просит уточнить то, что ему непонятно в рассуждениях другого человека, разъясняет свои идеи, избегает конфликтных ситуаций или устраняет их.
  • Кооперация: ученик обращается за помощью, слушает чужие аргументы и соглашается с предложениями, встраивает свои действия в работу группы, определяет свой вклад в общую работу, приглашает одноклассников к ответу или выступлению.
  • Критическое мышление: ученик анализирует информацию, предлагает гипотезы и варианты решения, аргументирует, даёт оценку.
  • Креативность: ученик предлагает идеи, ценит идеи, предлагаемые другими, применяет базовые умения в нестандартной ситуации, находит оригинальные решения, продолжает поиск новых идей и решений даже после завершения задания.

По мере формирования этих компетенций ученик будет двигаться от пассивности при выполнении задач к инициативности и самостоятельности, что также можно оценивать по индикаторам в поведении и отслеживать от урока к уроку.

Как разработать урок, развивающий
4K-компетенции

Как заметила Анна Владычина, вышеназванные компетенции часто развиваются в связке друг с другом. То есть задание, нацеленное на формирование критического мышления и креативности, вероятнее всего, будет также включать условия для развития и проявления коммуникации и кооперации. При этом Анна заметила, что разработка подобного урока, от придумывания идеи до её реализации, занимает у педагога довольно много времени и сил. Поэтому она порекомендовала начинать с включения в традиционные уроки отдельных элементов заданий, формирующих 4K‑компетенции. Вот какие это могут быть составляющие:

  • задача, предполагающая больше одного или множество вариантов решения (проблемная ситуация или кейс);
  • задача, предполагающая работу над мини-проектом либо конструирование какого-либо продукта с использованием нестандартных средств;
  • задание, предусматривающее работу в группе, а также включающее подзадачи для автономной или парной работы, чтобы каждый ученик мог проявить свои индивидуальные способности;
  • задача, для которой надо самостоятельно искать необходимую информацию в открытых источниках;
  • задача, предполагающая поиск и использование знаний из других предметных дисциплин.

Анна и Светлана привели несколько примеров таких уроков.

Пример №1


Работа с лексикой по теме «Природные явления» на уроке английского языка

Ученики восьмого класса приступали к изучению нового модуля, и этот урок был предназначен для того, чтобы познакомить их с лексикой по теме, а также сделать акцент на критическом мышлении и креативности.

Работа проходила в группах по четыре–пять человек. Каждая команда познакомилась с названиями неблагоприятных климатических явлений и получила ключевые слова, из которых нужно было составить полные определения этих явлений.

Учительница показала ученикам изображения разных природных явлений и предложила обсудить в командах, насколько вероятно каждое из этих происшествий, после чего по одному человеку из команды представили условный рейтинг, аргументируя свою точку зрения.

Пример №2


Создание видеоролика на английском языке по теме «Природные явления»

После того как ребята освоили новую лексику и грамматику, Анна предложила им почитать несколько свидетельств очевидцев стихийных бедствий и определить, кто является автором каждого — отдыхающий, спасатель, журналист, врач. И на следующем уроке дала новое задание — разделиться на команды и снять видеоролики в форме репортажа об опыте столкновения с неблагоприятными природными явлениями.

Дети должны были сами распределить роли — режиссёр, сценарист, оператор, актёры и так далее. Видео ребята снимали на мобильные телефоны и монтировали в удобных им приложениях. Так как это задание на уроке английского языка, акцент был сделан на то, чтобы школьники правильно использовали лексический запас и грамматические конструкции.

Пример №3


Судебный кейс на уроках права

Светлана Шаграева рассказала о том, как сфокусировалась на развитии коммуникации и кооперации на уроках истории, обществознания, права и экономики у десятиклассников. По её словам, было особенно важно наладить общение и взаимодействие между ребятами, так как до этого многие из них учились в разных классах. Также целью было научить школьников рассуждать и аргументировать свою позицию.

Светлана разработала рассчитанную на два урока программу «судебного заседания». Школьники получили фактические материалы о некоем деле: свидетельства обвинения, показания свидетелей и так далее. Класс разделили на четыре группы — две из них выступали на позиции обвинения, а остальные были защитниками. Пользуясь знаниями об уголовном процессе и уголовном праве, защитники и обвинители должны были предоставить аргументы в пользу своей позиции. В завершение они через голосование решали, заслуживает обвиняемый наказания или оправдания.

По словам Светланы, она предполагала, что детям будет сложно начать эффективно работать в командах. Поэтому она подготовила для ребят листы групповой работы, в которых описала каждую роль и её задачи, а затем предложила эти роли между собой распределить. И уже после первого занятия заметила, что дети стали чаще заговаривать с теми, кого ранее в какой-то степени исключали из общения.

Пример №4


«Открой свой бизнес» на уроках экономики

Этот урок на 90 минут, как рассказала Светлана, предназначался для закрепления знаний о законах спроса и предложения, ценовых и прочих экономических механизмов. Ребята разделились на команды, и каждая разрабатывала собственную концепцию товара или услуги, а потом представляла свой проект и критиковала проекты «конкурентов». Программа занятия создавала условия для проявления критического мышления (анализ рынка) и креативности (нужно было придумать не только идею продукта, но и его рекламу), а также для кооперации и коммуникации.

Пример №5


Нескучная подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Чтобы практиковать со школьниками выполнение заданий из ЕГЭ по обществознанию — например, составление планов и написание эссе по заданным темам, Светлана усложнила групповое взаимодействие.

Она объединила ребят из десятого и одиннадцатого классов и сформировала смешанные группы. Одиннадцатиклассники, которые показывали высокие результаты по обществознанию, взяли на себя роли наставников. А те ребята из выпускного класса, у которых были сложности с заданиями, практиковались наравне с десятиклассниками. По итогам работы Светлана заметила, что освоение предметных навыков в таком формате работы оказалось действительно эффективным — каждый из школьников по итогам этих занятий написал по пять эссе и составил по пять планов.

Что препятствует развитию
4К-компетенций

Как заметила Светлана Шаграева, формированию и проявлению важных качеств и компетенций могут помешать некоторые барьеры. Учителю важно создавать на уроках такие условия, которые устраняли бы эти препятствия или сводили их влияние к минимуму.

Барьеры для креативности Барьеры для критического мышления Барьеры для коммуникации Барьеры для кооперации
Негативное отношение учителя к необычным ответам и идеям Неопределённость и непрозрачность оценивания  Языковые и речевые барьеры  Организация кооперации со стороны учителя (она важна поначалу, но в дальнейшем лучше позволить школьникам кооперироваться самостоятельно)
Негативная критика Когнитивная лень Межличностные барьеры Непонятные школьникам листы групповой работы
Страх оценки Отсутствие любопытства Социальные барьеры Коммуникативные барьеры
Преобладание формализма Страх оценки Особенности психики темперамента Недостаточный уровень навыка кооперации (увеличивать сложность задач и среды для совместной работы нужно постепенно, считает учительница)
Отсутствие креативной среды Страх нарушить правила или привычка к существующим правилам (конформизм)

Как поощрять формирование
4К-компетенций

Светлана Шаграева также рассказала о том, какие именно условия делают среду на уроке благоприятной для развития критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Фото: VineStar / Shutterstock

Во-первых, учителю лучше выступать в роли консультанта, то есть не задавать чётких правил и алгоритмов для решения задачи. Важно также, чтобы ученики не боялись осуждения, высказывая свои идеи и мысли, даже ошибочные. Этого можно добиться, если учитель будет конструктивен и доброжелателен при критике рассуждений ученика.

Со страхом оценки, считает Светлана, поможет справиться совместное с учениками составление критериев оценивания, поощрение самооценки и взаимной оценки среди учеников.

Большое значение имеет возможность делиться опытом друг с другом, поощрение групповой работы и взаимной поддержки. Здесь учительница заметила, что, если в классе есть ребята, которые пассивны в групповой работе, полезно поручить им представлять результаты команды. Таким образом, даже если ученик не принимает активного участия в общей работе, ему понадобится вникнуть в то, что делают другие, чтобы потом защитить проект перед классом.


Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована