Образование
#Руководства

Как провести вебинар и какие типичные трудности могут быть

С чего начать, какую длительность заложить, как построить план и сформулировать тему — разбираемся в основах.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Учебные вебинары, по сути, не особенно отличаются от стандартных онлайн-занятий — и программа для них составляется по схожему принципу. Вот несколько простых советов для тех, кто новичок в этом деле:


Что учесть перед созданием программы вебинара

Прежде чем приступить к подготовке программы, нужно определиться с двумя важными факторами — собственными целями (о них мы подробно рассказывали здесь) и целями вашей целевой аудитории (ЦА).

Проанализируйте:

  • кого вы ждёте на вебинаре;
  • какую проблему эти люди хотят решить или о чём хотят узнать;
  • как именно вебинар поможет с этими задачами;
  • какой у аудитории уровень знаний по предполагаемой теме.

Если вы ещё не знаете, кто ваша ЦА, — советуем переключиться на другую статью и изучить своих потенциальных слушателей. А если она вам уже известна, то подумайте, не потребуются ли корректировки. Дело в том, что аудитория вебинара может быть лишь частью от вашей общей аудитории. Например, занятие проходит в рамках курса, но предназначено не для всех учащихся, а только для отстающих — тогда прописывать характеристики аудитории нужно отдельно.

Как правильно сформулировать тему вебинара

Когда аудитория вебинара и её потребности ясны, можно приступать к формулировке темы будущего занятия. Важно сформулировать её конкретно и продающе. Это касается любых типов вебинаров: даже если вы проводите обязательное учебное занятие или люди уже купили ваш курс, за внимание студентов придётся постоянно конкурировать. Чем привлекательнее будет тема, тем больше людей придёт позаниматься в режиме онлайн.

Разберём три варианта темы для практического вебинара по работе в Figma:

☹️ «Принципы работы в Figma» — это название не сулит потенциальным слушателям никакой пользы. Заголовок размыт и не поясняет, что будет на самом занятии: есть риск, что люди примут вебинар за лекцию, а её можно посмотреть и в записи.

😐 «Ваша первая работа в Figma» — в этом случае очевидно, что предполагается какая-то практика. Но всё равно лучше конкретизировать и показать выгоду, ведь «первая работа» может быть разной. Например, один уже научился делать в Figma баннеры, а другой — лендинги, и, не читая описания содержания вебинара (а не все до этого дойдут!) и не видя конкретики, потенциальные участники рискуют не увидеть пользы для себя.

🙂 «Начало работы в Figma: собираем лендинг за 3 часа» — вот здесь выгода от занятия сформулирована чётко и понятно. Такое название говорит и о том, что будет происходить на занятии, и о пользе для участников (они получат либо проект в портфолио, либо алгоритм для его создания), и о тайминге занятия. Это, кстати, полезно указывать, чтобы люди могли, с одной стороны, оценить свои силы, а с другой (если вебинар обязательный или присутствие на нём крайне желательно) распланировать своё время.

Что делать, если вы пока не определились с темой? В такой ситуации стоит вернуться на шаг назад и прежде всего пообщаться с представителями своей аудитории про их потребности. Также можно подсмотреть за конкурентами (например, экспертами или онлайн-школами со схожей тематикой) или воспользоваться методом дизайн-мышления, то есть опять же определить основную проблему аудитории и тестировать разные идеи.

Как построить структуру вебинара

Когда тема сформулирована, можно приступать к подготовке программы. Но прежде стоит подумать о её «скелете» и, конечно, о тайминге.

Сколько обычно длится вебинар

Стандартная оптимальная длительность вебинара — около полутора (максимум двух) часов. На это есть как минимум две причины:

  • Длительные занятия отнимают значительную часть дня. Три-четыре часа в рабочее или свободное время людям просто жалко тратить, даже если они изначально были мотивированы учиться.
  • В онлайне непросто удерживать внимание аудитории: участникам будет тяжело фокусироваться дольше двух часов (неслучайно та же пара в вузе — не больше полутора), а вам придётся конкурировать с массой отвлекающих факторов — через час рука усталого студента точно потянется проверить социальные сети.

Конечно, вебинар можно и растянуть, если вы запланировали интенсивную практическую часть, которая и правда занимает много времени. Однако это будет скорее исключением, чем правилом, и такую особенность придётся учитывать в структуре занятия.

Из чего обычно состоит программа вебинара

Вебинар традиционно состоит из трёх частей: введение, основная часть и завершение.

Введение

На введение обычно уходит 5–10 минут, предполагает оно сразу несколько элементов:

  • приветствие участников;
  • представление спикеров или эксперта (недолго, но ярко!);
  • рассказ об организационных моментах;
  • упоминание бонусов для участников, если они предполагаются.

На этом этапе вы рискуете столкнуться с двумя сложностями.

  • Первые десять минут люди будут собираться и опаздывать.

Старайтесь не рассказывать в это время ничего важного, чтобы опаздывающие участники не пропустили эту информацию. Если это обычное учебное занятие, и тайминг очень строгий, то можно установить порог: предупредите участников, что не пустите их позже определённого времени.

  • Часть участников захочет уйти в самом начале.

Конечно, обязательных учебных вебинаров эта проблема касается в меньшей степени. В остальных случаях многие участники заходят только ради того, чтобы спросить, будет ли запись вебинара, и услышав, что будет, спокойно отключаются — рассчитывая всё посмотреть потом. Конечно, можно сразу оговорить, что записи не будет — такое практикуется на занятиях, где важна посещаемость. Но всё же в современном обучении это считается скорее топорным решением.

Так что в любом случае продумайте зацепку — почему важно не отключиться здесь и сейчас. Например, подчеркните выгоду от участия, подробно расскажите, чему научится аудитория (чем привлекательнее, тем лучше), пообещайте что-то особенно полезное в конце — например, ответить на самый интригующий вопрос, дать чек-лист или другой полезный материал (только не забудьте это обещание выполнить). Хорошо бы добавить динамики: вовремя пошутить, пообщаться с участниками, задать атмосферу, чтобы появился нужный настрой и захотелось задержаться.

Основная часть

Если в начале и в конце вебинара можно импровизировать, то для основного этапа лучше прописать чёткий и подробный план. Главное — не пытаться «впихнуть невпихуемое» в заданный тайминг и трезво оценить свои возможности. Пусть вы не расскажете всё, что знаете, но оставите немного времени про запас, тогда вам как минимум не придётся судорожно сокращать материал прямо в процессе, а конец не получится скомканным.

То, как будет организована основная часть, зависит от нескольких факторов:

  • Тайминг.

В стандартных вебинарах на основную часть обычно уходит около часа — такое занятие не требует перерывов, достаточно будет чередования теории и практики (или, например, общения с участниками). Это не даст людям заскучать, но и не вызовет у них лишнего перенапряжения.

Если вебинар долгий, то нужно запланировать «переменку», чтобы люди успели отдохнуть. В этом случае стоит заранее «прорекламировать» вторую часть вебинара, чтобы после перерыва все вернулись.

  • Содержание.

Если ваш вебинар предполагает интерактивы, то распишите, сколько времени уйдёт на теорию, сколько на общение или упражнения. А если вы рассчитываете дать только теорию, и практики при этом не предусмотрено, то планируйте основную часть по тезисам: что и за чем идёт.

Завершение

В конце вебинара обычно:

  • подводят итоги;
  • предлагают задать вопросы (особенно если на них не отводилось время в основной части);
  • подталкивают участников к действию: приглашают на следующую встречу, просят заполнить опросник или купить продукт.

На концовку уходит около 10–15 минут.

Общение после вебинара

Вебинар закончен, а ваша работа с участниками ещё нет. Это правило работает для любых вебинаров — учебных, рекламных, репутационных.

Хотя вебинар работает за счёт своей динамики, возможности дать больше информации и интерактивов, это не преуменьшает значения асинхронных учебных форматов. После завершения занятия стоит отправить участникам методические материалы, чек-листы, гайды — всё, что поможет им закрепить результат.

Кроме того, вы наверняка захотите от участников дальнейших действий: например, чтобы учащиеся пришли на следующие занятия, а потенциальные студенты — купили курс. Постобщение подтолкнёт их к желаемому вами результату.

Как подготовить контент для вебинара

Кажется, что подготовка контента — самый трудозатратный процесс, но он просто самый заметный и длительный, главные сложности уже позади. При условии хорошей подготовки по предыдущим пунктам с контентом вы разберётесь без проблем.

Если вебинар будете проводить не вы, а спикер-эксперт, которого вы лишь готовите к мероприятию, предоставьте ему бриф с информацией о целевой аудитории, её и ваших целях и попросите его рекомендации по структуре и формату. Если же спикер вебинара и эксперт по его теме — вы сами, то можно сразу переходить к алгоритму подготовки вебинара:

  • Составьте послайдовый план презентации: заголовок и содержание. Если это делает эксперт (и вы не очень в нём уверены), то лучше попросить его согласовать план с вами.
  • Наполните послайдовый план контентом. Помните: один слайд — одна мысль. На каждый отводите примерно 2–4 минуты в тайминге. Если менять их реже, аудитория заскучает. Таким образом, для часового вебинара, с учётом того, что по десять минут в начале и в конце у вас уйдёт на вступительную и завершающую части, нужна презентация не более чем на 20 слайдов.
  • Продумайте активности и интерактивы. Пропишите конкретные задания и механику взаимодействия с аудиторией — как вы будете общаться, как они будут выполнять задания, сколько у вас уйдёт времени на обратную связь и ответы.
  • Порепетируйте. Если вести вебинар будет эксперт, то послушайте его репетицию. Во-первых, вы убедитесь в том, сколько времени вам нужно на то, чтобы рассказать всё намеченное. Во-вторых, на этом этапе можно внести правки, поняв, где аудитория может уснуть от скуки, а какие моменты трудны для понимания.
  • Порепетируйте ещё раз. Повторный «прогон» лучше делать на выбранной вами платформе, чтобы заодно проверить её функционал (или познакомить с ним эксперта-спикера).
  • Отредактируйте и оформите презентацию. Конечно, в идеале это сделают корректор и дизайнер, но если их работа не предусмотрена — ничего, просто придерживайтесь ряда правил.

Главное, не относитесь к проектированию вебинара формально — именно от этого зависит успех всего предприятия.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Онлайн-репетитор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована