Как подготовиться к экзамену методом Фейнмана, или... резиновой уточки
Это только название смешное, а в основе — отлично работающий подход, с помощью которого можно выучить даже квантовую физику.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Imgbin / Annie для Skillbox Media
Что такое процесс обучения? Если упростить, то это узнавание, понимание и запоминание новой информации. В учёбе иногда помогают самые простые (иногда даже слишком) вещи — детская игрушка, записная книжка, немного воображения и простые техники. Правда, даже очень полезным техникам подчас придумывают необычные названия. Необычные, но не случайные — сейчас объясним.
Метод пластикового утконоса
Представьте, что вы только что прочитали учебник по квантовой физике. Даже если он написан в научно-популярном стиле, концепции, которые в нём раскрываются, всё равно сложные для запоминания.
Поможет техника пластикового утконоса — так её часто называют в Сети, например, в учительских блогах. Суть проста: надо посадить перед собой условного «слушателя», которым может быть кто угодно и даже что угодно, хоть игрушечный пластиковый утконос, хоть любимый плюшевый динозавр или керамический ангелочек, и пересказать ему то, что вам надо выучить (например, главу из книги). Причём пересказать так, чтобы ваш «слушатель» точно всё «понял».
Конечно, это всего лишь цепкое популярное название знаменитого метода — обучения через научение. Когда хочешь что-то запомнить и выучить, объясни другому. Тогда самому станет значительно понятнее.
Этот метод, кстати, уже пытаются монетизировать в российском образовании — питерский физик придумал платформу, на которой старшеклассники и студенты первых курсов могут учить школьников помладше, помогать им с домашними заданиями и заодно совершенствовать собственные знания.
Метод утёнка
Откуда же пластиковый утконос в названии предыдущего метода? Всё просто, это отсылка к методу утёнка. Последний известен благодаря книге для разработчиков «Программист-прагматик. Ваш путь к мастерству» (The Pragmatic Programmer: From Journeyman to Master), которую выпустили в 1999 году программисты Эндрю Хант и Дэвид Томас. Они использовали аналогии и небольшие истории, чтобы сделать текст понятнее.
Одна такая история и превратилась в метод утёнка: авторы рассказывали о разработчике, который всё время носил с собой жёлтую резиновую утку. Когда написанная им программа или команда не работали, он принимался объяснять утке каждую строчку кода и в итоге находил ошибки.
Русское название — метод утёнка — упрощённое, а на английском этот метод называется rubber duck debugging или rubber ducking, то есть «отладка с помощью резиновой уточки».
Техника Фейнмана
Существует разновидность «метода пластикового утконоса», названная именем американского обладателя Нобелевки по физике Ричарда Фейнмана.
Что это за техника и кто её придумал
Техника Фейнмана следует уже описанному нами принципу: человек объясняет материал или пересказывает его, чтобы запомнить и проверить себя. Только понимание и запоминание в данном случае получаются глубже и эффективнее, чем в приёме с игрушками. Кстати, некоторые университеты уже рекомендуют этот метод обучения для подготовки к экзаменам.
Правда, описал технику и дал ей название вовсе не сам Фейнман, а эксперт по обучению и писатель Скотт Янг.
Фейнман был не только гениальным учёным, но и талантливым преподавателем. Курс лекций, который он читал в шестидесятых в Калифорнийском технологическом институте (США), изучается по всему миру и издаётся до сих пор, в том числе и в России.
Причина популярности проста: Фейнман старался рассказывать о физике просто и с юмором, без тяжёлых научных формулировок — чтобы заинтересовать широкую аудиторию. Он придерживался мысли, что если ты действительно понимаешь предмет, то способен объяснить его любому. А если не способен — значит, и сам ничего не понимаешь.
Привычку рассказывать просто учёный взял из детства. Когда-то отец читал ему вслух отрывки из энциклопедии. Если речь шла о семиметровом динозавре, чтение останавливалось — Фейнман-старший предлагал подумать, а что значит «семь метров», как это? Приди динозавр к двухэтажному дому, головой он достал бы до окна второго этажа — а чтобы заглянуть внутрь, ему пришлось бы пробить окно головой.
Став студентом Принстонского университета, Фейнман использовал схожий приём, чтобы разобраться в предмете. Он заводил записные книжки под названием «Вещи, о которых я не знаю» и записывал туда конкретные темы, разбивал их на отдельные блоки, определяя по ходу, где у него пробелы, изучал соответствующие материалы, а потом заново «собирал» таким же способом из составных блоков тему — которую уже начинал понимать.
При чём же здесь Скотт Янг? Он узнал про этот подход Фейнмана, вдохновился им и сформулировал метод обучения, который и получил название по имени того, кто стал применять его первым.
Как учиться по технике Фейнмана
Разберём технику по шагам. Представьте, что вы готовитесь к экзамену и нужно выучить непростую тему.
Вот что можно сделать:
- Шаг 1. Определитесь с темой.
Возьмите чистый лист, запишите название темы и всё, что вы уже знаете о ней.
- Шаг 2. Объясните тему.
Представьте, что объясняете тему ребёнку. Чтобы упростить себе работу, можно обозначить подтемы — и для каждой подготовить небольшое объяснение. Ключевое правило: писать (или рассказывать) нужно максимально простым языком.
Старайтесь избегать сложных слов — за ними скрывается наше незнание и неумение свободно объяснить какую-либо концепцию. А ещё лучше объяснять быстро, чтобы воображаемый слушатель не устал и не отвлёкся от слишком долгой речи. Это полезный приём, ведь если что-то непонятно — сразу собьёшься, будешь долго размышлять над формулировками.
- Шаг 3. Найдите свои пробелы в знаниях.
Это, скорее всего, произойдёт само собой в процессе объяснения. Например, вроде бы понятное сложное слово никак не получится заменить на что-то попроще. Значит, что-то в нём вам неясно. Выпишите все «тёмные места», а ответы ищите в книгах, учебниках, интернете или в беседе с экспертами.
- Шаг 4. Перескажите историю.
Когда все пробелы заполнены, можно связать уже готовые элементы темы в историю. Её лучше рассказать вслух, как будто выступая в школьном классе, а ещё использовать побольше примеров и аналогий (как с тем же динозавром). Если в речи случаются запинки и упорно возвращаются «тяжеловесные» слова, значит, вам что-то ещё не до конца ясно и стоит вернуться к предыдущему пункту.
Полезным дополнением к технике Фейнмана может стать скетчноутинг. Фейнман с этим утверждением, вероятно, согласился бы, поскольку и сам любил рисовать, а его диаграммы вообще потрясли мир физики.
Читайте также:
- Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию
- Исследователи назвали новые способы лучше запоминать информацию
- Успокоиться перед экзаменом помогает... экспрессивное письмо!
- Учёные: забывание может быть формой обучения
- Теория когнитивной нагрузки: почему в обучении «больше» не значит «лучше»