Образование
#статьи

Как отказ от отметок влияет на успеваемость студентов

Исследование показало, что у традиционных балльных систем в университете есть альтернативы. Но их требуется тщательно прорабатывать.

Кадр: фильм «Убей своих любимых» / Killer Films / Benaroya Pictures

Недавним школьникам, поступившим в вуз, приходится социализироваться в новом коллективе и адаптироваться к новой академической среде — и далеко не всем это легко даётся. Один из стрессовых факторов — необходимость получать хорошие баллы во время сессий, ведь от них может зависеть стипендия, возможность поступить на интересную стажировку или продолжить обучение в бесплатной магистратуре.

За последние годы появились исследования, доказавшие, что страх перед оценками действительно повышает у студентов уровень стресса и тревожности. Кроме того, мысли об оценках снижают внутреннюю мотивацию, смещают фокус с самого процесса обучения на гонку за результатами, создают между студентами нездоровую конкуренцию, а также поощряют поверхностное запоминание фактов, а не глубокое погружение в материал.

У привычных балльных систем есть безотметочные альтернативы, наиболее изученные среди которых — зачётная система (когда просто ставится зачёт или незачёт) и формирующая обратная связь без баллов. Уже есть данные, что отказ от отметок снижает стресс и повышает ощущение благополучия студентов, благотворно сказывается на учебной мотивации. Но как безотметочные подходы влияют на академическую успеваемость? До сих пор исследования этого вопроса показывали противоречивые результаты.

Чтобы прояснить это влияние, сотрудники Копенгагенской школы бизнеса (Дания) провели исследование среди студентов своего университета. Рассказываем, как оно проходило и к каким результатам привело. Спойлер: то, что отказ от балльной системы избавляет студентов от стресса, не подтвердилось, но всё равно у такого варианта нашлись веские преимущества.

В каком контексте проходило исследование

В Дании шансы поступить в университет во многом зависят от среднего балла в школьном аттестате абитуриента. То есть ещё во время учёбы в школе будущие абитуриенты испытывают сильное академическое давление, стремясь получать высокие отметки. И это давление не уменьшается после поступления в вуз.

Чтобы снизить стресс для первокурсников и создать для них более комфортную среду, члены студенческого совета Копенгагенской школы бизнеса предложили отказаться от отметок в первый год обучения на программе бакалавриата «Бизнес и психология». Руководители программы пошли навстречу и в 2018 году ввели безотметочную систему, основанную на зачётах и безбалльной обратной связи от преподавателей и сокурсников. Преподаватели прошли обучение по конструктивному фидбэку, а также с помощью методистов адаптировали свои курсы к новой системе. Планируемые учебные результаты остались неизменными.

Кадр: фильм «Экзамен» / Hazeldine Films / Bedlam Productions

Обратную связь преподаватели давали студентам в двух видах. По заданиям, выполненным в течение курса, первокурсники получали формирующую обратную связь, чтобы отслеживать индивидуальный прогресс — что получилось хорошо, а над чем ещё нужно поработать. Также преподаватели применяли суммативную обратную связь — насколько успехи студента соответствуют заданным результатам обучения.

Исследование сотрудников Копенгагенской школы бизнеса как раз было призвано проверить, не испортят ли эти нововведения учебные результаты студентов в долгосрочной перспективе.

Какие данные собрали исследователи

Для своего анализа учёные выбрали два потока студентов, поступивших на программу «Бизнес и психология» в 2018-м и 2019-м, то есть уже после отказа от привычной балльной системы для первокурсников. Эти учащиеся стали экспериментальной группой. В исследование также включили данные контрольной группы — студентов, начавших обучение в 2017 году, ещё по-старому, до введения новой системы.

Сбор данных для каждой из групп проходил в несколько этапов:

  • В конце своего первого учебного года участники прошли опрос о самочувствии (измерялись воспринимаемый уровень стресса, ощущение одиночества и социальная интеграция), о мотивации к учёбе и учебных стратегиях (исследователей интересовало, используют студенты поверхностные стратегии, например механическое заучивание, или глубокие, то есть пытаются осмыслить материал).
  • После третьего семестра студенты из экспериментальной группы (то есть поступившие в 2018-м и 2019-м) впервые за всё обучение в вузе сдавали экзамены на баллы. Исследователи эти отметки зафиксировали.
  • Точно так же авторы исследования собрали данные об отметках по итогам четвёртого семестра.
  • По окончании обучения (после шестого семестра) исследователи взяли информацию о баллах, полученных студентами за защиту дипломных работ.

Таким образом, академическая успеваемость оценивалась по трём показателям — средним баллам после третьего и четвёртого семестров, а также по итогам защиты диплома.

Как отказ от оценок повлиял на студентов

Анализ собранных данных показал, что между студентами из контрольной и экспериментальной групп нет значимых различий в ощущении благополучия. По словам исследователей, это противоречит результатам других научных работ, демонстрирующих снижение стресса при отказе от отметок. Как предполагают авторы, первокурсники, привыкшие к балльной системе ещё в школе, могут испытывать стресс от самого факта, что отметки им больше не ставят.

Фото: University of North Carolina Asheville

То есть без понятного ориентира, который даёт балльная система, студентам сложно понять, хорошо ли они справляются с учёбой. Более того, многие учащиеся идентифицируют себя именно через оценки. Поэтому, считают исследователи, внедряя безбалльную систему, важно её тщательно прорабатывать, а также поддерживать студентов во время адаптации к этим изменениям.

Зато первокурсники, не получавшие отметок, реже применяли поверхностные стратегии обучения и чаще применяли глубокие, по сравнению со сверстниками из контрольной группы. То есть они скорее склонны осмыслять новую информацию, чем бездумно её заучивать. Это уже само по себе плюс. Кроме того, как и ожидали исследователи, отказ от оценок положительно сказался на учебной мотивации — и на внутренней, и на внешней.

И наконец, авторы исследования сравнили средние баллы, полученные на экзаменах экспериментальной и контрольной группой, и не обнаружили между ними значимых различий. Также не нашлось разницы между средними баллами этих групп за дипломные работы. Получается, что студенты, не получавшие оценок в течение первого курса, в целом справились с последующими этапами обучения не хуже студентов с оценками.

Однако различия проявились с учётом успеваемости студентов в прошлом: чем выше был средний балл в школьном аттестате, тем больше риск, что отказ от отметок повлияет на учебные результаты негативно. Исследователи считают, что важно подробнее изучить, как безбалльный подход влияет на разные группы студентов. От себя добавим, что, возможно, дело в разных типах мотивации. Те, кто со школы привык учиться только ради хороших отметок, видимо, имели так называемую усвоенную мотивацию («Я учусь, чтобы гордиться собой») и теряли её при безбалльной системе, а вот те, кто имел внутреннюю мотивацию («Я учусь, потому что мне интересно») или соотнесённую со значимой целью («Я учусь, чтобы получить доходную профессию»), не зависели в ней от баллов и, соответственно, не теряли её.

Авторы называют ещё одно важное направление для будущих исследований — их интересует, как безбалльное обучение влияет на развитие универсальных компетенций, в том числе софт-скиллов. Например, их прошлое исследование показало, что при отказе от отметок студенты охотнее работают совместно — вероятно, благодаря тому, что в такой среде уменьшается конкуренция между ними.

Также исследователи из Копенгагенской школы бизнеса призывают обратить внимание на подготовку преподавателей. Безотметочная система нередко вводится в русле других инноваций, которые предполагают студентоцентричность, интерактивность и преобладание диалоговых методов обучения перед лекционными. Без соответствующих курсов повышения квалификации и организационной поддержки со стороны руководства преподавателям объективно тяжело учить по-новому.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована