Образование
#былое

Былое: «Дурные баллы вредны во всех отношениях». Циолковский и школьные отметки

Идеолог покорения космоса 40 лет работал в школах. Учителем он был нестандартным. Вот что он писал о том, как ставил оценки.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«В 1897 году мне дали уроки математики в казённом реальном училище. Там были недовольны тем, что у меня не вышло ни одной годовой двойки.

<…> В 1898 году мне предложили уроки физики в местном женском епархиальном училище. Я согласился, а через год ушёл совсем из уездного училища. Уроков сначала было мало, но потом я получил ещё уроки математики. Приходилось заниматься почти со взрослыми девушками, а это было гораздо легче, тем более, что девочки раньше зреют, чем мальчики. Здесь не преследовали за мои хорошие отметки и не требовали двоек.

<…>

Однажды одной слабой девице, по ошибке, я поставил пять, но не стал её огорчать и не зачеркивал балл. Спрашиваю урок в другой раз. Отвечает на пять. Заметил, что дурные баллы уменьшают силу учащихся и вредны во всех отношениях. В этом училище мне, калеке, было очень хорошо, так как во время урока был особый надзор. Только после 1905 года он был почти уничтожен, но и тогда я справлялся благополучно».

ИСТОЧНИК: К. Э. Циолковский. «Черты из моей жизни».

Контекст

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) на жизнь зарабатывал учительским трудом, а наукой занимался в свободное время. До революции он преподавал математику и физику в уездных училищах (одна из разновидностей школ в императорской России) Боровска и Калуги и в женском епархиальном училище (школа для девочек из семей духовенства), а после революции — в трудовой школе.

Свои довольно сложные предметы он старался преподавать так, чтобы было понятно и интересно всем детям. Он считал своей задачей действительно донести смысл какой-либо темы до каждого ребёнка. Вот как, по воспоминаниям бывших его учеников, он начал первое занятие с ними: «Запомните, я буду при ответах урока всегда ставить перед вами вопросы: зачем, почему, какие причины тому или другому явлению?»

В педагогических записках Константин Эдуардович отмечал, что о знаниях класса ориентироваться надо на слабых учеников, а не сильнейших: «Таким образом, учитель не будет никогда иметь преувеличенного мнения об успехах своих клиентов, каковое преувеличенное мнение может сильно вредить делу преподавания».

Одна из учениц Циолковского Е. М. Любимова вспоминала о таком его подходе: «При слабой успеваемости он принимал особый метод: он прикреплял к одной из лучших учениц отстающую и давал наказ повторять с нею зады, объяснить всё, что она не понимает, и подготовить к хорошему ответу… За хороший ответ подшефной ученицы он ставил хороший балл репетитору».


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована