Как обучить взрослых критическому мышлению: критерии хорошего курса
Исследователи выяснили, какими должны быть учебная программа и подходы преподавателей.
Кадр: фильм «Знаки» / Blinding Edge Pictures / The Kennedy
Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ провели исследование, чтобы выявить критерии, которым должен соответствовать эффективный курс по критическому мышлению для взрослых. Их работа опубликована в журнале Thinking Skills and Creativity. Skillbox Media разрешили ознакомиться с полным текстом статьи.
Поясним: речь идёт не о любых учебных программах, а о тех, которые проходят в онлайн-формате и с использованием проблемно-ориентированного обучения. Суть этого подхода в том, что обучение строится на решении кейсов (неких проблем).
Чтобы определить критерии эффективности для онлайн-курсов по критическому мышлению, исследователи решили обобщить лучшие мировые практики. Для этого они проанализировали ряд более ранних исследований об обучении критическому мышлению.
Какие критерии эффективности курса выделили исследователи
Эксперты считают, что основополагающие факторы эффективности в обучении взрослых критическому мышлению — внутренняя мотивация студентов и гибкость в обучении.
Причём внутренняя мотивация, с точки зрения авторов, — ещё не гарантия успеха. Скорее всего, преподавателю придётся стимулировать её в течение учебной программы. Для этого можно, например, уделять особое внимание обсуждению целей и пользы обучения по рассматриваемой программе.
Что касается гибкости обучения, то предполагается, что обучение взрослых в контексте неформального образования лучше проводить без временных и пространственных ограничений и в разнообразных формах, которые лучше соответствуют стилю обучения и жизни учащихся. Впрочем, этим требованием можно охарактеризовать любой хороший онлайн-курс для взрослой аудитории.
Специалисты разложили характеристики хорошего курса по критическому мышлению по четырём параметрам:
- структура курса;
- организация программы;
- преподаватель;
- платформа для обучения.
Характеристики платформы, по сути, представляют собой набор типичных ожиданий от удобной современной LMS: простота в использовании, поддержка асинхронного и синхронного обучения с групповыми онлайн-активностями, доступ к учебным материалам, информация о прогрессе и так далее. На этом мы подробно останавливаться не будем — рассмотрим характеристики программы и преподавательских подходов.
Каким должен быть сам курс
Авторы работы считают, что курс по критическому мышлению для взрослых должен длиться не менее двух месяцев, в течение которых группа учеников будет заниматься по шесть часов в неделю. Уточняется, что более короткий курс может быть недостаточно эффективным, а более интенсивная работа приведёт к стрессу у студентов и когнитивной перегрузке.
И хотя речь идёт об онлайн-программах, уточняется, что при необходимости некоторые занятия могут проходить очно.
Что касается численности группы, то важно, чтобы у преподавателя была возможность предоставлять обратную связь каждому участнику.
Программа должна включать ограниченное число лекций-инструкций, а основную её часть необходимо представить в виде практических заданий, ориентированных на решение определённых кейсов. Хорошая программа предполагает как индивидуальную, так и групповую работу — то есть речь о синхронном или смешанном формате занятий.
Решаемые задачи нужно структурировать так, чтобы стимулировать задавать дополнительные вопросы, анализировать и обсуждать тему. Задания должны основываться на реальных примерах и соотноситься со знакомым учащимся контекстом. Проще говоря, стоит исключить такие задания, для понимания которых у студентов не хватает предметных знаний.
Вместо привычной балльной оценки лучше использовать формирующее оценивание для поддержки внутренней мотивации. Кроме того, этому способствует информирование о целях обучения и преимуществах развития критического мышления.
Как организовать программу
Важно, чтобы учащимся были ясны цели обучения, его методология и способы оценки результатов. Причём их нужно обсуждать не только непосредственно перед началом курса, но и в течение него.
Для решения групповых заданий надо разбивать учащихся на группы не более четырёх человек. Сами задания нужно хорошо структурировать, организовать и проконтролировать.
Основные этапы проблемно-ориентированного обучения должны быть понятны не только преподавателю, но и студентам.
Обсуждения на занятиях необходимо сделать открытыми, а комментировать темы обсуждений, опираясь на факты, а не просто личные суждения.
Когда для выполнения заданий студентам надо вести поиск в интернете, важно, чтобы преподаватель управлял им: учащиеся должны научиться отличать достоверные источники от тех, которые к таковым не относятся.
Оценку результатов можно проводить при помощи:
- критериев для аналитики (например, это количественная оценка взаимодействий студентов, их комментариев и прочих показателей);
- оценки, основанной на результатах (это могут быть отчёты или доклады о решении задач);
- задания в виде опроса в свободной форме, на которые студенты отвечают письменно (оценка на основе аргументации или эссе).
Стоит ограничить количество заданий с множественным выбором — лучше использовать вопросы, требующие развёрнутого ответа. Они способствуют усвоению знаний.
Как должен вести себя преподаватель
Преподаватель в таких курсах выступает фасилитатором — то есть он помогает хорошей совместной работе группы. Поддерживает мотивацию и даёт обратную связь, помогает группе планировать, как достичь целей. Наконец, он должен поощрять рефлексию у учащихся и предоставление фидбэка друг другу.
Поскольку речь идёт о курсах, основанных на проблемно-ориентированном подходе, то предполагается, что преподаватель должен уметь с ним работать. Также важно, чтобы он побуждал студентов мыслить глубже и при помощи вопросов и подсказок подталкивал их к дальнейшему размышлению и исследованию.