Как изменятся поступление в вузы и подготовка к нему: мнения экспертов
На репетиторах перед ЕГЭ семьи экономить не будут, а вот студентов-платников может стать меньше.
Иллюстрация: 3323 / Wikipedia / atlascompany / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Исследователи и практики ответили на вопросы Skillbox Media о том, как высшее и дополнительное профессиональное образование отреагируют на происходящие перемены и экономические трудности:
- будут ли так же, как сейчас, популярны услуги репетиторов;
- изменится ли структура приёма в вузы;
- вырастет ли интерес к недорогим форматам заочного и вечернего обучения;
- сохранится ли спрос на рынке образования взрослых.
Что будет с рынком репетиторства
По данным, опубликованным в статистическом сборнике «Индикаторы образования», 36,5% школьников старше 15 лет — то есть старшеклассников, которые готовятся к ЕГЭ, — занимаются с репетиторами. Подготовка к ЕГЭ и другие дополнительные занятия вне школы — один из самых популярных видов платных образовательных услуг. По некоторым оценкам, к нему обращаются до 49% россиян. Исследования фиксируют, что эти инвестиции влияют на результат экзаменов, хотя их вклад относительно невелик.
Снижение спроса на услуги репетиторов и более низкие, чем в предыдущие годы, результаты ЕГЭ у части выпускников школ выглядят реалистично на фоне роста инфляции и других экономических проблем. Семьи будут сокращать расходы, и у большего числа родителей, чем сейчас, вообще не останется средств на платную подготовку.
Логичный сценарий? Исследователь образовательного неравенства Илья Прахов так не считает.
Илья Прахов
Старший научный сотрудник международной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований Высшей школы экономики
«Как правило, семьи откладывают деньги на дополнительную подготовку заранее, и большинство абитуриентов начинают готовиться к ЕГЭ или олимпиадам в начале одиннадцатого класса. Сейчас многие из них уже завершают дополнительное обучение. Репетиторы, в свою очередь, также ориентируются на платёжеспособный спрос со стороны абитуриентов и их родителей и вряд ли будут резко повышать стоимость своих услуг».
Кроме того, напоминает он, у выпускников всегда остаются бесплатные варианты подготовки. К ЕГЭ готовят в школе, а ещё существуют доступные пособия и интернет-ресурсы. Поэтому ни в этом, ни в следующем году заметного ухудшения результатов ЕГЭ по стране не произойдёт, считает Илья Прахов.
Что касается перспектив заработка самих репетиторов, их, по словам эксперта, прогнозировать трудно:
«Востребованность репетиторов будет зависеть от многих факторов: от наличия доступных альтернатив, от стоимости занятий и от качества работы самого репетитора».
Также Илья Прахов напомнил, что для многих репетиторов эта работа не является основным источником дохода. Как правило, это школьные учителя или преподаватели вузов, которые занимаются репетиторством в дополнение к основной работе. Кроме того, репетиторством занимаются и студенты, чьи занятия стоят дешевле (по сравнению с более опытными преподавателями).
Однако исследователь согласен, что продолжится переход репетиторов на онлайн-платформы, — рост популярности дополнительных онлайн-занятий продолжается несколько лет, и причин для резкого отката нет.
Какие специальности будут популярны
Из года в год Министерство науки и высшего образования выделяет больше всего бюджетных мест по инженерно-техническим специальностям. Например, в 2022-м году вузы страны предлагают абитуриентам 251 тысячу бюджетных мест бакалавриата и специалитета по этому направлению. Для сравнения — на медицину приходится всего 53,5 тысячи мест.
При этом у абитуриентов не снижается спрос на иные направления — социально-экономические и юриспруденцию. Бюджетных мест на них всё меньше, поэтому растёт платный приём. В топе направлений, на которые в 2021-м году было принято больше платных студентов, чем в 2020-м, — «Юриспруденция», «Психология», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика», «Реклама и связи с общественностью», «Лингвистика и иностранные языки», «Социология». И в целом доля студентов-платников на программах высшего образования остаётся достаточно высокой: она составила 53% на начало 2020–2021 учебного года.
Вероятно, экономический кризис сильно изменит эту структуру. Чем меньше у населения будет денег для оплаты обучения по договорам, тем меньше будет приём по тем специальностям, на которых мало бюджетных мест. Эксперты согласны, что изменения вероятны, но не готовы прогнозировать их масштаб.
Татьяна Клячко
Руководитель Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
«Есть направления подготовки и специальности, на которые бюджетный приём небольшой, а платный — высокий. Например, на „Экономику“ бюджетный приём составляет примерно 15% от общего. Как это будет меняться, станет понятно по результатам хотя бы приёмной кампании этого года. Скорее всего, будут добавлены бюджетные места, но на какие направления подготовки? Можно ожидать, что в первую очередь на IT-специальности. Но что будет с „Экономикой“ и „Управлением“, сказать сложно. Можно ожидать, что плата за обучение не будет повышаться, что здесь государство будет принимать соответствующие меры».
Об ожидаемом росте спроса на IT-специальности говорит и Илья Прахов, также он считает, что абитуриенты отреагируют на потребности рынка труда в представителях инженерных и технических специальностей. А профориентолог Кирилл Кузнецов уже видит изменения в своей работе.
Кирилл Кузнецов
Исполнительный директор центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
«Мы уже сейчас наблюдаем в нашем центре в Москве резкий рост интереса к IT-специальностям. Это неслучайно, потому что IT-специалисты чувствуют себя более свободными и востребованными людьми — кто-то из них уехал за рубеж, тем, кто остаётся, обещают преференции от государства. Спрос на эти направления подготовки сейчас вырос, и есть основания предполагать, что на направления, связанные с экономикой, управлением, менеджментом, спрос будет меньше».
Но на приёмную кампанию этого года в вузах, считает Кузнецов, новые тенденции спроса повлияют не сильно — выпускники уже выбрали предметы ЕГЭ (это можно было сделать лишь до 1 февраля), и им трудно свернуть с выбранного пути.
Исследователи из ВШЭ отмечают также, что изменения произойдут неравномерно — кризис ставит в разные ситуации семьи с низкими и высокими доходами, рядовые региональные вузы и популярные столичные университеты.
Вера Мальцева
Старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ
«Значительное снижение покупательной способности населения ведёт к снижению доступности платного высшего образования даже при удержании его стоимости в прежних границах, тогда как по популярным специальностям доля обучающихся на платных местах составляет более 80%. Также снижение уровня жизни может повлиять на образовательную миграцию — переезд с сопутствующими расходами на жизнь в другом регионе или городе могут стать не по карману многим семьям».
Илья Прахов предполагает, что вузы могут воспользоваться опытом нескольких селективных университетов и запустить программы поддержки студентов, которым не хватает средств на оплату учёбы и проживание. Кроме того, он предвидит и другую крайность — эмиграцию части абитуриентов:
«Селективные вузы могут потерять часть абитуриентов из обеспеченных семей, у которых есть возможность поступить в зарубежные вузы. Однако с изменением валютного курса за рубежом стало учиться значительно дороже, что может восприниматься как бюджетное ограничение».
Читайте также:
Вырастет ли приём на заочное и очно-заочное обучение
Может быть, снижение доходов сделает популярнее заочное, очно-заочное, а также бакалавриат и магистратуры, которые формально хотя и очные, но организованы полностью онлайн? При таких форматах студенты могут работать параллельно с учёбой, к тому же стоимость платных программ этих форм обучения ниже, чем у очных. Анна Казарян из РАНХиГС считает, что по крайней мере для магистратуры такое развитие событий возможно.
Анна Казарян
Руководитель магистратуры отделения национальной экономики Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС
«Наблюдается повышение спроса на программы очно-заочной формы обучения (программы выходного дня). Рост связан с тем, что многие компании, заявившие об уходе с российского рынка, поставили на паузу работу и продолжили начислять заработную плату своим сотрудникам. Безусловно, освободившееся время должно подтолкнуть этот сегмент рынка к мысли о профессиональном развитии, о получении новых знаний и компетенций».
Будут ли взрослые вкладываться в переобучение
По словам Анны Казарян, вложения в собственное здоровье и образование могут стать лучшей персональной инвестицией. И реализовывать эту стратегию они будут через программы как магистратуры, так и дополнительного профессионального образования:
«Если говорить о программах магистратуры, то здесь выбор абитуриентов будет смещён на программы по направлению „Экономика“. Такой тренд достаточно предсказуем в кризисных условиях, когда повышение эффективности принятия управленческих решений как в госсекторе, так и в бизнесе становится приоритетной задачей».
У многих ли взрослых россиян будет возможность инвестировать в себя и реализовать свой интерес к дополнительному образованию? Исследователь из РАНХиГС Елена Семионова отмечает, что объективных данных для ответа на этот вопрос пока нет. Необходимость переобучения сохраняется и даже нарастает. Но чтобы люди в него вкладывались, они должны знать, на какие направления переобучаться действительно перспективно. Ответ на этот вопрос зависит от ближайшего развития экономической ситуации.
А вот будущее корпоративного обучения эксперт расценивает пессимистичнее — скорее всего, оно будет сжиматься.
Елена Семионова
Ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
«Если речь идёт о дополнительном профессиональном обучении в компаниях, во многих из них за годы пандемии расходы на дополнительное обучение персонала были сокращены в связи с необходимостью оптимизации расходов. И эта тенденция, скорее всего, сохранится. В первую очередь компании сохраняют программы дополнительного профессионального обучения, которые обусловлены законодательно установленными требованиями к периодичности повышения квалификации сотрудников (например, в сфере образования, здравоохранения). Как следствие, сокращаются программы личностного роста, развития soft skills сотрудников и так далее. Вместе с тем развитие дистанционного формата позволило компаниям избежать значительного сокращения программ обучения и развития персонала в период пандемии. Скорее всего, он будет ключевым форматом обучения и в период санкционных ограничений».