Образование
#статьи

Как EdTech применяется в школах сейчас и какие его ждут перспективы

На ММСО эксперты обсудили, какое место цифровые продукты занимают в современной школе и стоит ли паниковать из-за нашумевшего распоряжения президента.

tesla / youtube

Ещё пару лет назад примеры успешного внедрения EdTech-решений в общее школьное образование были практически уникальными. А в 2020 году, во время вынужденного перехода на дистанционное обучение, учителям и детям пришлось срочно осваивать онлайн-инструменты. Сейчас школьное образование по большей части вернулось в привычный ритм, однако дистант фактически запустил тренд на цифровизацию и смешанное обучение.

Какую роль EdTech играет в школе сегодня? И как будут строиться отношения EdTech и системы образования в свете распоряжения президента о переходе школ и колледжей с 2023 года на государственные информационные системы для электронного обучения? Эти вопросы обсуждались на сессиях Московского международного салона образования (ММСО). Рассказываем про главные тезисы экспертов, а записи целиком можно посмотреть на YouTube:

  • сессия «Бизнес-агенты как сореализаторы образовательной программы школы»;
  • сессия «Где границы EdTech?».

Как EdTech применяется в школах сейчас

Положительный пример внедрения цифровых инструментов в школьный образовательный процесс привела Ольга Речкалова, директор МБОУ СОШ №7 города Губкинского в Ямало-Ненецком автономном округе. Спикер отметила, что в её регионе есть широкие возможности выбора платформ для обучения. Правительство округа выделяет определённую сумму средств в расчёте на каждого учащегося, что позволяет школам оплачивать доступ к цифровым решениям. При выборе сервисов учитывается в первую очередь удобство для учителей и специфика обучения детей разного возраста. Среди используемых продуктов — «ЯКласс» для обучения математике, «Фоксфорд» для подготовки к экзаменам и «Учи.ру» для начальной школы.

Однако до массовой цифровизации школ ещё далеко. Как показало обсуждение на форуме «Время образования», для этого требуется немало времени, а также разработка таких продуктов, которые действительно будут решать насущные проблемы педагогов. Представители EdTech-бизнеса, выступавшие на ММСО, придерживаются по этому вопросу схожей точки зрения.

Так, Михаил Мягков, основатель компании Maximum Education, которая разрабатывает онлайн-курсы для учеников 5–11-го классов, отметил, что школьный рынок EdTech пока только начинает развиваться. И главное направление этого развития — не замена традиционного обучения, а помощь учителю. Технологии могут взять на себя рутинные задачи, аналитику, прогнозирование, чтобы помочь педагогу сэкономить время и сфокусироваться на своих основных обязанностях.

Макар Гончаров, GR-директор компании Skyeng, считает, что в школах немало сфер, в которых инструменты EdTech могли бы стать по-настоящему полезными, и это касается не только работы учителей, но и административно-хозяйственной и финансовой. Однако, по его мнению, EdTech пока ещё не начал проникать в школы по-настоящему, разве что в рамках дополнительных занятий и домашней работы. Причём первое проникновение случилось вынужденно, из-за пандемии, но потом появились барьеры:

«Пандемия 2020 года и всплеск пользователей, которые приходят к нам на платформу, был обусловлен неготовностью государства к этой работе. Весь онлайн, который они делали, и цифровые платформы, которые они делали, не справились с тем наплывом. Но и мы в какой-то степени тоже там не справлялись, но мы быстро латали эти дыры. Поэтому государство было вынуждено прийти к EdTech и попросить. А потом границу опять очертили, и всё встало на свои места. Я в корне не согласен с тем, что как-то EdTech проникает [в школы]. Да не жили мы никогда хорошо, и никто нас там в школах не жаловал».

EdTech-продукты наиболее эффективны как вспомогательный инструмент учителя, но не его замена — с этим тезисом согласились все выступающие. Кирилл Кононенко, руководитель GR-направления онлайн-школы «Фоксфорд», упомянул ситуацию, в которой школа покупает доступ к курсам для учеников, чтобы те занимались самостоятельно, но дети не заходят дальше регистрации на платформе:

«Чаще всего, в нашем случае, покупают именно углублённое изучение или подготовку к экзаменам. И здесь учитель скорее пользуется платформой как дополнительным инструментом. Поэтому, если он просто говорит: „Ребята, у нас есть классная работа, а ещё есть ‚Фоксфорд‘, позанимайтесь там, это вам поможет“, — это эффективно, но только для замотивированных ребят».

Фото: Juice Flair / Shutterstock

Дмитрий Зеливанский, директор по коммерческим проектам «Новой школы», считает, что здесь стоит действовать в зависимости от ученика. Спикер рассказал об экспериментальном проекте школы, где уроки проходят в смешанном формате. Учитель размещает контент на платформе и предлагает школьникам изучить его самостоятельно, каждому в своём темпе. И наблюдает, сколько ребят могут освоить материал без помощи. При этом есть поддержка для тех, кому она требуется, и обычные очные уроки для ребят, которые не могут заниматься без учителя.

Как ещё учителя используют цифровой образовательный контент и платформы? Яков Сомов, основатель проекта «Лекториум» и руководитель центра онлайн-образования президентского лицея №239, Санкт-Петербург, обнаружил, что иногда очень неожиданно:

«Я занимаюсь просветительско-образовательной деятельностью, онлайн-курсами. Долгое время я думал, что люди, которые приходят ко мне на курс, будут целиком его проходить. Но это совершенно не так. Их интересует лекция №4, к примеру. И мы в своё время вскрыли „чёрный рынок“ контента в моей собственной школе: авторы нашего же курса по робототехнике „раздербанили“ его на запчасти и своим ученикам выдавали прямой доступ через „Google Диск“. Поэтому мы в какой-то момент приняли решение вынести контент из-под регистрации. То есть, если вас интересует сейчас лекция №4, вам не нужна регистрация на „Лекториуме“, чтобы посмотреть».

Педагоги «Новой школы», по словам Дмитрия Зеливанского, обычно тоже предпочитают сами компоновать содержание под конкретный урок и задачи конкретного класса, а не использовать готовые решения целиком. С этим подходом солидарны и коллеги Ольги Речкаловой: по словам спикера, во время очных занятий внешние ресурсы используются только как тренажёры для закрепления материала либо для олимпиадной подготовки.

Что ждёт EdTech в перспективе

В сентябре был опубликован перечень распоряжений президента по итогам заседания президиума Госсовета, в котором содержится указание на то, что с 1 сентября 2023 года электронное обучение, которое предполагает обработку персональных данных школьников и учащихся средних специальных образовательных учреждений, может проходить только на государственных информационных платформах. Вот как сформулирована норма:

«Применение с 1 января 2023 года исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряжённых с обработкой персональных данных обучающихся».

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Пока неясно, что это означает для EdTech-компаний, которые занимаются школьным образованием. Однако некоторые эксперты, принимавшие участие в дискуссиях на ММСО, считают, что поводов для паники нет. Так, Валентина Куренкова, GR-директор ООО «Нетология», предлагает в первую очередь прочесть распоряжение внимательно:

«Там же не написано „госконтент“. Пока не написано. Может быть, будет написано — но пока нет. Там говорится про государственные информационные ресурсы. Вот это важно».

Благополучное для EdTech-компаний разрешение ситуации, по мнению спикера, возможно только в диалоге бизнеса с государством — и о его выстраивании стоит позаботиться как можно раньше.

Эту позицию поддержала и заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина. По её словам, государство тоже очень заинтересовано в диалоге с бизнесом, потому что именно у EdTech-компаний есть экспертность и высокотехнологичные решения, необходимые в образовании. Такие проекты, как «Сферум» и «Урок цифры», созданные в сотрудничестве Минцифры, Минпросвещения и бизнеса, это подтверждают.

Однако генеральный директор ООО «Цифровое образование» и основатель онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин считает, что в этой ситуации могут возникнуть сложности:

«Есть риски, что в школьном образовании могут поделить EdTech на „Ed“ и „Tech“, причём допустить только „Ed“ с точки зрения содержания. Компаниям будет предложено поставлять атомарный контент, который учитель будет как-то использовать в основном образовательном процессе. Но это так не работает, потому что большинство успешных сервисов — это связка контента и цифрового продукта, который управляет мотивацией, влияет на доходимость, на образовательный результат. Просто так, если мы нарежем ролики и предложим учителю ими пользоваться, ничего не получится. А закончится тем, что нам скажут: „Не работает ваш EdTech, смотрите“».

Безусловно, вопросы регулирования будут широко обсуждаться и в дальнейшем, так что пока рано делать выводы. Однако 19 октября на встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями глава Минпросвещения Сергей Кравцов, по сообщению ТАСС, подтвердил курс на государственные цифровые системы в школах. «Все информационные системы в школьном образовании должны быть государственными, с проверенным содержанием. Чтобы не навредить ребёнку. Информационные технологии нужны для поддержки мотивации, но должно быть проверенное содержание», — сказал он.

Кстати, уже поднимается вопрос о верификации не только школьного образовательного, но и иного EdTech-контента. Недавно глава комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил РИА Новости о планах заняться верификацией образовательных онлайн-курсов, которые совпадают с существующими государственными программами в средних образовательных учреждениях, средних специальных или высших.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована