Образование
#статьи

«В нашей школе на детей не кричат». Как директору управлять школой на основе ценностей

Объединить педагогов, детей и их родителей на основе ценностей — реальная задача или утопия? Вообще что такое ценности на деле, а не на бумаге?

Катя Павловская для Skillbox

Самый сложный вопрос для директора — чем его школа отличается от соседней. Так считает научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» в Высшей школе экономики Анатолий Каспржак. В ходе дискуссии «Директор и педколлектив: взаимодействие на основе ценностей» на онлайн-конференции «ММСО.Директор Школы» он и руководители трёх разных школ обсудили, могут ли различия базироваться на системах ценностей.

Речь не об абстрактной декларации о гуманизме и патриотизме, разумном, добром и вечном. Ценности — это основа, на которой в школе строятся взаимоотношения взрослых с детьми, директора с педагогами, другими сотрудниками и родителями. Ярко выраженные ценности — это то, что привлекает родителей в выборе той или иной школы для ребёнка.

Как показала дискуссия, настоящая (реальная, а не в декларации) ценностная основа в разных школах своя. Где-то это высокие образовательные достижения (места в рейтингах, победы в олимпиадах), где-то — уникальные педагогические подходы, а где-то — демократичная или очень самобытная атмосфера. Кстати, даже просто установка «Не кричать на детей», если она правда соблюдается, тоже может быть ценностью.

Как школа определяет свои ценности

С тем, что директор и педагоги должны осознавать ценности школы и разделять их, согласились все участники дискуссии. Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова считает, что такая необходимость отчасти вызвана глобальными переменами:

«Если мы хотим понять свою миссию в новом историческом цикле, когда фрагментируется мир, то надо не просто отвечать на вызовы времени, а рефлексировать, расти вглубь. И, конечно же, действовать. Ценности помогают нам определить свои мотивы и сделать профессиональный и управленческий выбор».

А вот о том, откуда берутся и как заявляются в школе эти общие ценности, прозвучали разные мнения. Профессор Института образования Высшей школы экономики научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак изложил позицию, которую можно назвать сознательным выбором директора и коллектива:

«На самом деле мы в школе почти никогда не говорим о том, каков наш согласованный взгляд педагогического коллектива на миссию, задачи образования. Если мы говорим, что наша миссия, например, успешность каждого ученика, то ценности — это то, какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы это было основной задачей школы. Ценности — это цена, то, чем мы готовы пожертвовать, что мы готовы вложить, чтобы каждый ученик был успешным».

Как отметил модератор дискуссии учитель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин, из этого следует, что у разных школ могут быть разные ценности. Все занимаются одним делом — учат детей, готовят их к жизни после школы — но фокусируются на разных миссиях.

С точки зрения директора московской школы №45 им. Л. И. Мильграма Михаила Шнейдера, выбор собственных ценностей школы всё-таки ограничен. Образование, подчеркнул он, — общественный институт, который должен транслировать базовые ценности, ориентируясь, например, на то, как они записаны в первой главе Конституции РФ:

«Иначе школа превращается в некий кооператив по продаже знаний. Если рассматривать образование только как некую услугу, то всё классно: мы собрали топовых учителей, отобрали учеников, победили во всех олимпиадах, у нас заоблачный рейтинг. Будет ли это школой, построенной на ценностях? Большой вопрос».

Для самого Шнейдера ключевые — ценности гражданского общества: свобода, собственность, социальная солидарность и доверие. А миссию практически любой школы в мире, как он считает, можно определить так:

«Обеспечить доступ любого ребёнка к качественному образованию и создать систему педагогической поддержки, чтобы ребёнок мог в конечном итоге самоопределиться… Для нас в 45-й школе это прежде всего школа самоопределения, формирования субъектности».

Позже другие участники дискуссии напомнили, что как раз декларация общих для государства или всего человечества ценностей часто не совпадает с тем, как школа работает на самом деле.

«Уверена, что есть энное количество директоров — и их гораздо больше, чем нас, — которые тоже процитируют Конституцию, но при этом там очень развита, например, Юнармия… Мы в эту сторону не работаем, потому что кажется, что ходить строем — не лучший способ развить свою субъектность», — привела пример Елена Моисеева. На момент дискуссии она возглавляла школу №24 Нижнего Новгорода, а в июне неожиданно была уволена.

Что значит управлять на основе ценностей

Как ценности воплощаются в повседневной работе школы, директора рассказали на собственных примерах.

Обсуждать, что ценно для школы, с учениками, родителями и учителями

Нижегородская школа №24, по словам директора Елены Моисеевой, выбрала для себя неформальное название «Школа диалога». Это демократичная школа без отбора детей, внутри которой существует максимальная вариативность, что позволяет работать с разными учениками.

Демократические принципы требуют отказаться от некоторых распространённых практик — таких как рейтинг классов и учеников. Результативность в формальных показателях, например, по победам на олимпиадах, скорее всего, будет ниже, чем в других школах. И хорошо бы, чтобы все участники образовательного процесса понимали эти ограничения на входе в организацию.

Это значит, что необходимо правильное позиционирование школы и её ценностей перед учениками, их родителями и учителями. Особенно сложно приходится, как рассказала Моисеева, с набором педагогов. Нестоличные школы находятся «на безрыбье», у них нет возможности придирчиво выбирать учителя с идеальным совпадением ценностей. Но по крайней мере, отметила Елена Моисеева, нужно озвучивать свои ожидания:

«Когда ты говоришь: „А вы готовы сотрудничать? Готовы давать совместные уроки? Когда вы в последний раз учились чему-то новому? Какую профессиональную книгу вы сейчас читаете?“, это как раз цепляет. Лучше договариваться на берегу, что у нас важно, что непринципиально, что неприемлемо… Всё это звучит иногда как лозунги, когда же мы говорим, какие поведенческие индикаторы соответствуют какой компетенции, мы можем кейсы обсудить с учителями, какую-то ситуацию разобрать».

Опираться на проработанную педагогическую теорию

Директор гимназии №3 Перми Татьяна Новикова вспомнила классиков педагогической науки. Главная ценность в её школе — развитие человека через совместную деятельность, и её формирование базируется на системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова.

Коллектив школы, рассказала Новикова, ориентирован на то, чтобы научить детей мыслить и делать осознанный выбор через развивающее обучение. Исходя из этой цели строится и организационная структура гимназии с распределённым управлением. Ценности развивающего обучения отражены в уставе организации, программе её развития, рабочей программе воспитания, коллективном договоре с сотрудниками. На образовательную практику они влияют, например, через использование метода по формированию сопричастности:

«Это помогает нам объединить и выстроить всю образовательную деятельность. Ещё один инструмент — формирование детско-взрослой общности. Он помогает нам не просто на словах взращивать ценности, а и в реальной деятельности проживать и сопереживать, когда формируется та или иная ценность… Взрослые — это не только учителя, но и родители, и интересные люди, которые приходят и общаются с детьми. Это могут быть формальные и неформальные объединения, но именно детско-взрослые, не только детские сообщества очень эффективны по формированию ценностей».

Monkey Business Images / Shutterstock

Ориентироваться на идеал ученика

Михаил Шнейдер в своём ответе заметил, что способы внедрения ценностей бывают разными, и вполне нормально, если они будут отличаться в разных школах и для разных педагогов. Он привёл пример с любимой детьми и успешной учительницей, которая на своём 80-летии призналась со сцены: «До сих пор не понимаю, что такое педагогика». Сам Шнейдер верит в педагогическую интуицию:

«По большому счёту мне всё равно, читал ли учитель Эльконина с Давыдовым… Многие необходимые учителю качества предопределены природой. Я согласен, что надо учиться, у нас тоже есть внутренняя система повышения квалификации. Но есть те, кто полностью отражает поговорку „Умного учить — только портить“».

Что учитель читает и какие технологии применяет на уроках, считает Шнейдер, можно обсуждать. Что обсуждению не подлежит — это уважение к правам ребёнка, отношение к нему как к человеку, независимо от возраста. На повседневном уровне это проявляется в том, что на детей никто не кричит. На уровне ценностей — в стремлении к эталонному образу обучающегося:

«Это тот идеал, к которому стоит стремиться. В сфере „человек — человек“ без формулирования идеала сложно работать, это абсолютно идеалистическая сфера деятельности, поэтому управленческие технологии в ней ограниченно действуют… Есть некие качества, которые мы хотели бы видеть у обучающихся, но это не значит, что мы их будем методами социальной инженерии формировать сами. Мы должны создать условия, чтобы эти качества формировались. А их не так много: мы хотели бы, чтобы все, кто населяет нашу школу, были любознательными, чтобы стремились к знаниям, были думающими, принципиальными, неравнодушными, хорошими коммуникаторами, сбалансированными и, таким образом, неагрессивными. Конечно, непредвзятыми и рефлексирующими, само собой».

В управлении школой №45 им. Л. И. Мильграма, по словам Шнейдера, ценности реализуются через формирование тайным голосованием управляющего совета и его реальную роль в принятии решений. В совет входят ученики, родители, представители коллектива.

Измеримы ли ценности

Остроты в дискуссию добавил Анатолий Каспржак. Он заявил, что директора описали неизмеримые явления, вокруг которых нельзя выстроить систему. Как понять, что школа помогает или не помогает в самоопределении, и повлиять на это? В какой момент складывается детско-взрослая общность и какие конкретно действия к этому приводят? Каспржак предложил начинать с простых договорённостей:

«Почему не поставить гораздо более простые вопросы: давайте договоримся, что в нашей школе на детей не кричат, и учителя не кричат друг на друга; что в нашей школе ко всем, включая первоклассников, обращаются на „Вы“. И начинает формироваться определённая система ценностей, которая на самом деле ведёт к главному вопросу образования — его гуманизации… Ребёнок в 17 лет оканчивает школу, из них 11 лет он пребывает в школе, и ему всё время говорят, что он пока не живёт. Он пока заготовка, а мы — „папа Карло“».

Кадр: фильм «Приключения Буратино»

Таким образом, по словам Каспржака, абстрактное управление через формирование ценностей можно заменить на управление через согласованное отношение коллектива к образованию, общее понимание его сути и задач школы. Такое управление образованием (в отличие от более привычного управления организацией образования), считает Каспржак, меняет ситуацию в конкретных учебных классах, влияет на то, как в школе учат и учатся.

Директора школ в ответ рассказали, как они измеряют и фиксируют работу учреждения на основе ценностей. По словам Елены Моисеевой, в школе №24 
Нижнего Новгорода за 15 лет её работы директором сформировалась общая культура, в которой принято не кричать на детей, а договариваться на основе аргументов. Сейчас эти общие установки формализуются через модель компетенций педагога. Каждая компетенция отражается в поведенческих индикаторах, чек-листах по урокам и внеурочным занятиям.

Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова подчеркнула, что взаимодействие коллектива школы с учениками выстраивается по тем же принципам, что взаимодействие директора со всеми сотрудниками. Если в коллективе отношения строятся уважительно, то же будет и в классах. На уровне управленческих инструментов Новикова использует единую повестку для школьных собраний с общим шаблоном, но вариативным содержанием — тут педагог может обсудить с родителями или классом то, что важно ему. А все системы управления, сбора данных, отчётности и должностные инструкции обсуждаются с точки зрения того, как их использование помогает ученикам.

Михаил Шнейдер из школы №45 им. Л. И. Мильграма напомнил, что измерить можно (и нужно) далеко не всё, показав в камеру книгу «Тирания показателей» Джерри Мюллера. В его школе ценности проявляются в уважении прав человека, в соблюдении на практике, а не на бумаге, всех прописанных в законах и локальных нормативных актах прав:

«Это имеет много издержек. У нас, к сожалению, чем директор злее, тем быстрее решаются некоторые вопросы, например, по вакцинации трудящихся. Мы на одном из последних мест в Москве».

Такую «ценностную ткань» не всегда можно измерить количественно.

В заключение Анатолий Каспржак признался, что атаковал директоров намеренно, в качестве методического приёма для оживления дискуссии. Безусловно, в разных школах должны практиковаться свои способы внедрения ценностей, и сами ценности могут отличаться. Но важно не отказываться от них совсем. Каспржак напомнил участникам дискуссии «формулу хорошего образования» от известного британского педагога и управленца Майкла Барбера:

Результаты образования = (знания + умения + лидерские качества) × этические нормы

Если доверять этой формуле, получается, что несформированные этические основания могут обнулить любой образовательный результат. Но единообразного ответа на вопрос, как над ними работать, в мировой практике нет. Государство в России в последние годы обращает всё больше внимания на воспитательную работу в школах: даже вводится соответствующая должность советника директора. Дискуссия на конференции «ММСО.Директор Школы» ведёт к мысли, что, независимо от таких мер на федеральном уровне, формирование и ежедневное воплощение общих ценностей — задача директора и коллектива, тема для рефлексии и открытых обсуждений.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована