Образование Дизайн
#статьи

Как действуют права на интеллектуальную собственность

Отрывок из книги «Своровали? Накажи!» Алексея Башука и Максима Ильяхова.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Все, кто создаёт творческий контент — фотографирует, рисует иллюстрации, разрабатывает дизайн-проекты и содержание онлайн-курсов, пишет статьи и книги, в том числе учебные пособия, и так далее, — могут столкнуться с нарушением своих прав на интеллектуальную собственность. И наоборот, используя каким-то образом материалы, созданные другими (например, чужое изображение или текст), можно по незнанию преступить закон — и столкнуться с неприятными последствиями.

Как защититься от пиратов и плагиаторов и самому не стать нарушителем чужих прав? Об этом — книга юриста Алексея Башука и редактора Максима Ильяхова под названием «Своровали? Накажи! Книга о защите интеллектуальных прав». Она вышла в ноябре в издательстве «Альпина Паблишер».

Понятным человеческим языком, без юридической зауми, авторы рассказывают, как работает право интеллектуальной собственности, как зарегистрировать свой товарный знак, как действуют коммерческая тайна и франшизный договор. Всё это Башук и Ильяхов разбирают на распространённых ситуациях из жизни, подкрепляют примерами из реальных судебных дел и ссылками на соответствующие законы для тех, кто хочет копнуть глубже.

С разрешения издательства мы публикуем фрагмент из раздела «Азбука авторских прав».

Исключительное право: как зарабатывают на творчестве

«Допустим, вы написали статью. С личными правами уже всё понятно: вы — автор, указываете своё имя как хотите, без вашего согласия никаких правок. Но как продать эту статью журналу? Как получить деньги от тех сайтов, которым вы разрешите публиковать статью у себя? Какое право получат ваши „покупатели“?

Ответ кроется в исключительном праве. Условно, если личные права — это право „быть“, то исключительное право — это право „использовать“. Этим правом можно распоряжаться.

Когда исключительное право принадлежит вам, вы — правообладатель. Можете использовать своё произведение как угодно: показывать, печатать, исполнять, продавать и так далее. Всем остальным без вашего разрешения ничего такого делать нельзя.

Когда вы слышите фразу „продать песню“ или „продать права на книгу“, речь на самом деле идёт о распоряжении именно исключительным правом. „Продать права“ можно по-разному, и от того, насколько грамотно вы выберете способ „продажи“, зависит размер вашего заработка.

Как распорядиться исключительным правом? Представьте себе обычную квартиру. Её можно продать насовсем, а можно сдать в аренду — разрешить попользоваться на время. Похожая история и с интеллектуальной собственностью.

Кадр: сериал «Форс-мажоры» / Untitled Korsh Company

Допустим, вы сделали фотографию — у вас возникли личные права и исключительное право. Теперь вы одновременно и автор, и правообладатель. Личные права автора неотчуждаемы, а вот с исключительным правом как с квартирой: можно „продать“, а можно „разрешить попользоваться“.

Отчуждение — „продать насовсем“. Сначала правообладателем были вы, а после сделки им стал кто-то другой. Вы передали исключительное право — провели отчуждение. Теперь даже вы сами больше не можете использовать свою фотографию, а вот компания может распоряжаться ей как захочет. За это вы и получили деньги.

Нельзя передать исключительное право частично, на время или ещё с какими‑то ограничениями. Это как продать квартиру с условием, что покупатель не будет приезжать туда по выходным — какая-то несуразица. Так и исключительное право на произведение: оно одно, передаётся полностью или не передаётся вовсе. Теперь фраза „передача всех исключительных прав на произведение“ будет резать вам глаз неграмотностью, извините.

После передачи вы по-прежнему считаетесь автором, но вот правообладатель теперь другое лицо. Это серьёзная сделка: договор заключается только в письменной форме и с прямым указанием, кто и кому передаёт право, на какое именно произведение.

Классическая ошибка: „купить“ работу у автора и не заключить с ним договор. Если договора нет, значит, права не переходили. Сегодня директор платит фотографу за фото и думает, что получил исключительное право, а через три года фотограф приходит с претензией и требует ещё денег. Так бывает.

Москва, 2017 год. Фотограф передал сотруднику компании фотографии и сказал, что не против, если компания использует их на одной выставке. Спустя несколько лет фотограф обнаружил, что компания регулярно использует эти фотографии в рекламе, соцсетях и на стендах. Договора не было, исключительное право компании не передавалось. Суд признал компанию нарушителем и взыскал 340 000 рублей компенсации.

Лицензия — «разрешили попользоваться». Если вы хотите получить деньги, но не готовы отдавать произведение с концами, нужно заключать лицензионный договор. Лицензия — это как аренда квартиры: вы не отдаёте произведение, а только разрешаете временно им попользоваться на каких-то условиях.

Вот что можно и нужно указать в лицензионном договоре:

  • Предмет — какое произведение вы разрешаете использовать.
  • Способ использования — как вы разрешаете его использовать.
  • Территория — в каких странах можно использовать произведение.
  • Цена — сколько денег и как часто вам будут платить.
  • Срок действия — как долго действует лицензия, как продлевать.

Вы можете договориться с покупателем лицензии, что не будете продавать такие же лицензии другим людям и компаниям. Такие лицензии называют исключительными — их получает исключительно кто-то один. Например, одна компания использует ваше фото только в России, а другая — исключительно в Казахстане. Никто другой таких же прав получить не сможет, а вот в Литве и Германии ни той ни другой компании использовать это фото нельзя — ограничение условий лицензии.

Фото: sitthiphong / Shutterstock

Или одна компания добавила ваше фото в свою книгу, а другая использует в наружной рекламе. Если кто-то из них захочет поставить фотографию на сайт, они нарушат условия лицензии, создавая для себя юридический риск.

Разных исключительных лицензий можно раздать сколько угодно. Главное, чтобы права ваших покупателей не пересекались. Способы использования могут быть любыми.

Если в лицензии нет условий об исключительности, то эта лицензия — простая, неисключительная. Вы можете назаключать с другими людьми сколько угодно договоров на таких же условиях. Как „продажа“ картинки на фотостоках: её купили вы и ещё сто человек, все используют как хотят и никто ничего не нарушает.

Некоторые компании попадают в нелепые ситуации с лицензиями. Например, компания заключает с фрилансером договор на разработку сайта. Платят деньги, получают сайт, всё в порядке. А потом — бах, такой же сайт выкладывают конкуренты из другого города.

Нарушители? Формально нет: фрилансер „перепродал“ сайт, имея на это право. Если в договоре с фрилансером прямо не написано про передачу исключительного права или предоставление исключительной лицензии, это не отчуждение, а простая лицензия. Вот фрилансер и пошёл „продавать“ сайт дальше.

Вы можете подумать, что это некрасивый поступок, но юристы скажут — „волеизъявление правообладателя“. Cуд с ними, скорее всего, согласится.

Если вы автор, то для вас, как правило, лицензия выгоднее, чем отчуждение. Допустим, вы сделали фотографию человека с ноутбуком под пальмой. Сегодня у вас купили лицензию одни продавцы успеха, завтра другие, послезавтра — третьи. Одни используют фото в рекламе курсов для программистов, другие зазывают предпринимателей, третьи ещё как-то — никто никому не мешает. Одни закрываются, другие появляются, а вы всё продаёте лицензию на эту фотографию. Каждая сделка — ещё одни деньги за ту же работу.

А вот если бы вы дали самому первому клиенту не лицензию, а исключительное право, то всё: дальнейших сделок уже бы не было. Первый покупатель попользовался вашей фотографией год, обанкротился, и право на вашу фотографию растаяло вместе с ним. Вы по-прежнему автор фотографии, а вот пользоваться ей и продавать лицензии на неё юридически уже не можете. Кажется, что предъявить претензии в таком случае будет особо некому, только вот кто знает, кому ваш „покупатель“ мог передать исключительное право перед банкротством?

Когда компания предлагает вам заключить договор именно на отчуждение, подумайте: а так ли нужно компании именно отчуждение? Почему ей недостаточно просто лицензии? Здесь можно поторговаться: исключительное право всегда стоит дороже. Ведь передать исключительное право вы можете только один раз.

И напоследок ещё одна важная деталь: по умолчанию приобретатель не имеет права вносить изменения в ваше произведение, даже если заплатил за лицензию или получил исключительное право. Помните про право на неприкосновенность? Если надо, вы можете дать покупателю право на внесение изменений и переработку произведения, но тогда про это нужно будет тоже написать в договоре. Вот и ещё один повод для торга.

Право на вознаграждение. Допустим, работник создал произведение по заданию начальника. Он автор, а исключительное право принадлежит компании-работодателю. Получается, зарабатывать на произведении будет компания. Но вот вопрос: имеет ли сотрудник право получить какие-то деньги за это?

Ответ: да. Чуть дальше у нас будет на эту тему целый раздел, а пока что просто обратим внимание, что такое право есть.

Право следования и право на доступ. Бедный художник продал галерее свою картину за копейки. А потом галерея продала эту картину богатому коллекционеру за баснословные деньги. Имеет ли право художник получить процент от этой продажи? Да, это называется правом следования. В законе установлен конкретный процент, который должен получить автор.

А может ли художник попросить нового собственника дать ему возможность снова взглянуть на картину? Да, это называется правом доступа. При этом художник может скопировать эту картину. Такие вот необычные права остались у нас напоследок.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Миф: „авторские права не действуют, если рядом с произведением не стоит знак ©“

Некоторые люди думают, что знак © сам по себе даёт правовую охрану произведению. Мол, сделал ты фотографию, поставил в уголке © — и всё, с этого момента твои права и начинают охраняться. Авторы порой рассуждают так, словно знак © — это такой юридически значимый штампик. Они заблуждаются.

У пиратов есть похожий домысел, только вывод они делают в свою сторону. Дескать, если рядом с произведением не указан знак ©, значит, произведение может использовать кто угодно и как угодно. Это тоже ошибка.

На самом деле авторские права защищаются независимо от того, указан на экземпляре произведения знак © или нет. Он не влияет ни на объём правовой охраны, ни на её действие.

Знак охраны авторского права — просто предупредительная маркировка, эдакая охранная символика. Смысл этой маркировки — показать потенциальным нарушителям, что правообладатель есть и он готов защищать свои права.

Грубая аналогия: службы доставки печатают на коробках „Не кантовать“, а авторы ставят на произведениях знак © — „Не воровать“. При этом никто не знает, как пойдут дела в жизни: может, коробки побьют, а произведение скопируют, несмотря на предупреждения. Возможно, маркировка уменьшит количество нарушений: кто-то прочитает и подумает дважды. А если маркировки нет, это не освобождает нарушителей от ответственности.

Использование знака © — это право автора, но не обязанность. Если правообладатель хочет сказать миру „У меня есть права, и я готов их защищать“, он указывает на экземпляре произведения своё имя, знак © и год первой публикации. Например, на вашем сайте знак охраны может выглядеть так:

© Иван Иванов, 2022

Как возникают авторские права и как доказать, что вы — автор

Мы натолкнулись на главный подводный камень авторских прав.

Авторские права не нужно нигде регистрировать. Не нужно проходить никакие государственные экспертизы, как в случае с патентами и товарными знаками. Авторские права возникают просто в силу создания произведения: написал статью — ты автор, написал код — ты автор. Это с одной стороны.

А с другой стороны, если автора кто-то обидит и он решит пойти в суд, в суде ему придётся доказать, что он действительно автор. Получается, авторские права вроде как возникают сами по себе и не требуют регистрации, но вот в случае спора нужно убедить суд, что это право у тебя появилось: например, показать своё имя на оригинале или экземпляре произведения.

Если вы указаны автором на полотне картины, тут всё вроде просто: суд признает вас автором. Это правило появилось в законах ещё в XIX веке да с тех пор так там и осталось. Но какой оригинал сегодня может принести в суд программист, копирайтер или дизайнер? Допустим, ты написал программу, её выложили в магазин приложений, тысячи человек скачали это приложение. А как доказать, что ты автор?

Фото: Alexander Davidyuk / Shutterstock

Идеальные доказательства для суда должны подтверждать три обстоятельства: есть конкретное произведение, исключительное право на него принадлежит вам, а ответчик это право нарушил. Доказательство не должно оставлять у суда сомнений.

Например, сама по себе публикация статьи на каком-то сайте в интернете — слабое доказательство авторства. Может, администратор сайта зашёл в админку, подкрутил дату на десять лет назад и теперь выдаёт себя за автора? Дата создания в свойствах файла тоже хилое доказательство, потому что её легко поменять.

Москва, 2017 год. Новостной портал без разрешения скопировал фотографию, на которой был запечатлён город. Авторское общество в интересах фотографа отправилось в суд взыскивать компенсацию. В качестве доказательства приложили диск с исходником.

Арбитражный суд отказал в иске: указали, что диск с исходным файлом не может служить доказательством авторства, поскольку невозможно установить, что фотографии на диске созданы именно фотографом. Имя фотографа не было указано ни на фотографии, ни в метаданных показанных суду исходников.

Есть такая байка: в XIX веке для доказательства авторства использовали „почтовый метод“. Когда произведение было написано, автор запечатывал его в конверт, шёл на почту и отправлял на свой же адрес. Конверт с подписанной рукописью возвращался к автору с почтовыми штемпелями и датами. Автор хранил письмо, а в случае спора приносил его в суд. Судья вскрывал конверт, а там — рукопись с датой и подписью. Спор решался в пользу автора. История красивая, но я не слышал ни об одном реальном судебном деле в России, где фигурировало бы такое письмо.

У нас для подтверждения авторства используют три варианта: заверение у нотариуса, отправка произведения в депозитарий и регистрация в Роспатенте.

Нотариус может заверить вашу подпись на распечатке произведения. В итоге вы получите экземпляр, на котором будет стоять дата и штамп нотариуса.

Тут авторов поджидают две сложности: очереди и тарифы. Кто-то должен ножками сходить в нотариальную контору, и чем объёмнее произведение, тем дороже услуги нотариуса. Поэтому на практике этот способ используют нечасто.

Депозитарий — это архив, куда автор отправляет экземпляр произведения, а взамен получает сертификат или свидетельство. В свидетельстве указывают название произведения, автора и дату регистрации. Самые известные депозитарии в нашей стране — Российское авторское общество и „Копирус“. Это старые некоммерческие организации, которым доверяют наши суды.

Неподготовленным людям обычно сложно разобраться во всех документах, которые просят официальные депозитарии. В итоге бюрократия крупных депозитариев привела к тому, что стали появляться частные депозитарии. Юристы и программисты пытаются упростить депонирование и подзаработать на этом.

Кто-то предлагает хранить произведения в собственных архивах, кто-то заводит блокчейн-платформы. Но на момент написания этой книги никто не знает наверняка, поверит ли суд частному депозитарию или нет. Убедительной судебной практики по таким делам ещё не накопилось. Да и вообще, исключительное право на произведение действует 70 лет, а проживёт ли очередной стартап по „регистрации авторских прав“ хотя бы пять? Я не уверен.

Система с депозитариями — не панацея. Если я завтра отправлю три тома „Властелина колец“ в РАО и укажу себя автором, мне выдадут свидетельство. Ни один депозитарий не проводит экспертиз на новизну произведения, его оригинальность и авторство. По сути, и нотариус, и депозитарии подтверждают только одно: существование произведения на определённую дату. Всё.

Запомните важную мысль: никакое депонирование само по себе не даёт вам авторских прав. Те, кто не знает об этом, отдают деньги обманщикам, а потом ещё и терпят поражение в судах. Схема простая: хитрецы предлагают авторам „регистрировать авторские права“ в своих частных реестрах. Ловят людей на дешевизне и иллюзии простоты: дескать, заплати рублей пятьсот, нажми три кнопки, и всё — олл райтс резёрвед.

Но мы с вами уже знаем, что авторские права не требуют никакой регистрации, а тем более в частных реестрах. Вот случай:

Нижний Новгород, 2019 год. Предприниматель продавал у себя на сайте обои с авторскими принтами. Когда он обнаружил похожие принты на сайте конкурентов, он провёл контрольную закупку и задепонировал принты в частный депозитарий. Затем обратился в суд и потребовал с конкурентов 800 000 рублей компенсации.

Суд в иске отказал. Выяснилось, что ответчик ещё за год до иска заказал принты у художника: заключил договор, заплатил деньги, получил принты и права на них. Подлинность договоров истец не оспорил, а про депонирование суд сказал, что свидетельства из частного депозитария не имеют существенного значения да и вообще были получены уже после покупки обоев истцом. Апелляция и кассация решение поддержали.

Мораль: полагаться на одно лишь депонирование нельзя. В суде, чтобы доказать авторство, сгодится всё: черновики, исходные файлы, свидетельские показания, публикации на популярном ресурсе, письма в электронной почте или загрузка файла в облако. Суды в этом разбираются, чем больше доказательств — тем лучше.

Роспатент. А вот программистам повезло больше всех: у Роспатента есть отдельный Реестр программ для ЭВМ и там можно по своему желанию зарегистрировать исходный код программы и её скриншоты. По сути, этот реестр — тоже депозитарий, но с одной оговоркой: сведения в реестре считаются достоверными, пока не доказано иное.

Фото: REDPIXEL.PL / Shutterstock

Грубо говоря, если вы отправите код системы Windows в обычный депозитарий, то в случае спора это вы будете доказывать, что у вас возникли авторские права на код системы. А если отправить код в Роспатент, то его тоже никто проверять не будет, только вот доказывать авторство придётся уже „Майкрософту“.

Сколько и где действуют авторские права

Николай Васильевич Гоголь умер почти двести лет назад, но его личные права охраняются до сих пор. Нельзя взять том „Мёртвых душ“, переделать половину текста и пустить в продажу, указав себя автором. Право авторства, имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

А вот у исключительных прав есть срок действия: в России это вся жизнь автора плюс 70 лет после года его смерти. Получается, имущественные права переходят по наследству, и наследники могут продолжить зарабатывать на работе талантливого родственника: продавать лицензии, передавать права — всё как обычно.

После того как 70 лет пройдёт, произведение перейдёт в общественное достояние. Кто угодно сможет его использовать. Личные права по-прежнему будут охраняться, но вот имущественные растают. Именно поэтому дизайнеры часто используют старые картины, схемы и чертежи — если гравюру нарисовали пару веков назад, то никакие наследники не придут качать права. Хотя даже там есть нюансы — например, права публикаторов, которые наш закон относит к правам, смежным с авторским. Но в эти дебри мы уже не пойдём, а запомним главную мысль: исключительное право со временем прекращается.

Если собираетесь использовать старинное произведение, то главное — убедиться в том, что оно действительно перешло в общественное достояние. Не стоит просто так копировать изображения из гугл-картинок: картинка, похожая на средневековую гравюру, может оказаться современной работой с вполне себе живым, только вот теперь уже не очень довольным автором.

Если нужна старинная гравюра — ходите по сайтам музеев и проверяйте информацию о правах на конкретные изображения. Обращайте внимание не на дату создания произведения, а на годы жизни автора — срок действия прав считается по ним.

В конце XIX века в Швейцарии несколько стран подписали Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений. Конвенция была нужна, чтобы авторы из одной страны могли пользоваться в другой стране теми же правами, что и местные жители.

С тех пор Бернскую конвенцию приняли 179 стран. Она действует практически во всём мире, за исключением стран вроде Сомали, Кении, Ирака и Лаоса.

Если сегодня вы создали произведение, права на него автоматически начинают охраняться почти во всём мире. И хотя в каждой стране свои правила, общие принципы одинаковые: кто создал — тот и автор. Закон защищает авторские права и без всяких регистраций.

Правомерное цитирование не нарушает права автора. Чтобы процитировать чужое произведение, спрашивать согласие автора не нужно. Платить ему какое-то вознаграждение вы тоже не обязаны. Но есть четыре условия, которые нужно соблюсти, чтобы цитирование считалось правомерным:

  • цель цитаты — информационная, научная, учебная, культурная;
  • объём цитаты оправдан её целью;
  • в цитате указан автор произведения;
  • в цитате указано произведение — источник цитаты.

Цитировать можно любые произведения — и текст, и фотографии, и картинки, и любые другие. Но если не выполнить хотя бы одно из условий правомерного цитирования, то права автора будут нарушены».


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована