Что отличает российское образование на фоне других стран? Изучаем статистику ОЭСР
Рассказываем, о каких особенностях системы образования в России можно узнать по данным ежегодного доклада «Взгляд на образование».
сайт LINGsCARS
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала ежегодный доклад «Взгляд на образование» (Education at a Glance 2021). Это сборник индикаторов развития образования по разным странам. В отчёт собираются данные, которые можно сравнивать на международном уровне: о доступности образования, о составе педагогов и учащихся, об уровне финансирования и так далее.
Темой очередного выпуска стало равенство возможностей для доступа и прогресса в образовании. Доклад рассматривает разные аспекты этой темы: неравенство по социоэкономическому статусу, по национальности и гендеру. В сравнение включены данные по всем странам — участницам ОЭСР, а также по странам-партнёрам, к которым относится и Россия.
Полный список стран *
* Подчёркнуты страны, не входящие в ОЭСР.
- Австралия
- Австрия
- Аргентина
- Бельгия
- Бразилия
- Великобри-
тания - Венгрия
- Германия
- Греция
- Дания
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Канада
- Китай
- Колумбия
- Коста-Рика
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мексика
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Россия
- Саудовская Аравия
- Словакия
- Словения
- США
- Турция
- Финляндия
- Франция
- Чехия
- Чили
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
- Южно-Африканская Республика
- Южная Корея
- Япония
В исследовании учтены все уровни формального образования: от детского сада до аспирантуры, а также дополнительное профессиональное образование (ДПО). Не рассматриваются программы обучения взрослых «для общего развития» или для развлечения, а в некоторых разделах — также тренинги на рабочем месте.
Данные для доклада частично собраны в ходе собственных международных исследований ОЭСР, частично взяты из статистических систем отдельных стран и Европейского союза. В большинстве случаев доступны данные за 2020 год, но иногда — более старые. Например, раздел о расходах на образование полностью основан на данных 2018 года.
Итак, вот что можно узнать о российском образовании из доклада ОЭСР.
По уровню расходов на образование Россия — в числе аутсайдеров
Вот как выглядят показатели расходов России на образование за 2018 год в сравнении со средними данными по ОЭСР:
Российское образование по данным ОЭСР: финансовые показатели
5733,6 доллара на одного учащегося школы в год
10 454 доллара в среднем по ОЭСР
9024,1 доллара на одного студента вуза или колледжа в год
17 065 доллара в среднем по ОЭСР
С 2012 по 2018 год расходы на одного учащегося снизились на 0,5%
Выросли на 1,6% в среднем по ОЭСР
3,4% ВВП России в 2018 году составили все расходы на образование (государственные, частные и международные)
4,8% в среднем по странам ОЭСР
При этом в целом, по данным исследования, с 2012 по 2018 год расходы на образование в России росли. Просто число учащихся увеличивалось быстрее: их за это время стало больше на 1,4%, а общая сумма вложений в образование выросла всего на 0,9%. И наоборот: в тех странах, где расходы на одного человека за шесть лет серьёзно выросли, число учащихся просто снизилось. Например, в Литве стало меньше школьников и студентов, и общие расходы сократились. Но расходы в расчёте на каждого учащегося всё равно повысились на 1,7% к 2018 году.
Образование доступно практически всем
А вот с доступностью образования в России всё даже лучше, чем в среднем по ОЭСР.
Российское образование по данным ОЭСР: данные об уровне образования людей в возрасте 25–64 лет *
4,8% — ниже, чем полное среднее
20,9% в среднем по ОЭСР
38,5% — полное среднее
40,8% в среднем по ОЭСР
56,7% — высшее и среднее профессиональное
38,6% в среднем по ОЭСР
* В этом разделе исследования для России приведены данные за 2018 год, для большинства других стран — за 2020-й.
По статистике ОЭСР можно судить, что старшие классы школы (или учреждения среднего профессионального образования, которые обучают на аналогичном уровне) доступны в России практически всем. Во многих гораздо более экономически благополучных европейских странах — например, в Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Швеции — доля людей трудоспособного возраста без полного среднего образования в несколько раз выше.
При этом для России, как и для многих других стран, характерны региональные контрасты по уровню образования: например, разрыв по доле взрослых с высшим и средним профессиональным образованием между разными российскими регионами превышает 30 процентных пунктов. Похожая ситуация в США, Великобритании, Венгрии, Чехии.
Школьники не остаются на второй год
Сроки обучения в школах в разных странах разные, как и продолжительность каникул в течение года.
Российское образование по данным ОЭСР: школа
2393 обязательных учебных часа в начальных классах
4589,7 часа в среднем по ОЭСР
4016 обязательных учебных часов в средних классах
3048,6 часа в среднем по ОЭСР
13,2 недели каникул между учебными годами
Самые длинные летние каникулы в мире. Аналогичные — в Латвии и Чили, длиннее нет нигде
36% обязательных уроков в начальной школе — по чтению и письму
25% в среднем по ОЭСР
9,8% учебных часов посвящено иностранным языкам в средних классах
14,4% в среднем по ОЭСР
0,3% учеников остаются на второй год в средней школе
1,9% в среднем по ОЭСР
0,1% учеников остаются на второй год в старшей школе
2,9% в среднем по ОЭСР
В России самые длинные летние каникулы в мире, но по общей продолжительности перерывов в течение школьного года мы всё равно только на втором месте: Ирландия с 18 неделями отдыха обгоняет всех. Остальные отличия вполне объяснимы различиями в устройстве образовательных систем. Например, в среднем в странах ОЭСР начальное образование продолжается шесть лет, а средняя школа — всего три года, поэтому и обязательные учебные часы между этими уровнями образования распределены иначе, чем у нас.
Сравнительно небольшая учебная нагрузка учителей
Если взглянуть на данные о нагрузке российских учителей, то, на первый взгляд, им грех жаловаться — в других странах она выше. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что тут речь лишь об учебной нагрузке.
Российское образование по данным ОЭСР: нагрузка учителей
23 ребёнка на одного учителя в начальной школе *
14 детей в среднем по ОЭСР
561 час в год работает учитель в классе в начальной школе
791 час в среднем по ОЭСР
483 часа в год — в средних и старших классах
723 и 685 часов соответственно в среднем по ОЭСР
* По России данные 2017 года, по другим странам — в основном 2020-го.
Время в классе (teaching time) в нагрузке российских учителей меньше, чем в других странах, как отмечает директор центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского ВШЭ Сергей Косарецкий, из-за длинных летних каникул. В более продолжительный учебный год в других странах входит больше учебных часов.
А в целом в неделю, если посчитать и другие виды нагрузки, по данным международного исследования TALIS 2018 года, в среднем российские учителя работают на пять часов больше, чем их зарубежные коллеги. Значительная часть рабочей недели не связана с преподаванием в классе: это и подготовка к урокам, и организационная работа.
В образовании работают в основном женщины
В принципе это обычная ситуация — во многих странах мира женщины составляют больше половины преподавателей. Но у нас гендерный дисбаланс проявляется особенно ярко. По данным на 2019 год, Россия однозначно впереди всех учтённых в исследовании стран по доле женщин среди преподавателей.
Российское образование по данным ОЭСР: состав учителей
87% преподавателей на всех уровнях образования — женщины
70% в среднем по ОЭСР
99% в начальном образовании
82,5% в среднем по ОЭСР
82% в основной школе
68% в среднем по ОЭСР
62,4% в высшем и среднем профессиональном образовании
44,2% в среднем по ОЭСР
Примечательно, что доля преподавательниц в вузах и колледжах России выросла с 2005 года больше чем на десять процентных пунктов.
В России мало иностранных студентов
Для России характерен сравнительно невысокий процент зарубежных студентов. И на высоких уровнях образования их доля перед пандемией была особенно удручающе невелика. Причём тут надо учесть, что из обучающихся в России зарубежных студентов почти половина (49%), по оценке ОЭСР, прибывали в Россию из соседних государств, то есть в основном из стран бывшего СССР.
Российское образование по данным ОЭСР: интернационализация
4,2% иностранных студентов на всех уровнях высшего образования
6,8% в среднем по ОЭСР *
5,6% иностранных бакалавров
4,8% в среднем по ОЭСР
5,6% иностранных магистрантов
14% в среднем по ОЭСР
8,6% иностранных аспирантов
22,1% в среднем по ОЭСР
8,8% иностранных студентов приехали из стран с низким доходом **
2,9% в среднем по ОЭСР
* Данные 2019 года для всех стран.
** ОЭСР использует классификацию Всемирного банка. К странам с низкими доходами относят те, где на душу населения приходится ВВП менее 1046 долларов США.
При этом для большинства стран в статистике ОЭСР аспирантура — самый интернациональный уровень высшего образования.
Тема экспорта образования, то есть привлечения к нам на учёбу талантливой молодёжи из других стран, сейчас очень заметна и в российской государственной политике. Одна из подпрограмм госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» — «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», и она нацелена в том числе на это.
Где Россия в тренде
Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:
- Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
- Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
- Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
- В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.
При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.
Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.