Образование
#статьи

Что отличает российское образование на фоне других стран? Изучаем статистику ОЭСР

Рассказываем, о каких особенностях системы образования в России можно узнать по данным ежегодного доклада «Взгляд на образование».

сайт LINGsCARS

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала ежегодный доклад «Взгляд на образование» (Education at a Glance 2021). Это сборник индикаторов развития образования по разным странам. В отчёт собираются данные, которые можно сравнивать на международном уровне: о доступности образования, о составе педагогов и учащихся, об уровне финансирования и так далее.

Темой очередного выпуска стало равенство возможностей для доступа и прогресса в образовании. Доклад рассматривает разные аспекты этой темы: неравенство по социоэкономическому статусу, по национальности и гендеру. В сравнение включены данные по всем странам — участницам ОЭСР, а также по странам-партнёрам, к которым относится и Россия.

Полный список стран *

Подчёркнуты страны, не входящие в ОЭСР.

  • Австралия
  • Австрия
  • Аргентина
  • Бельгия
  • Бразилия
  • Великобри-
    тания
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Китай
  • Колумбия
  • Коста-Рика
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Польша
  • Португалия
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Словакия
  • Словения
  • США
  • Турция
  • Финляндия
  • Франция
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эстония
  • Южно-Африканская Республика
  • Южная Корея
  • Япония

В исследовании учтены все уровни формального образования: от детского сада до аспирантуры, а также дополнительное профессиональное образование (ДПО). Не рассматриваются программы обучения взрослых «для общего развития» или для развлечения, а в некоторых разделах — также тренинги на рабочем месте.

Данные для доклада частично собраны в ходе собственных международных исследований ОЭСР, частично взяты из статистических систем отдельных стран и Европейского союза. В большинстве случаев доступны данные за 2020 год, но иногда — более старые. Например, раздел о расходах на образование полностью основан на данных 2018 года.

Итак, вот что можно узнать о российском образовании из доклада ОЭСР.

По уровню расходов на образование Россия — в числе аутсайдеров

Вот как выглядят показатели расходов России на образование за 2018 год в сравнении со средними данными по ОЭСР:

Российское образование по данным ОЭСР: финансовые показатели

5733,6 доллара на одного учащегося школы в год

10 454 доллара в среднем по ОЭСР

9024,1 доллара на одного студента вуза или колледжа в год

17 065 доллара в среднем по ОЭСР

С 2012 по 2018 год расходы на одного учащегося снизились на 0,5%

Выросли на 1,6% в среднем по ОЭСР

3,4% ВВП России в 2018 году составили все расходы на образование (государственные, частные и международные)

4,8% в среднем по странам ОЭСР

При этом в целом, по данным исследования, с 2012 по 2018 год расходы на образование в России росли. Просто число учащихся увеличивалось быстрее: их за это время стало больше на 1,4%, а общая сумма вложений в образование выросла всего на 0,9%. И наоборот: в тех странах, где расходы на одного человека за шесть лет серьёзно выросли, число учащихся просто снизилось. Например, в Литве стало меньше школьников и студентов, и общие расходы сократились. Но расходы в расчёте на каждого учащегося всё равно повысились на 1,7% к 2018 году.

Образование доступно практически всем

А вот с доступностью образования в России всё даже лучше, чем в среднем по ОЭСР.

Российское образование по данным ОЭСР: данные об уровне образования людей в возрасте 25–64 лет *

4,8% — ниже, чем полное среднее

20,9% в среднем по ОЭСР

38,5% — полное среднее

40,8% в среднем по ОЭСР

56,7% — высшее и среднее профессиональное

38,6% в среднем по ОЭСР

* В этом разделе исследования для России приведены данные за 2018 год, для большинства других стран — за 2020-й.

По статистике ОЭСР можно судить, что старшие классы школы (или учреждения среднего профессионального образования, которые обучают на аналогичном уровне) доступны в России практически всем. Во многих гораздо более экономически благополучных европейских странах — например, в Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Швеции — доля людей трудоспособного возраста без полного среднего образования в несколько раз выше.

При этом для России, как и для многих других стран, характерны региональные контрасты по уровню образования: например, разрыв по доле взрослых с высшим и средним профессиональным образованием между разными российскими регионами превышает 30 процентных пунктов. Похожая ситуация в США, Великобритании, Венгрии, Чехии.

Школьники не остаются на второй год

Сроки обучения в школах в разных странах разные, как и продолжительность каникул в течение года.

Российское образование по данным ОЭСР: школа

2393 обязательных учебных часа в начальных классах

4589,7 часа в среднем по ОЭСР

4016 обязательных учебных часов в средних классах

3048,6 часа в среднем по ОЭСР

13,2 недели каникул между учебными годами

Самые длинные летние каникулы в мире. Аналогичные — в Латвии и Чили, длиннее нет нигде

36% обязательных уроков в начальной школе — по чтению и письму

25% в среднем по ОЭСР

9,8% учебных часов посвящено иностранным языкам в средних классах

14,4% в среднем по ОЭСР

0,3% учеников остаются на второй год в средней школе

1,9% в среднем по ОЭСР

0,1% учеников остаются на второй год в старшей школе

2,9% в среднем по ОЭСР

В России самые длинные летние каникулы в мире, но по общей продолжительности перерывов в течение школьного года мы всё равно только на втором месте: Ирландия с 18 неделями отдыха обгоняет всех. Остальные отличия вполне объяснимы различиями в устройстве образовательных систем. Например, в среднем в странах ОЭСР начальное образование продолжается шесть лет, а средняя школа — всего три года, поэтому и обязательные учебные часы между этими уровнями образования распределены иначе, чем у нас.

Сравнительно небольшая учебная нагрузка учителей

Если взглянуть на данные о нагрузке российских учителей, то, на первый взгляд, им грех жаловаться — в других странах она выше. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что тут речь лишь об учебной нагрузке.

Российское образование по данным ОЭСР: нагрузка учителей

23 ребёнка на одного учителя в начальной школе *

14 детей в среднем по ОЭСР

561 час в год работает учитель в классе в начальной школе

791 час в среднем по ОЭСР

483 часа в год — в средних и старших классах

723 и 685 часов соответственно в среднем по ОЭСР

* По России данные 2017 года, по другим странам — в основном 2020-го.

Время в классе (teaching time) в нагрузке российских учителей меньше, чем в других странах, как отмечает директор центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского ВШЭ Сергей Косарецкий, из-за длинных летних каникул. В более продолжительный учебный год в других странах входит больше учебных часов.

А в целом в неделю, если посчитать и другие виды нагрузки, по данным международного исследования TALIS 2018 года, в среднем российские учителя работают на пять часов больше, чем их зарубежные коллеги. Значительная часть рабочей недели не связана с преподаванием в классе: это и подготовка к урокам, и организационная работа.

В образовании работают в основном женщины

В принципе это обычная ситуация — во многих странах мира женщины составляют больше половины преподавателей. Но у нас гендерный дисбаланс проявляется особенно ярко. По данным на 2019 год, Россия однозначно впереди всех учтённых в исследовании стран по доле женщин среди преподавателей.

Российское образование по данным ОЭСР: состав учителей

87% преподавателей на всех уровнях образования — женщины

70% в среднем по ОЭСР

99% в начальном образовании

82,5% в среднем по ОЭСР

82% в основной школе

68% в среднем по ОЭСР

62,4% в высшем и среднем профессиональном образовании

44,2% в среднем по ОЭСР

Примечательно, что доля преподавательниц в вузах и колледжах России выросла с 2005 года больше чем на десять процентных пунктов.

В России мало иностранных студентов

Для России характерен сравнительно невысокий процент зарубежных студентов. И на высоких уровнях образования их доля перед пандемией была особенно удручающе невелика. Причём тут надо учесть, что из обучающихся в России зарубежных студентов почти половина (49%), по оценке ОЭСР, прибывали в Россию из соседних государств, то есть в основном из стран бывшего СССР.

Российское образование по данным ОЭСР: интернационализация

4,2% иностранных студентов на всех уровнях высшего образования

6,8% в среднем по ОЭСР *

5,6% иностранных бакалавров

4,8% в среднем по ОЭСР

5,6% иностранных магистрантов

14% в среднем по ОЭСР

8,6% иностранных аспирантов

22,1% в среднем по ОЭСР

8,8% иностранных студентов приехали из стран с низким доходом **

2,9% в среднем по ОЭСР

* Данные 2019 года для всех стран.

** ОЭСР использует классификацию Всемирного банка. К странам с низкими доходами относят те, где на душу населения приходится ВВП менее 1046 долларов США.

При этом для большинства стран в статистике ОЭСР аспирантура — самый интернациональный уровень высшего образования.

Тема экспорта образования, то есть привлечения к нам на учёбу талантливой молодёжи из других стран, сейчас очень заметна и в российской государственной политике. Одна из подпрограмм госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» — «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», и она нацелена в том числе на это.

Где Россия в тренде

Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:

  • Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
  • Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
  • Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
  • В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.

При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.

Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована