Корректировки внесены в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). Соответствующий приказ Минпросвещения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, ФГОС включает требования к результатам освоения программы за 10–11-е классы. Они посвящены личностным, метапредметным и предметным результатам.
Как изменилась группа личностных результатов
Теперь результаты воспитания разделены на отдельные группы. Например, в перечне числятся патриотические, гражданские, духовно-нравственные, эстетические, физические и трудовые результаты. Есть и отдельная группа, посвящённая ценностям научного познания.
В целом перечень личностных результатов освоения программы значительно расширили. К ним, например, добавили:
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций;
- осознание духовных ценностей российского народа.
К личностным результатам, как и раньше, относится осознание обучающимися российской гражданской идентичности, однако если раньше этот пункт продолжался словами «в поликультурном социуме», то теперь их исключили.
Кроме того, в прошлой редакции документа говорилось, что личностные результаты, в частности, должны отражать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Теперь этих положений нет.
Как скорректировали группу метапредметных результатов
Метапредметные результаты освоения программы тоже описали более подробно и разделили на группы по следующим категориям:
- универсальные учебные познавательные действия;
- универсальные коммуникативные действия;
- универсальные регулятивные действия.
К первой, в числе прочего, например, отнесли развитие критического мышления при решении жизненных проблем. Во второй обозначены навыки общения и совместной деятельности, а в третьей — развитие таких способностей, как самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, а также принятие себя и других людей.
Что насчёт предметных результатов
Из перечня предметов, обязательных для изучения в 10–11-х классах, исключили сразу шесть дисциплин — это:
- астрономия;
- экономика;
- право;
- естествознание;
- «Россия в мире»;
- экология.
Правда, это не значит, что их совсем перестанут изучать. Как объяснили в Минпросвещения, такие предметы, как право и экономика, интегрировали в углублённую программу по обществознанию. А астрономия в полном объёме вошла в программы по физике, причём как базовые, так и углублённые. Естествознание и экологию, в свою очередь, включили в такие предметы, как биология, физика и химия. Содержание предмета «Россия в мире» вошло в программы по истории и обществознанию.
«Важно отметить, поскольку такие предметы, как право, экономика, естествознание, «Россия в мире», астрономия, экология, выбирались школьниками самостоятельно, то темы, изучаемые в их рамках, не включались в контрольно-измерительные материалы всероссийских проверочных работ и Государственной итоговой аттестации. Знания по этим учебным предметам не проверялись. Благодаря утверждению обновлённого ФГОС СОО эта работа будет систематизирована и содержание всех обозначенных во ФГОС учебных предметов будет проверяться в рамках контрольно-измерительных процедур», — уточнили в ведомстве.
Там добавили, что в настоящее время проходит апробацию новый предмет «Россия — моя история» для старшеклассников. Напомним, о грядущем введении этой дисциплины стало известно в июне.