Онлайн-карточки для заучивания новой информации, повторения и самопроверки пользуются популярностью, и группа исследователей из Сингапура и США решила проверить пользу этого инструмента. Речь об онлайн-версии простого приёма, когда на одной стороне карточки записывают термин или иностранное слово, а на другой — его определение (или перевод). В онлайне «перевернуть» карточку можно кликом мышки.
Такие электронные карточки бывают уже готовые (например, на сервисе Quizlet — 500 млн карточек, созданных по разным темам самими студентами, преподавателями и экспертами) или пользователь сервиса может создать их самостоятельно по теме, которую изучает.
Готовые карточки, судя по приведённому исследователями опросу, популярнее создания собственных: их предпочитают 56% студентов. Однако у самостоятельно сгенерированных электронных карточек есть преимущество — чтобы их создать, нужно как минимум выбрать из изучаемого материала нужную информацию и организовать её определённым образом, то есть как-то с ней поработать. Исследователи предположили, что для запоминания информации это полезнее, и проверили свою гипотезу. Результаты эксперимента они опубликовали в журнале «Прикладные исследования в области памяти и познания» (Journal of Applied Research in Memory and Cognition).
Как проходило исследование
Учёные провели шесть экспериментов с участием университетских студентов. Каждый эксперимент предполагал два этапа.
На первом этапе студентов просили прочесть отрывок текста примерно на 500 слов (про искусство экспрессионизма или про Древний Рим), а затем либо создать электронные карточки на его основе, либо воспользоваться уже готовыми электронными карточками и повторить по ним термины из текста. В каждом отрывке было по десять выделенных курсивом терминов и объяснений к ним в одно предложение — их и надо было выучить. На запоминание и практику давали 20–25 минут.
Второй этап эксперимента проходил через 48 часов: с помощью тестирования из 40 вопросов исследователи проверяли, запомнили ли студенты информацию из карточек и могут ли её применять.
В разных экспериментах исследователи проверили разные способы создания карточек:
- студенты переписывали определения из учебных материалов в карточки слово в слово;
- студенты просто копировали определения из учебных материалов и вставляли в карточки;
- студенты на базе учебных материалов самостоятельно формулировали текст для карточек;
- студенты придумывали и записывали пример использования конкретного термина в новой ситуации.
В каждой группе принимало участие от 54 до 95 человек. Их результаты сравнивали с результатами тех, кто пользовался готовыми карточками.
Во всех случаях, когда участники самостоятельно готовили карточки, времени на повторение определений по этим карточкам им давали примерно в два раза меньше, чем тем, кто пользовался готовыми карточками, — ведь и сама подготовка карточек тоже представляла собой умственную работу с учебным материалом, а значит, она должна способствовать запоминанию.
Что получилось
Во всех случаях у студентов, которые самостоятельно создавали карточки, результаты теста действительно получились лучше, чем у тех, кто пользовался готовыми карточками. Правда, в том случае, когда они переписывали определения, разница была не особо заметной, в случае с простым копированием — уже более значимой, а наиболее выраженной — когда студенты сами формулировали определения для карточек. Это проявлялось как в вопросах на запоминание, так и в вопросах на применение новых терминов. Причём с вопросами на применение терминов те, кто сам формулировал определения, справились лучше тех, кто придумывал примеры использования.
В двух экспериментах исследователи учли и то, что готовые карточки на онлайн-сервисах (особенно если их сделали другие, то есть такие же учащиеся) могут попадаться разного качества. Поэтому они предложили участникам эксперимента карточки с терминами, которые в предыдущем эксперименте сформулировали другие студенты. Но одной группе дали удачные карточки (там определения были сформулированы довольно точно, хотя и не слово в слово с оригинальным текстом из учебника), а другой группе — карточки с не очень точными формулировками.
На этот раз участники, пользовавшиеся самостоятельно созданными карточками, тоже выполнили тест лучше тех, кто пользовался готовыми. Разница была заметнее всего в сравнении с участниками, которые пользовались карточками с не очень точными определениями. Проще говоря, им карточки пошли на пользу меньше всех.
Что означают результаты экспериментов
Учить материал по самостоятельно созданным карточкам оказалось эффективнее, чем по готовым. В среднем участники, которые их готовили сами, справлялись с тестами на 10% лучше — то есть в стандартных учебных условиях их отметка была бы на балл выше, отмечают авторы исследования. Хотя времени на подготовку они, конечно, тратили больше. При этом переписывание или просто копирование определений из учебных материалов в карточки оказалось менее эффективным для запоминания, чем самостоятельное переформулирование.
Правда, исследователи делают важную оговорку: существует множество условий для использования таких онлайн-карточек, и результаты нельзя распространять на все случаи. Например, если преподаватель сам предлагает карточки студентам и просит учить материал по ним, то вполне возможно, что стоит воспользоваться его советом.
Ранее мы рассказывали о регулярном применении учебных тестов с низкими ставками (то есть таких, которые не влияют критически на итоговую оценку) для вовлечения учащихся и лучшего запоминания материала.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!