Образование
#новости

Исследователи выяснили, почему обучение на двух языках может быть неэффективно

Оказалось, что иногда лучше учиться только на иностранном языке, чем на родном и иностранном (даже в начальной школе).

В причинах проблем, связанных с обучением по двуязычным школьным программам, разбирались учёные из Университета Торонто в Канаде и Университета Феликса-Уфуэ-Буаньи в Кот-д’Ивуаре. Статья с их выводами опубликована в International Journal of Bilingual Education and Bilingualism.

Какие двуязычные программы исследовали

Речь о программах школьного обучения, широко распространённых в государствах Африки. Во многих африканских странах в повседневной жизни активно используется множество местных языков, причём носители ни одного из них не составляют большинство в населении. Как государственный при этом установлен один из европейских языков. Например, для изученных исследователями западноафриканских Нигера, Сенегала, Мали, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара и Камеруна официальным остаётся (или оставался до недавнего времени) французский.

Школьное обучение в этих странах зачастую тоже франкоязычное, но с 1970-х в них тестируют и внедряют более гибкие билингвальные модели. Применяются разные подходы, но суть обычно в том, что в начальной школе дети начинают обучение на одном из африканских языков — на родном или на более распространённом местном, например на языке бауле в Кот-д’Ивуаре. К средним классам программа полностью или частично переходит на французский.

В своём предыдущем исследовании учёные из этой же команды измерили уровень владения языками и умение читать у школьников в Кот-д’Ивуаре, а также провели интервью с местными учителями. Тогда они обнаружили, что дети, которые учатся только на французском, лучше осваивают навыки чтения, чем ученики двуязычных школ, и опережают их по устному владению языками (не только французским, но и местным!). Чтобы разобраться в причинах этого, исследователи сравнили свои данные с информацией из других государств Западной Африки, полученной в ходе обзора литературы и анализа официальной статистики.

С какими проблемами сталкивается билингвальное обучение

Оказалось, что в некоторых странах континента складывается противоположная ситуация. Например, в Буркина-Фасо и Сенегале те, кто учился по двуязычной программе, показали более высокие результаты. В других случаях, например в Мали, на одной из программ двуязычного обучения дети, напротив, достигали худших результатов, чем в традиционных французских школах.

Анализ показал, что во всех странах при введении двуязычных программ сталкивались с похожими проблемами — с нехваткой ресурсов на внедрение и с недостаточной поддержкой со стороны педагогического сообщества и части населения. Школам не хватало учебных материалов на местных языках, а учителя не были подготовлены к тому, чтобы их преподавать. То есть некоторые из новых двуязычных программ просто не проработали должным образом, прежде чем начать по ним обучение. И логично, что работавшие в лучших условиях французские школы дали лучшие результаты.

Исследователи считают, что эффект от обучения на двух языках может быть позитивным, но недостаточно просто открыть к нему доступ. Нужно учесть характерные для конкретной страны социокультурные факторы и обеспечить школам достаточные ресурсы, в том числе на переподготовку педагогов. Иначе введение двуязычных программ может остаться только на бумаге: такие примеры в западноафриканских странах тоже нашлись.

Ранее стало известно, что преподавание вузовских предметов на английском может вредить успеваемости. Шведские студенты, которые проходили вводный курс по программированию на английском языке, получали результаты хуже, чем те, кто учился на родном шведском.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована