Образование
#новости

Исследована эффективность раннего начала изучения английского языка

Немецкие школьники, которые учили английский с первого класса, увереннее владеют им к окончанию средней школы, чем те, кто начал изучать позднее.

Кто и как проводил исследование

Маркус Риттер и Изабель ван Акерн из Рурского университета в Бохуме, Нильс Йекель из Оулуского университета, а также Михаэль Шуриг из Технического университета в Дортмунде опубликовали результаты исследования в научном журнале System.

Как утверждают авторы, хотя раннее изучение языка становится всё популярнее в школах Европы, Азии, Америки и Австралии, у этого подхода до сих пор не хватает эмпирических доказательств эффективности. И даже напротив — по словам учёных, большинство научных работ подтверждают преимущества более позднего начала изучения языка.

Риттер, ван Акерн, Йекель и Шуриг решили самостоятельно проанализировать, как связаны возраст, в котором дети начали учить иностранный язык, и владение языковыми навыками в средней школе. Для этого они оценили навыки аудирования и понимания прочитанного у 2827 немецких школьников. Часть из них начала учить английский в первом классе, в возрасте 6–7 лет (группа раннего изучения, РИ). Другие — в третьем классе, в 8–9 лет (группа позднего изучения, ПИ), и по сравнению с первой группой они изучали английский на 105 часов меньше. Языковые навыки оценивались у пятиклассников, семиклассников и девятиклассников.

Какие результаты получились

В тестах, предложенных школьникам после чтения или прослушивания текста на английском, содержались задания на множественный выбор и на завершение фразы, а также задания с открытым ответом. Результаты оказались следующими:

  • В пятом классе группа РИ показала более высокие результаты в чтении и аудировании, чем группа ПИ.
  • В седьмом классе школьники, которые начали учить английский позже, догнали сверстников из группы РИ в аудировании и превзошли в понимании прочитанного.
  • В девятом результаты снова изменились: со всеми типами заданий лучше справлялись ребята, изучавшие английский с первого класса.

Существенных различий между школьниками разных полов, разного уровня дохода и культурного капитала семьи исследователи не выявили.

Почему исследователи не спешат делать однозначные выводы

Разница в результатах между классами, по мнению учёных, может объясняться тем, что, хотя в пятом классе ребята из группы РИ обгоняли сверстников из группы ПИ благодаря большему количеству занятий в начальной школе, этот эффект оказался кратковременным. Как утверждают исследователи, языковая программа в немецкой средней школе в первую очередь рассчитана на ребят из классов с поздним изучением английского и практически не использует потенциал школьников из группы РИ.

К тому же, по словам учёных, у группы ПИ есть преимущество, так как к началу изучения английского третьеклассники увереннее владеют грамматическими конструкциями родного языка, что облегчает изучение иностранного, и обладают более развитыми когнитивными способностями по сравнению с первоклассниками. Возможно, поэтому в пятом классе обе группы довольно быстро сравнялись в результатах.

Но почему тесты показали опережение по языковым навыкам у ребят из группы РИ в девятом классе? И почему эти результаты противоречат данным прошлых исследований? На эти вопросы учёные пока затрудняются ответить. Причина может быть в особенностях мотивации, изменениях в методике преподавания, возросшим опытом учителей в работе с группой РИ или в чём-нибудь совершенно другом — по словам Риттера, ван Акерн, Йекеля и Шурига, требуется дальнейшее изучение этой темы. А пока, до получения новых данных, исследователи предостерегают от принятия поспешных решений и радикальных изменений существующих программ обучения английскому.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована