Образование
#новости

Исследователи выяснили, как разные методы обучения влияют на мотивацию учащихся

Проектное и проблемно-ориентированное обучение, как и кейс-метод, оказались эффективнее традиционного подхода.

Голландские исследователи изучили, как различные подходы к преподаванию влияют на учебную мотивацию учащихся. Для этого они проанализировали 132 ранее вышедшие научные работы. Результаты опубликованы в журнале Educational Psychology Review.

Какие именно методы сравнивали

Для метаанализа учёные отбирали работы, в которых с традиционным методом преподавания (его в статье называют ориентированным на преподавателя или лекционным) сравнивали один из трёх методов, ориентированных на активность учащихся, — проблемно-ориентированное, проектное и кейс-обучение (кейс-стади).

Во всех отобранных работах эти методы оценивали по их влиянию на мотивацию учеников школ или студентов вузов к учёбе. Общее количество участников в исследованиях, результаты которых повторно проанализировали учёные, превысило 20 тысяч.

Исследователей интересовало, действительно ли ориентированные на учащихся подходы усиливают учебную мотивацию по сравнению с традиционным подходом, и если да, то каким образом и в каких условиях это происходит.

Какие результаты получили

Выяснилось, что у всех трёх ориентированных на учащихся методов есть положительное влияние на мотивацию то есть при их использовании она выше, чем при обычном лекционном подходе. Но нельзя сказать, что эффект очень сильный. В разных выборках он варьировался от небольшого до умеренного. Разницы в эффективности между тремя изученными методами также не обнаружили.

Более детальный анализ показал, что применение подходов, основанных на проблемах, проектах или кейсах, очень мало влияет на характер мотивации учащихся — то есть на то, внутренняя она в итоге или внешняя. Более яркие изменения происходили с другими компонентами мотивации: при переходе на проблемно-ориентированное, проектное или кейс-обучение учащиеся более позитивно воспринимают собственные способности к изучаемому предмету и считают его более важным и значимым.

Кроме того, влияние новых методов на мотивацию сильно зависит от условий их внедрения. Так, мотивация учащихся увеличивалась заметнее всего, когда новые подходы внедряли на уровне не целой программы, а отдельных курсов.

А ещё такое обучение оказалось наиболее эффективно в STEM-дисциплинах и в медицинском образовании. Исследователи объясняют, что обучение в этих сферах обычно теснее, чем в других, связано с практическим применением знаний и навыков. В других предметных областях мотивация учащихся повышалась не так заметно.

Методы проектного, проблемно-ориентированного и кейс-обучения, по мнению авторов, могут применяться на всех уровнях образования. Но школьникам, особенно младшего возраста, перед внедрением таких методов, скорее всего, требуется дополнительная подготовка. Без этого они могут не справиться с планированием самостоятельной работы. Специальная подготовка требуется и преподавателям, особенно школьным учителям, поскольку применение ориентированных на учащихся подходов подразумевает переключение на новую роль — не лектора, а координатора или коуча.

Ранее российские исследователи выделили стили мотивирования учащихся, применяемые российскими учителями. В России, как и в других странах, самыми распространёнными оказались поддерживающий автономию и структурирующий стиль. Поддерживающий автономию стиль подразумевает, что учитель стремится понять и учесть интересы учащихся, чтобы они добровольно включались в учебный процесс. А структурирующий стиль основан на понимании учителем возможностей учеников. Его суть — в предоставлении педагогом руководства, учебных стратегий и поддержки.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована