Работу провело одно из ведущих исследовательских издательств в мире Taylor&Francis. Результаты исследования опубликованы в журнале Annals of Human Biology.
Что изучали
До этого некоторые исследования подтвердили, что у учащихся есть обе упомянутых проблемы. А новая работа — одна из первых попыток установить между ними связь.
Это часть лонгитюдного исследования образа жизни и здоровья учащихся вузов. В роли респондентов выступили 1113 студентов и аспирантов в возрасте от 16 до 25 лет, которые обучались на разных факультетах в Федеральном университете Мату-Гросу в Бразилии.
Что выяснили
Оказалось, что качество сна и психологическое состояние действительно связаны между собой: 65,5% сообщили о проблемах с режимом, а 55% — о том, что подвержены чрезмерной сонливости днём, и обе этих группы вдвое чаще по сравнению с остальными были в депрессии или испытывали стресс. Кроме того, те, у кого наблюдались симптомы депрессии, почти в четыре раза чаще страдали из-за нарушений сна. Получается, что как нарушения сна могут стать причиной психологических проблем, и наоборот.
А ещё исследователи обнаружили, что обе проблемы чаще наблюдаются у девушек, а не у юношей.
Кроме того, выявили связь между нарушениями сна и профильной дисциплиной учебного курса. У студентов, изучающих биологические и медицинские науки, чаще наблюдается эта проблема по сравнению с теми, кто изучает социальные и гуманитарные науки.
Исследователи считают, что стресс часто связан с университетской средой как таковой. Во-первых, многие ребята переезжают в другой город из-за учёбы и начинают жить самостоятельно. Во-вторых, они в этот период обычно ведут активную социальную жизнь, которая нередко становится причиной недосыпа. В-третьих, они переживают за оценки.
В результате многие учащиеся сталкиваются с проблемами внимания и восприятия, которые могут влиять на успеваемость. Недосып, в свою очередь, нередко становится причиной прогулов. Эти факторы могут стать причиной отчисления.
В связи с этими выводами авторы работы призывают руководство вузов поощрять позитивные привычки сна и работать над предупреждением психологических проблем у студентов.
«Крайне важно оценивать и контролировать привычки ко сну, психическое здоровье и качество жизни студентов, чтобы снизить риск развития у них других хронических заболеваний», — подчёркивают исследователи.
Правда, рекомендаций на тему того, каким образом вузы должны влиять помогать учащимся справиться с нарушениями сна, исследователи не подготовили.
Кстати, ранее учёные решили выяснить, как дистант сказывается на режиме сна студентов. Предполагалось, что раз им не нужно тратить время на дорогу до университета, то, вероятно, они стали лучше высыпаться. Однако оказалось, что с переходом на удалёнку они стали ложиться ещё позже.
А ещё известно, что у многих студентов есть психологические проблемы уже к поступлению в университет. Так, исследователи из РАО узнали, что более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы.
Какие меры уже предпринимают
В Великобритании уже озаботились состоянием ментального здоровья учащихся — там решено выделить более 17 млн фунтов стерлингов на их психологическую поддержку.
В России же введение подобных мер в основном носит рекомендательный характер, по крайней мере касательно вузов. Например, в октябре СПЧ подготовил перечень идей на тему того, как предотвращать шутинг в учебных заведениях. Например, предлагается разработать и принять концепцию психологической поддержки в системах среднего и высшего образования. Она должна содержать комплекс мер по противодействию буллингу и по выявлению детей и подростков, склонных к деструктивному поведению, а также рекомендации по эффективной работе с ними.