Такие результаты исследователи из Великобритании и Норвегии получили, изучив причинно-следственные связи между уровнем образования, интеллектом и благополучием. Особенность работы в том, что в ней впервые объединили данные долгосрочных наблюдений с генетической информацией. Статья об исследовании опубликована в журнале NPJ Mental Health Research.
Почему учёных заинтересовала связь образования, интеллекта и благополучия
Из предыдущих исследований известно, что более высокие уровни образования — например, наличие университетского диплома — связаны с более высоким качеством жизни и даже с её продолжительностью. Но они не позволяли сказать, что здесь причина, а что следствие. Иначе говоря, оставался вопрос: это образование делает людей более здоровыми и счастливыми или те, кому повезло быть психологически и физически здоровыми и благополучными, больше внимания и времени уделяют образованию? Ведь удовлетворённость жизнью, а также склонность к хорошему настроению и низкому уровню невротизма и депрессивности (всё это — составляющие психологического благополучия) во многом определяются генами.
А ещё есть версия, что уровни образования и благополучия на самом деле связаны не потому, что одно влияет на другое, а потому, что обе эти характеристики зависят от третьей — от уровня интеллекта. И если это так, то нет смысла расширять доступ к высшему образованию — нужно искать другие способы развивать именно когнитивные способности, а уже они повлияют и на уровень образования, и на благополучие.
Чтобы распутать эти сложные взаимосвязи, авторы нового исследования воспользовались результатами трёх вышедших с 2016 года работ, посвящённых поиску в ДНК сотен тысяч европейцев генетических вариантов, связанных с благополучием, интеллектом и уровнем образования. Оказалось, что уровень образования тоже можно связать с особенностями генов — люди с одними вариантами учатся дольше, чем другие. В рамках нового исследования учёные сопоставили данные о таких генетических изменениях и определили, какие из них наиболее важны и оказывают влияние на остальные характеристики.
Второй частью работы стал анализ результатов наблюдений. Их взяли из лонгитюдного исследования родителей и детей в графстве Эйвон в Великобритании (ALSPAC), стартовавшего в 1991 году. Изначально в него включили почти 15 тысяч семей, но полные данные об образовательном уровне, интеллекте и благополучии к 26 годам (когда проводились последние опросы по проекту) были доступны только для 3800. Это результаты оценки интеллекта детей в восемь лет, уровень их счастья и удовлетворённости жизнью в 26 лет, а также информация о наибольшем достигнутом уровне образования.
Какие результаты показало исследование
Анализ всех данных привёл к следующим выводам:
- Уровень образования и интеллект влияют друг на друга взаимно, но влияние образования сильнее.
- Взаимосвязь между уровнем образования и благополучием также оказалась двунаправленной, но в этом случае роль благополучия выше. При этом для женщин выявлен более заметный, чем для мужчин, положительный эффект высокого уровня образования на благополучие.
- Интеллект на благополучие влияет отрицательно! Такой результат получается, если анализировать его отдельно от уровня образования.
- У окончивших университеты женщин в выборке ALSPAC существенно выше уровень удовлетворённости жизнью и уровень счастья, чем у их ровесниц без высшего образования.
- Для мужчин из проекта ALSPAC такого эффекта не нашли — на их счастье университетский диплом даже оказывал небольшое негативное влияние.
Что всё это значит? Во-первых, исследователей заинтересовала разница между полами: для женщин высшее образование как будто оказалось полезнее, чем для мужчин. Возможно, это связано с различиями в социализации: предыдущие работы показали, что уровень счастья и степень удовлетворённости у женщин больше зависит от общения, чем у мужчин. А образование позволяет наряду с навыками формировать широкие социальные связи и выходить за пределы повседневного круга общения. Авторы отмечают, что если будущие исследования подтвердят эту гипотезу, то будет полезно разработать для студентов-мужчин дополнительные форматы поддержки.
Во-вторых, интересной находкой стало негативное влияние высокого интеллекта на благополучие. По мнению исследователей, это может отражать скрытую предрасположенность к размышлениям и беспокойству, о которой часто сообщают высокоинтеллектуальные люди.
Ещё одно предположение в том, что люди с высоким интеллектом тяжелее переживают ситуацию, когда у них не получается достичь высокого уровня образования. Поскольку доступ к образованию неравный (а заметная часть генетических данных для исследования происходила из Великобритании, где высшее образование платное), учиться в университетах удаётся далеко не всем, независимо от природного ума. И на тех, кто чувствовал в себе задатки к образованию, это влияет особенно негативно.
В целом по объединённым результатам генетических и наблюдательных исследований исследователи сделали следующие выводы: для будущего благополучия молодых людей им важно получать образование, в том числе высшее. Обучение влияет на удолетворённость жизнью и ощущение счастья сильнее, чем измеренный в детстве уровень интеллекта.
Ранее британские исследователи показали, что уровень психологического благополучия также можно предсказать по оценкам за экзамены в школе.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее