Исследователи из Университета Бата (Великобритания) сделали вывод, что кастомизация персонажа-преподавателя в виртуальной среде может помочь людям лучше учиться с помощью VR. По крайней мере если речь идёт об обучении психомоторным (то есть двигательным) навыкам. Результаты их экспериментов опубликованы в сборнике конференции о человеческом факторе в компьютерных системах (2023 Conference on Human Factors in Computing Systems).
В научной литературе достаточно примеров, подтверждающих, что схожесть внешних черт преподавателя и учащегося может позитивно влиять на результаты обучения, отметили авторы исследования, но в иммерсивной среде этот эффект ещё мало исследован.
Именно поэтому специалисты Университета Бата решили проверить, способна ли повлиять минимальная кастомизация аватара-преподавателя (то есть возможность хотя бы в общих чертах настроить его образ под пользователя) на обучение психомоторным навыкам. Ещё они выясняли, будут ли отличаться результаты в зависимости от того, как именно учат пользователей — в очках виртуальной реальности или через демонстрацию уроков на обычном экране в Zoom.
Как проходил эксперимент
Участие в исследовании принимали 97 человек. Всем им предложили разучить несколько танцевальных движений под руководством аватара виртуального инструктора.
Первая группа (59 человек) разучивала движения с аватаром инструктора в Zoom, а вторая (38 человек) — с аватаром инструктора в университетской лаборатории, надев VR-очки. У исследователей была возможность в обеих группах настраивать для разных участников занятий разные образы аватара-преподавателя, в том числе выбирать, какой у преподавателя будет пол, а также цвет кожи и волос. Поэтому в обеих группах каждый участник разучивал движения по два раза — с аватаром-инструктором, который был чем-то похож на него (тот же пол, цвет кожи и волос), и с аватаром-инструктором, не похожим на него. После каждого короткого урока его участники заполняли специальный опросник, а в конце эксперимента с некоторыми из них исследователи побеседовали.
Какие выводы сделали исследователи
Количественный анализ результатов опроса показал, что людям оказалось проще разучивать новые движения с похожим на них инструктором-аватаром. При этом такой эффект проявился именно у занятий в VR-очках — а в Zoom-занятиях, которые участники смотрели на экране компьютера, схожесть с преподавателем или различие с ним не сыграло для участников особенной роли.
Анализ интервью подтвердил, что участникам было легче повторять движения за похожим на них инструктором. Исследователи выделили несколько причин:
- благодаря внешней схожести люди лучше представляли, как выглядят со стороны и как будет выглядеть следующее движение;
- физическое сходство с инструктором добавляло учащимся уверенности в своих силах;
- люди просто получали больше удовольствия от взаимодействия с похожим на себя преподавателем.
Наиболее важное значение имел пол инструктора: людям оказалось комфортнее и не так страшно разучивать танец с аватаром одного с ними пола. Особенно это касалось женщин. Значимыми оказались также возраст, фигура и рост (причём последние две особенности авторы исследования изначально не учитывали). А вот цвет волос и кожи особого значения не имели.
Правда, некоторые участники эксперимента сообщили, что хотели бы иметь больше выбора для детализации образа аватара-инструктора вплоть до возможности изменить причёску или, например, добавить бороду. Однако в целом возможность даже минимальной настройки аватара участники посчитали для себя достаточной.
Примечательно, что свою роль сыграли и стереотипы: так, некоторые восприняли непохожего на себя инструктора как более профессионального — возможно, потому, что мы в жизни мы не выбираем преподавателей по внешности, так что несхожесть казалась более привычной ситуацией. Такие участники считали, что получили меньше пользы от аватаров-инструкторов, похожих на них.
В целом исследователи пришли к выводу, что обучение с настраиваемыми аватарами-инструкторами — многообещающий метод обучения, который будет полезен разработчикам программ в VR.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Можно ли сделать онлайн-курс с дипфейком какой-нибудь знаменитости?
- Сотрудники Bank of America учатся в виртуальной реальности быстрее, чем в обычной
- Можно ли научить гибким навыкам виртуально?
- Как в школах и вузах учат с помощью виртуальной и дополненной реальности
- Эксперты рассказали, как использовать метавселенные в корпоративном обучении