Образование EdTech
#новости

Исследование: учиться в VR легче, если аватар инструктора внешне похож на учащегося

Возможность даже минимально настроить внешность виртуального инструктора под себя может повысить удовлетворённость обучением.

Исследователи из Университета Бата (Великобритания) сделали вывод, что кастомизация персонажа-преподавателя в виртуальной среде может помочь людям лучше учиться с помощью VR. По крайней мере если речь идёт об обучении психомоторным (то есть двигательным) навыкам. Результаты их экспериментов опубликованы в сборнике конференции о человеческом факторе в компьютерных системах (2023 Conference on Human Factors in Computing Systems).

В научной литературе достаточно примеров, подтверждающих, что схожесть внешних черт преподавателя и учащегося может позитивно влиять на результаты обучения, отметили авторы исследования, но в иммерсивной среде этот эффект ещё мало исследован.

Именно поэтому специалисты Университета Бата решили проверить, способна ли повлиять минимальная кастомизация аватара-преподавателя (то есть возможность хотя бы в общих чертах настроить его образ под пользователя) на обучение психомоторным навыкам. Ещё они выясняли, будут ли отличаться результаты в зависимости от того, как именно учат пользователей — в очках виртуальной реальности или через демонстрацию уроков на обычном экране в Zoom.

Как проходил эксперимент

Участие в исследовании принимали 97 человек. Всем им предложили разучить несколько танцевальных движений под руководством аватара виртуального инструктора.

Первая группа (59 человек) разучивала движения с аватаром инструктора в Zoom, а вторая (38 человек) — с аватаром инструктора в университетской лаборатории, надев VR-очки. У исследователей была возможность в обеих группах настраивать для разных участников занятий разные образы аватара-преподавателя, в том числе выбирать, какой у преподавателя будет пол, а также цвет кожи и волос. Поэтому в обеих группах каждый участник разучивал движения по два раза — с аватаром-инструктором, который был чем-то похож на него (тот же пол, цвет кожи и волос), и с аватаром-инструктором, не похожим на него. После каждого короткого урока его участники заполняли специальный опросник, а в конце эксперимента с некоторыми из них исследователи побеседовали.

Какие выводы сделали исследователи

Количественный анализ результатов опроса показал, что людям оказалось проще разучивать новые движения с похожим на них инструктором-аватаром. При этом такой эффект проявился именно у занятий в VR-очках — а в Zoom-занятиях, которые участники смотрели на экране компьютера, схожесть с преподавателем или различие с ним не сыграло для участников особенной роли.

Анализ интервью подтвердил, что участникам было легче повторять движения за похожим на них инструктором. Исследователи выделили несколько причин:

  • благодаря внешней схожести люди лучше представляли, как выглядят со стороны и как будет выглядеть следующее движение;
  • физическое сходство с инструктором добавляло учащимся уверенности в своих силах;
  • люди просто получали больше удовольствия от взаимодействия с похожим на себя преподавателем.

Наиболее важное значение имел пол инструктора: людям оказалось комфортнее и не так страшно разучивать танец с аватаром одного с ними пола. Особенно это касалось женщин. Значимыми оказались также возраст, фигура и рост (причём последние две особенности авторы исследования изначально не учитывали). А вот цвет волос и кожи особого значения не имели.

Правда, некоторые участники эксперимента сообщили, что хотели бы иметь больше выбора для детализации образа аватара-инструктора вплоть до возможности изменить причёску или, например, добавить бороду. Однако в целом возможность даже минимальной настройки аватара участники посчитали для себя достаточной.

Примечательно, что свою роль сыграли и стереотипы: так, некоторые восприняли непохожего на себя инструктора как более профессионального — возможно, потому, что мы в жизни мы не выбираем преподавателей по внешности, так что несхожесть казалась более привычной ситуацией. Такие участники считали, что получили меньше пользы от аватаров-инструкторов, похожих на них.

В целом исследователи пришли к выводу, что обучение с настраиваемыми аватарами-инструкторами — многообещающий метод обучения, который будет полезен разработчикам программ в VR.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована