Вышел информационный бюллетень Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования» №18. Там собрана аналитика о том, как студенты российских вузов совмещают работу с учёбой.
Участниками исследования стали 18 тысяч человек, обучавшиеся в 2019/2020 учебном году в очной форме по программам бакалавриата (11 676 человек), специалитета (3030) и магистратуры (2979).
Когда студенты начинают работать
Оказалось, что опыт совмещения работы и учёбы имеют 55% опрошенных бакалавров и специалистов, а также 84% магистрантов. То есть совмещать работу с учёбой в магистратуре — нормальный сценарий.
Более половины бакалавров и специалистов начали работать уже на первом-втором курсе. А почти треть опрошенных из этой группы трудоустроились ещё до поступления в вуз. Что касается магистрантов, то чаще всего они начинали работать до поступления на вторую ступень высшего образования (то есть ещё в бакалавриате) или на её первом курсе.
В то же время доля магистрантов, трудоустроившихся ещё на младших курсах бакалавриата или специалитета, оказалась более чем вдвое меньше доли студентов бакалавриата и специалитета, которые тоже начали работать на младших курсах, — всего 22% против 52%.
Исследователи связывают такую разницу с тем, что в магистратуру стремятся более мотивированные на учёбу студенты. Такие ребята обычно предпочитают на младших курсах концентрироваться на занятиях, не отвлекаясь на другие аспекты. Ещё одна возможная причина: рано начинают работать те, кто не планирует продолжение академического трека. Такой вывод авторы мониторинга сделали, поскольку эти студенты по факту жертвуют учебным временем, предназначенным для получения фундаментальных профессиональных знаний.
Интересно, что картина меняется в зависимости от того, какое направление изучают студенты. Например, самый высокий процент работающих бакалавров — на программах, связанных с искусством и культурой. А из магистрантов чаще всего работают те, кто изучает науки об обществе.
А ещё выяснилось, что молодые люди чуть чаще, чем девушки, совмещают работу и учёбу: из учащихся на бакалавриате или в специалитете работает 58% парней и 54% девушек, а вот в магистратуре ситуация почти не отличается — 85% и 84%.
Какая доля студентов работает по специальности
Конечно, максимальную пользу совмещение работы с учёбой приносит, когда занимаемая должность соответствует получаемой специальности. Однако только 38% учащихся бакалавриата и специалитета работали в той же сфере, которую изучали. Среди магистрантов эта доля выше — 67%. Кстати, у парней получалось устроиться по специальности чуть чаще (хотя и незначительно), чем у девушек: 39% против 36% на бакалавриате и специалитете и 69% против 63% в магистратуре.
Чаще всего по профилю работают будущие бакалавры и специалисты, изучающие искусство и культуру, а среди магистрантов — педагоги.
Почему студенты выходят на рынок труда
Большинство бакалавров работают во время учёбы из-за недостатка денег. И хотя магистранты тоже нередко руководствуются этим мотивом, у них значимую роль играет также желание приобрести опыт работы по специальности.
При этом устроиться на работу по специальности магистрантам проще: у них ведь уже есть диплом о высшем образовании, а это значит, что работодатели нанимают их охотнее в качестве полноценных специалистов, а не низкоквалифицированных.
Как подработка влияет на успеваемость
По сравнению со студентами бакалавриата и специалитета работающие магистранты чаще имеют хорошие и отличные оценки, а также реже отправляются на пересдачи. Авторы исследования, опять же, связывают это с тем, что в магистратуру в принципе приходят студенты с более высокой мотивацией учиться.
В целом совмещение трудовой деятельности и учёбы не мешает студентам (как первой, так и второй ступени высшего образования) иметь хорошую успеваемость. Так, среди бакалавров и специалистов, которые учатся на «отлично», 59% успевают ещё и работать, что выше среднего показателя совмещения работы и учёбы. А среди магистрантов-отличников этот показатель составляет 81%, что лишь немногим ниже средних показателей для этого уровня образования.
Кстати, наличие хороших оценок может быть напрямую связано с работой по специальности: среди работающих отличников первого уровня высшего образования 47% трудоустроено по специальности. Среди магистрантов этот показатель составляет 69%. В общем-то, это логично: с одной стороны, развитые благодаря учёбе профессиональные и социальные навыки помогают найти работу по специальности. С другой — работа по специальности благотворно сказывается на формировании профессиональных компетенций, которые важны для хорошей успеваемости
И ещё одно любопытное наблюдение: среди работающих во время учёбы студентов те, кто трудится по специальности, чаще планируют работать по специальности и после выпуска. А среди тех, кто работал не по специальности, больше всего уверенных в том, что и после выпуска они по полученной профессии работать не станут.
Кстати, в апреле прошлого года опрос рекрутингового сервиса SuperJob показал, что только 40% россиян работают по профессии после окончания вуза. А АНО «Россия — страна возможностей» и ГК «ЭФКО» выяснили в июне, что 46% студентов нравятся выбранные специальности. И 40% признались, что они не уверены, будут ли строить карьеру в той же сфере.
Что касается подработки, то в январе этого года сервис по поиску работы hh.ru узнал, кем чаще всего работают российские студенты. Оказалось, что обычно они претендуют на позиции менеджеров по продажам и по работе с клиентами. В мониторинге НИУ ВШЭ данные о характере работы тоже есть: 37% студентов бакалавриата и специалитета работают в сфере услуг (торговля, ремонт, транспорт и так далее) и 22% — на вспомогательных должностях в офисе (курьер, секретарь и так далее).