Образование
#Тесты

Игра в слова: что буквально означают «урок», «факультет» и ещё 8 слов про обучение?

Спойлер: скорее всего, они значат не совсем то, что вы думали. Давайте поиграем в угадайку!

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Образование, как любая серьёзная сфера человеческой деятельности, изобилует множеством специальных понятий. Даже для обозначения мест, где люди учатся, и разных типов учебных занятий существуют свои термины. Мы настолько привыкли к их современному значению, что обычно даже не задумываемся, что же эти слова подразумевали изначально. Но если копнуть, вскрываются очень интересные вещи.
Перед вами будет десять вопросов, связанных с первоначальным значением знакомых вам слов из мира образования. Попробуйте где-то догадаться логически, а где-то просто угадать правильный вариант. Честно признаёмся — если вы не филолог, и не историк, и не крупный эрудит, то иначе просто не получится. Помните: этот тест — не проверка знаний, а способ узнать что-то новое и интересное!
Начать угадывать
Что означало слово «школа» в том языке, в котором оно изначально появилось?

Слово «школа» происходит от древнегреческого σχολή (звучало примерно как «скхолэ»), из которого попало сначала в латинский, а уже оттуда — во многие европейские языки. Считается, что в русский оно было занесено через польский.
Как объясняется в этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера, это греческое слово изначально означало «досуг», то есть занятия в свободное время. Позже появилось другое значение: непринуждённая беседа, а также место для беседы.
То же значение — «досуг», «праздность» — отмечается в итальянском и немецком словарях, объясняющих этимологию слов scuola (итал.) и schule (нем.). Известно также, что в древнеримских термах места рядом с купальней, где люди ожидали своей очереди (наверняка болтая при этом друг с другом), назывались schola labri — купальный досуг.
Как же досуг превратился в место для учёбы? Тут надо вспомнить, как популярны были в Древней Греции философы. Послушать их умные мысли, а то и поспорить с ними, собиралось немало людей. Это был интеллектуальный досуг — примерно как мы сейчас слушаем лекции на интересные нам темы просто так, для саморазвития и из любопытства. Ну а поскольку всякий уважаемый философ имел круг учеников, слово постепенно закрепилось для обозначения мест, где учат и учатся.
Слово «школа» происходит от древнегреческого σχολή (звучало примерно как «скхолэ»), из которого попало сначала в латинский, а уже оттуда — во многие европейские языки. Считается, что в русский оно было занесено через польский.
Как объясняется в этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера, это греческое слово изначально означало «досуг», то есть занятия в свободное время. Позже появилось другое значение: непринуждённая беседа, а также место для беседы.
То же значение — «досуг», «праздность» — отмечается в итальянском и немецком словарях, объясняющих этимологию слов scuola (итал.) и schule (нем.). Известно также, что в древнеримских термах места рядом с купальней, где люди ожидали своей очереди (наверняка болтая при этом друг с другом), назывались schola labri — купальный досуг.
Как же досуг превратился в место для учёбы? Тут надо вспомнить, как популярны были в Древней Греции философы. Послушать их умные мысли, а то и поспорить с ними, собиралось немало людей. Это был интеллектуальный досуг — примерно как мы сейчас слушаем лекции на интересные нам темы просто так, для саморазвития и из любопытства. Ну а поскольку всякий уважаемый философ имел круг учеников, слово постепенно закрепилось для обозначения мест, где учат и учатся.
Слово «школа» происходит от древнегреческого σχολή (звучало примерно как «скхолэ»), из которого попало сначала в латинский, а уже оттуда — во многие европейские языки. Считается, что в русский оно было занесено через польский.
Как объясняется в этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера, это греческое слово изначально означало «досуг», то есть занятия в свободное время. Позже появилось другое значение: непринуждённая беседа, а также место для беседы.
То же значение — «досуг», «праздность» — отмечается в итальянском и немецком словарях, объясняющих этимологию слов scuola (итал.) и schule (нем.). Известно также, что в древнеримских термах места рядом с купальней, где люди ожидали своей очереди (наверняка болтая при этом друг с другом), назывались schola labri — купальный досуг.
Как же досуг превратился в место для учёбы? Тут надо вспомнить, как популярны были в Древней Греции философы. Послушать их умные мысли, а то и поспорить с ними, собиралось немало людей. Это был интеллектуальный досуг — примерно как мы сейчас слушаем лекции на интересные нам темы просто так, для саморазвития и из любопытства. Ну а поскольку всякий уважаемый философ имел круг учеников, слово постепенно закрепилось для обозначения мест, где учат и учатся.
Дальше
Проверить
Узнать результат
От какого из этих глаголов происходит слово «гимназия»? Опять же не в русском языке, а в том, где оно изначально появилось :)
Слово «гимназия», а точнее «гимнасий» тоже появились в Древней Греции, а уже потом перекочевало в латинский язык, где превратилось в gymnasium. На греческом это слово писалось γυμνάσιον и означало гимнастику, то есть физические упражнения, а также общественное место для таких тренировок. Произошло оно от глагола со значением «обнажаться, раздеваться, упражняться». Всё логично: перед физической тренировкой надо снять с себя хитон, иначе будет неудобно заниматься.
У древних греков, как известно, был культ здорового крепкого тела. Юноши тренировались в специально отведённых для этого местах. Считается, что поначалу это были даже не постройки, а просто выделенные для таких занятий участки земли. Там же со временем стали изучать философию, литературу и прочие премудрости. Так что постепенно слово «гимнасий» прикрепилось к школам известных философов. Например, свои гимнасии были у Платона и Аристотеля.
Слово «гимназия», а точнее «гимнасий» тоже появились в Древней Греции, а уже потом перекочевало в латинский язык, где превратилось в gymnasium. На греческом это слово писалось γυμνάσιον и означало гимнастику, то есть физические упражнения, а также общественное место для таких тренировок. Произошло оно от глагола со значением «обнажаться, раздеваться, упражняться». Всё логично: перед физической тренировкой надо снять с себя хитон, иначе будет неудобно заниматься.
У древних греков, как известно, был культ здорового крепкого тела. Юноши тренировались в специально отведённых для этого местах. Считается, что поначалу это были даже не постройки, а просто выделенные для таких занятий участки земли. Там же со временем стали изучать философию, литературу и прочие премудрости. Так что постепенно слово «гимнасий» прикрепилось к школам известных философов. Например, свои гимнасии были у Платона и Аристотеля.
Слово «гимназия», а точнее «гимнасий» тоже появились в Древней Греции, а уже потом перекочевало в латинский язык, где превратилось в gymnasium. На греческом это слово писалось γυμνάσιον и означало гимнастику, то есть физические упражнения, а также общественное место для таких тренировок. Произошло оно от глагола со значением «обнажаться, раздеваться, упражняться». Всё логично: перед физической тренировкой надо снять с себя хитон, иначе будет неудобно заниматься.
У древних греков, как известно, был культ здорового крепкого тела. Юноши тренировались в специально отведённых для этого местах. Считается, что поначалу это были даже не постройки, а просто выделенные для таких занятий участки земли. Там же со временем стали изучать философию, литературу и прочие премудрости. Так что постепенно слово «гимнасий» прикрепилось к школам известных философов. Например, свои гимнасии были у Платона и Аристотеля.
Дальше
Проверить
Узнать результат
С каким из древнегреческих мифов связано слово «академия»?
Академией (на греческом Ἀκαδήμεια) называлась философская школа (гимнасий) великого философа Платона. Он открыл её в 387 году до н. э. Название связано с расположением школы — она находилась возле Афин в роще, названной в честь мифического героя Академа (по легенде, он был там похоронен). Академ известен тем, что указал братьям Прекрасной Елены, где её прячет похититель Тесей.
Платоновская Академия стала прообразом будущих университетов и намного пережила своего создателя — закрылась она, только когда византийский император Юстиниан запретил все школы античной философии. Причина проста: наступила эпоха христианства, и всё античное стало считаться языческим. Но слово «академия», как и философия Платона, да и всё наследие античности забыто не было. Имя собственное стало нарицательным.
Академией (на греческом Ἀκαδήμεια) называлась философская школа (гимнасий) великого философа Платона. Он открыл её в 387 году до н. э. Название связано с расположением школы — она находилась возле Афин в роще, названной в честь мифического героя Академа (по легенде, он был там похоронен). Академ известен тем, что указал братьям Прекрасной Елены, где её прячет похититель Тесей.
Платоновская Академия стала прообразом будущих университетов и намного пережила своего создателя — закрылась она, только когда византийский император Юстиниан запретил все школы античной философии. Причина проста: наступила эпоха христианства, и всё античное стало считаться языческим. Но слово «академия», как и философия Платона, да и всё наследие античности забыто не было. Имя собственное стало нарицательным.
Академией (на греческом Ἀκαδήμεια) называлась философская школа (гимнасий) великого философа Платона. Он открыл её в 387 году до н. э. Название связано с расположением школы — она находилась возле Афин в роще, названной в честь мифического героя Академа (по легенде, он был там похоронен). Академ известен тем, что указал братьям Прекрасной Елены, где её прячет похититель Тесей.
Платоновская Академия стала прообразом будущих университетов и намного пережила своего создателя — закрылась она, только когда византийский император Юстиниан запретил все школы античной философии. Причина проста: наступила эпоха христианства, и всё античное стало считаться языческим. Но слово «академия», как и философия Платона, да и всё наследие античности забыто не было. Имя собственное стало нарицательным.
Дальше
Проверить
Узнать результат
С каким животным связано слово «лицей»?
С лицеем история очень похожая на историю академии. Ещё одной легендарной философской школой (гимнасием) в Афинах был Ликей (Λύκειον). Там преподавал Аристотель, и долгое время этому знаменитому гимнасию покровительствовал Александр Македонский.
Название «Ликей» тоже было связано с расположением — рядом находился храм Аполлона Ликейского. У каждого бога древнегреческого пантеона была целая куча эпитетов, употреблявшихся вместе с его именем и связанных с той или иной «суперсилой». Например, Аполлон был и Мусагет («Водитель муз»), и Алексикакос («Отвратитель зла»), и Кифаред («Играющий на кифаре»), и Акесий («Целитель»), и даже Сминфей («Мышиный», то есть спасающий от нашествия грызунов). А вот Ликейский означало — Волчий (λύκος — волк). Так что слово «лицей» связано со словом «волк».
Как и в случае с академией, греческое слово «ликей» перекочевало сначала в латинский язык (lусеum), а оттуда в разные европейские языки, обозначая уже не одну конкретную школу Аристотеля, а целый тип учебных заведений. Языковеды считают, что в Россию оно пришло, скорее всего, от немецкого lyzeum.
С лицеем история очень похожая на историю академии. Ещё одной легендарной философской школой (гимнасием) в Афинах был Ликей (Λύκειον). Там преподавал Аристотель, и долгое время этому знаменитому гимнасию покровительствовал Александр Македонский.
Название «Ликей» тоже было связано с расположением — рядом находился храм Аполлона Ликейского. У каждого бога древнегреческого пантеона была целая куча эпитетов, употреблявшихся вместе с его именем и связанных с той или иной «суперсилой». Например, Аполлон был и Мусагет («Водитель муз»), и Алексикакос («Отвратитель зла»), и Кифаред («Играющий на кифаре»), и Акесий («Целитель»), и даже Сминфей («Мышиный», то есть спасающий от нашествия грызунов). А вот Ликейский означало — Волчий (λύκος — волк). Так что слово «лицей» связано со словом «волк».
Как и в случае с академией, греческое слово «ликей» перекочевало сначала в латинский язык (lусеum), а оттуда в разные европейские языки, обозначая уже не одну конкретную школу Аристотеля, а целый тип учебных заведений. Языковеды считают, что в Россию оно пришло, скорее всего, от немецкого lyzeum.
С лицеем история очень похожая на историю академии. Ещё одной легендарной философской школой (гимнасием) в Афинах был Ликей (Λύκειον). Там преподавал Аристотель, и долгое время этому знаменитому гимнасию покровительствовал Александр Македонский.
Название «Ликей» тоже было связано с расположением — рядом находился храм Аполлона Ликейского. У каждого бога древнегреческого пантеона была целая куча эпитетов, употреблявшихся вместе с его именем и связанных с той или иной «суперсилой». Например, Аполлон был и Мусагет («Водитель муз»), и Алексикакос («Отвратитель зла»), и Кифаред («Играющий на кифаре»), и Акесий («Целитель»), и даже Сминфей («Мышиный», то есть спасающий от нашествия грызунов). А вот Ликейский означало — Волчий (λύκος — волк). Так что слово «лицей» связано со словом «волк».
Как и в случае с академией, греческое слово «ликей» перекочевало сначала в латинский язык (lусеum), а оттуда в разные европейские языки, обозначая уже не одну конкретную школу Аристотеля, а целый тип учебных заведений. Языковеды считают, что в Россию оно пришло, скорее всего, от немецкого lyzeum.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что изначально подразумевалось под словом «университет»?
«Университет» происходит от латинского слова universitas, которое означает «совокупность». В словарях можно встретить объяснение, что университет значит совокупность наук.
Но многие исследователи полагают, что это понимание сложилось уже тогда, когда университеты стали тем, чем они являются сейчас. На самом же деле под universitas в Средние века изначально имелась в виду организованная совокупность людей, то есть сообщество. Словом universitas называли, например, членов ремесленного цеха. Все жители одного города назывались universitas civium, что означало «совокупность граждан».
Люди, объединявшиеся для изучения наук, тоже считались своего рода корпорацией. Именовались они в зависимости от места обитания. Например: университет магистров и школяров Парижа. Эти сообщества вырабатывали определённые правила общения внутри себя, а также сообща отстаивали свои права и интересы во внешних конфликтах с горожанами.
В пользу понимания университета как объединения людей говорит тот факт, что в римском праве, на базе которого развивалось право разных стран Европы, термин universitas означал «юридическое лицо», то есть любую организацию.
А вот к концу XIV века повсеместное использование этого термина сохранилось только за академическими учреждениями.
«Университет» происходит от латинского слова universitas, которое означает «совокупность». В словарях можно встретить объяснение, что университет значит совокупность наук.
Но многие исследователи полагают, что это понимание сложилось уже тогда, когда университеты стали тем, чем они являются сейчас. На самом же деле под universitas в Средние века изначально имелась в виду организованная совокупность людей, то есть сообщество. Словом universitas называли, например, членов ремесленного цеха. Все жители одного города назывались universitas civium, что означало «совокупность граждан».
Люди, объединявшиеся для изучения наук, тоже считались своего рода корпорацией. Именовались они в зависимости от места обитания. Например: университет магистров и школяров Парижа. Эти сообщества вырабатывали определённые правила общения внутри себя, а также сообща отстаивали свои права и интересы во внешних конфликтах с горожанами.
В пользу понимания университета как объединения людей говорит тот факт, что в римском праве, на базе которого развивалось право разных стран Европы, термин universitas означал «юридическое лицо», то есть любую организацию.
А вот к концу XIV века повсеместное использование этого термина сохранилось только за академическими учреждениями.
«Университет» происходит от латинского слова universitas, которое означает «совокупность». В словарях можно встретить объяснение, что университет значит совокупность наук.
Но многие исследователи полагают, что это понимание сложилось уже тогда, когда университеты стали тем, чем они являются сейчас. На самом же деле под universitas в Средние века изначально имелась в виду организованная совокупность людей, то есть сообщество. Словом universitas называли, например, членов ремесленного цеха. Все жители одного города назывались universitas civium, что означало «совокупность граждан».
Люди, объединявшиеся для изучения наук, тоже считались своего рода корпорацией. Именовались они в зависимости от места обитания. Например: университет магистров и школяров Парижа. Эти сообщества вырабатывали определённые правила общения внутри себя, а также сообща отстаивали свои права и интересы во внешних конфликтах с горожанами.
В пользу понимания университета как объединения людей говорит тот факт, что в римском праве, на базе которого развивалось право разных стран Европы, термин universitas означал «юридическое лицо», то есть любую организацию.
А вот к концу XIV века повсеместное использование этого термина сохранилось только за академическими учреждениями.
Дальше
Проверить
Узнать результат
А теперь давайте подумаем, почему «факультет» — объединение людей, изучающих одну и ту же науку, а «факультативный» — это необязательный. Что буквально означал общий корень этих слов?
И «факультет», и «факультатив» происходят от латинского слова facultās, означавшего возможность, способность, силу. Есть версия, что в университете факультет буквально означал «отделение, учитывающее способности, возможности студентов». Словом, кто в чём силён, тот тому и учится.
В то же время возможность и способность — это ещё и право поступать определённым образом, то есть право выбора. В римском праве, например (юридические термины и принципы которого, напомним, «перекочевали» во все системы европейского права), есть понятие факультативных обязательств (obligatio facultativa). Оно означает, что должник может заменить основное исполнение своего долга каким-то другим, о котором тоже договорились заранее. Например, продавец должен передать покупателю яблоки, но если у него случится яблочный неурожай, то вместо них он может передать груши.
Факультет можно было выбирать. Правда, кроме базового — свободных искусств, — потому что с него все начинали, прежде чем приступить к изучению специальных наук, богословских, юридических или медицинских. Лекции делились на обязательные (ординарные) и необязательные (экстраординарные). Последние были факультативными, то есть каждый студент сам решал, что из них послушать.
Верже Жак в книге «Средневековые университеты» пишет, что многие идеи средневековых философов-гуманистов проложили себе путь как раз на популярных факультативах.
И «факультет», и «факультатив» происходят от латинского слова facultās, означавшего возможность, способность, силу. Есть версия, что в университете факультет буквально означал «отделение, учитывающее способности, возможности студентов». Словом, кто в чём силён, тот тому и учится.
В то же время возможность и способность — это ещё и право поступать определённым образом, то есть право выбора. В римском праве, например (юридические термины и принципы которого, напомним, «перекочевали» во все системы европейского права), есть понятие факультативных обязательств (obligatio facultativa). Оно означает, что должник может заменить основное исполнение своего долга каким-то другим, о котором тоже договорились заранее. Например, продавец должен передать покупателю яблоки, но если у него случится яблочный неурожай, то вместо них он может передать груши.
Факультет можно было выбирать. Правда, кроме базового — свободных искусств, — потому что с него все начинали, прежде чем приступить к изучению специальных наук, богословских, юридических или медицинских. Лекции делились на обязательные (ординарные) и необязательные (экстраординарные). Последние были факультативными, то есть каждый студент сам решал, что из них послушать.
Верже Жак в книге «Средневековые университеты» пишет, что многие идеи средневековых философов-гуманистов проложили себе путь как раз на популярных факультативах.
И «факультет», и «факультатив» происходят от латинского слова facultās, означавшего возможность, способность, силу. Есть версия, что в университете факультет буквально означал «отделение, учитывающее способности, возможности студентов». Словом, кто в чём силён, тот тому и учится.
В то же время возможность и способность — это ещё и право поступать определённым образом, то есть право выбора. В римском праве, например (юридические термины и принципы которого, напомним, «перекочевали» во все системы европейского права), есть понятие факультативных обязательств (obligatio facultativa). Оно означает, что должник может заменить основное исполнение своего долга каким-то другим, о котором тоже договорились заранее. Например, продавец должен передать покупателю яблоки, но если у него случится яблочный неурожай, то вместо них он может передать груши.
Факультет можно было выбирать. Правда, кроме базового — свободных искусств, — потому что с него все начинали, прежде чем приступить к изучению специальных наук, богословских, юридических или медицинских. Лекции делились на обязательные (ординарные) и необязательные (экстраординарные). Последние были факультативными, то есть каждый студент сам решал, что из них послушать.
Верже Жак в книге «Средневековые университеты» пишет, что многие идеи средневековых философов-гуманистов проложили себе путь как раз на популярных факультативах.
Дальше
Проверить
Узнать результат
С каким понятием связано происхождение слова «курс»?
Латинское слово cursus происходит от глагола currere, означавшего бежать, спешить, скоро двигаться. У самого слова cursus очень много значений: это и бег, и просто быстрое движение (в том числе езда), и путь, путешествие, и течение, ход, направление.
Латинское слово cursus происходит от глагола currere, означавшего бежать, спешить, скоро двигаться. У самого слова cursus очень много значений: это и бег, и просто быстрое движение (в том числе езда), и путь, путешествие, и течение, ход, направление.
Латинское слово cursus происходит от глагола currere, означавшего бежать, спешить, скоро двигаться. У самого слова cursus очень много значений: это и бег, и просто быстрое движение (в том числе езда), и путь, путешествие, и течение, ход, направление.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что буквально означает слово «лекция»?
Слово «лекция» — латинское (lectio), означало оно «чтение». И поначалу это было действительно чтением в прямом смысле слова: преподаватель приносил на занятие книгу и читал её вслух. Освоить какую-то науку тогда означало ознакомиться с определённым набором книг. Роджер Бэкон в XIII веке писал: «Если некто знает текст, он знает всё, что относится к науке, о которой толкует этот текст».
Был список книг, которые надо было прочитать обязательно, и список книг менее важных — для чтения по желанию. Ну а поскольку книги до изобретения книгопечатания были чрезвычайно дороги и малочисленны, возникла практика их чтения вслух. Попутно преподаватель пояснял наиболее сложные места. Кстати, правила запрещали студентам требовать от него повторения или задержки чтения. «Помедленнее, я записываю!» — в средневековом университете такое не прошло бы.
Уже позднее лекции превратились в обобщённый доклад преподавателя по теме, с разбором разных авторов и сопоставлением их текстов.
Кроме лекции, в средневековых университетах были ещё репетиции (repetitio) и диспуты (disputatio). Репетиция — это подробный анализ конкретного текста с разных сторон и его обсуждение. А на диспутах школяры учились искусству спора.
Слово «лекция» — латинское (lectio), означало оно «чтение». И поначалу это было действительно чтением в прямом смысле слова: преподаватель приносил на занятие книгу и читал её вслух. Освоить какую-то науку тогда означало ознакомиться с определённым набором книг. Роджер Бэкон в XIII веке писал: «Если некто знает текст, он знает всё, что относится к науке, о которой толкует этот текст».
Был список книг, которые надо было прочитать обязательно, и список книг менее важных — для чтения по желанию. Ну а поскольку книги до изобретения книгопечатания были чрезвычайно дороги и малочисленны, возникла практика их чтения вслух. Попутно преподаватель пояснял наиболее сложные места. Кстати, правила запрещали студентам требовать от него повторения или задержки чтения. «Помедленнее, я записываю!» — в средневековом университете такое не прошло бы.
Уже позднее лекции превратились в обобщённый доклад преподавателя по теме, с разбором разных авторов и сопоставлением их текстов.
Кроме лекции, в средневековых университетах были ещё репетиции (repetitio) и диспуты (disputatio). Репетиция — это подробный анализ конкретного текста с разных сторон и его обсуждение. А на диспутах школяры учились искусству спора.
Слово «лекция» — латинское (lectio), означало оно «чтение». И поначалу это было действительно чтением в прямом смысле слова: преподаватель приносил на занятие книгу и читал её вслух. Освоить какую-то науку тогда означало ознакомиться с определённым набором книг. Роджер Бэкон в XIII веке писал: «Если некто знает текст, он знает всё, что относится к науке, о которой толкует этот текст».
Был список книг, которые надо было прочитать обязательно, и список книг менее важных — для чтения по желанию. Ну а поскольку книги до изобретения книгопечатания были чрезвычайно дороги и малочисленны, возникла практика их чтения вслух. Попутно преподаватель пояснял наиболее сложные места. Кстати, правила запрещали студентам требовать от него повторения или задержки чтения. «Помедленнее, я записываю!» — в средневековом университете такое не прошло бы.
Уже позднее лекции превратились в обобщённый доклад преподавателя по теме, с разбором разных авторов и сопоставлением их текстов.
Кроме лекции, в средневековых университетах были ещё репетиции (repetitio) и диспуты (disputatio). Репетиция — это подробный анализ конкретного текста с разных сторон и его обсуждение. А на диспутах школяры учились искусству спора.
Дальше
Проверить
Узнать результат
От какого слова произошло название такого формата занятий, как семинар?
Слово «семинар» тоже латинское (seminarium), означает оно «рассадник», «питомник» и происходит от слова semen — «семя». Но в значении особого типа университетских занятий это слово стало использоваться в немецком языке, а уже оттуда пришло в русский.
Появление семинаров связано с новой концепцией высшего образования, которую предложил и частично реализовал в Берлинском университете Вильгельм фон Гумбольдт в XIX веке. 
Гумбольдт считал, что настоящее образование возможно лишь в сочетании с научным поиском. Поэтому преподаватель должен не только передавать старые знания, но и создавать новые вместе со своими студентами. Этой цели, по задумке, и должны были служить семинарские занятия, где преподаватель и студенты на равных вместе работают над какой-то научной проблемой, ищут её решение.
А в целом в образовании латинское слово seminarium «наследило» задолго до появления Берлинского университета. Семинариями назывались богословские школы, которые стали открываться с XVI века.
Так что семинарии призваны были сеять истинную веру, а семинары — новые научные открытия.
Слово «семинар» тоже латинское (seminarium), означает оно «рассадник», «питомник» и происходит от слова semen — «семя». Но в значении особого типа университетских занятий это слово стало использоваться в немецком языке, а уже оттуда пришло в русский.
Появление семинаров связано с новой концепцией высшего образования, которую предложил и частично реализовал в Берлинском университете Вильгельм фон Гумбольдт в XIX веке. 
Гумбольдт считал, что настоящее образование возможно лишь в сочетании с научным поиском. Поэтому преподаватель должен не только передавать старые знания, но и создавать новые вместе со своими студентами. Этой цели, по задумке, и должны были служить семинарские занятия, где преподаватель и студенты на равных вместе работают над какой-то научной проблемой, ищут её решение.
А в целом в образовании латинское слово seminarium «наследило» задолго до появления Берлинского университета. Семинариями назывались богословские школы, которые стали открываться с XVI века.
Так что семинарии призваны были сеять истинную веру, а семинары — новые научные открытия.
Слово «семинар» тоже латинское (seminarium), означает оно «рассадник», «питомник» и происходит от слова semen — «семя». Но в значении особого типа университетских занятий это слово стало использоваться в немецком языке, а уже оттуда пришло в русский.
Появление семинаров связано с новой концепцией высшего образования, которую предложил и частично реализовал в Берлинском университете Вильгельм фон Гумбольдт в XIX веке. 
Гумбольдт считал, что настоящее образование возможно лишь в сочетании с научным поиском. Поэтому преподаватель должен не только передавать старые знания, но и создавать новые вместе со своими студентами. Этой цели, по задумке, и должны были служить семинарские занятия, где преподаватель и студенты на равных вместе работают над какой-то научной проблемой, ищут её решение.
А в целом в образовании латинское слово seminarium «наследило» задолго до появления Берлинского университета. Семинариями назывались богословские школы, которые стали открываться с XVI века.
Так что семинарии призваны были сеять истинную веру, а семинары — новые научные открытия.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Да что мы всё о латыни с древнегреческим? Что, у нас своих русских слов нет, что ли? Есть! Как вы думаете, с каким из этих понятий тесно связано наше русское слово «урок»?
Слово «урок» общее для разных славянских языков. Происходит оно от глагола «уректи» или «ректи», то есть «сказать», «говорить». «Речь» и «урок» — слова родственные. Родственными для них являются и слова «уговор» или «договор», потому что означают они договорённость о чём-то. В старину договоры были, конечно, устными, то есть это, опять же, про речь. Мало того, договоры в старину так и называли — урок.
Слово «урок» общее для разных славянских языков. Происходит оно от глагола «уректи» или «ректи», то есть «сказать», «говорить». «Речь» и «урок» — слова родственные. Родственными для них являются и слова «уговор» или «договор», потому что означают они договорённость о чём-то. В старину договоры были, конечно, устными, то есть это, опять же, про речь. Мало того, договоры в старину так и называли — урок.
Слово «урок» общее для разных славянских языков. Происходит оно от глагола «уректи» или «ректи», то есть «сказать», «говорить». «Речь» и «урок» — слова родственные. Родственными для них являются и слова «уговор» или «договор», потому что означают они договорённость о чём-то. В старину договоры были, конечно, устными, то есть это, опять же, про речь. Мало того, договоры в старину так и называли — урок.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что ж, угадать получилось немного. Если честно, мы и сами о значении многих слов ни за что не догадались бы! Но узнать про них было интересно, правда? 

Кстати, мы регулярно рассказываем о значении новых терминов в образовании, которых становится всё больше и больше. Например, что такое андрагогика и хьютагогика, педагогический дизайн, гибридное обучение и peer-to-peer-обучение.
Пройти ещё раз

О, у вас не так уж мало правильных ответов! Класс! Если честно, мы сами столько значений слов вряд ли угадали бы, если бы не покопались в источниках. 

Кстати, мы регулярно рассказываем о значении новых терминов в образовании, которых становится всё больше и больше. Например, что такое андрагогика и хьютагогика, педагогический дизайн, гибридное обучение и peer-to-peer-обучение.
Пройти ещё раз
Ого, как много у вас правильных ответов! Одно из трёх: вы либо филолог, либо специалист по истории образования, либо профессиональный игрок в «Что? Где? Когда?». Ну либо вам просто невероятно повезло в угадывании :) В любом случае — круто!

Кстати, мы регулярно рассказываем о значении новых терминов в образовании, которых становится всё больше и больше. Например, что такое андрагогика и хьютагогика, педагогический дизайн, гибридное обучение и peer-to-peer-обучение.
Пройти ещё раз
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована